4 Царств 15 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Азария, сын Амасии, иудейский царь, стал царём в двадцать седьмой год царствования Иеровоама, израильского царя.
2 Азарии было шестнадцать лет, когда он стал царём, и правил он в Иерусалиме пятьдесят два года. Его мать звали Иехолия; она была родом из Иерусалима.
3 Азария делал то, что Господь считал правильным, поступая так, как поступал его отец Амасия.
4 Однако он не уничтожил высоты, и народ продолжал приносить на них жертвы и сжигать благовонное курение.
5 Господь поразил Азарию проказой. Он страдал от этой болезни до самой смерти и жил в отдельном доме. Иофам, царский сын, заботился о царском дворце и управлял народом.
6 Все остальные дела Азарии были описаны в книге «Летописи иудейских царей».
7 Когда Азария умер, он был похоронен с его предками в городе Давида, а новым царём после него стал его сын Иофам.
8 Захария, сын Иеровоама, стал царём над Израилем в Самарии в тридцать восьмой год царствования Азарии, иудейского царя.
9 Он делал то, что Господь считал злом, поступая так же, как и его предки. Захария не перестал совершать грехи Иеровоама, сына Навата, который ввёл Израиль в грех.
10 Селлум, сын Иависа, составил против Захарии заговор. Он убил его в Ивлеаме и стал новым царём вместо него.
11 Остальные свершения Захарии описаны в книге «Летописи израильских царей».
12 Так исполнились слова Господа, которые Он сказал Ииую:
«Твои потомки будут править в Израильской земле до четвёртого поколения».
13 Селлум, сын Иависа, стал царём на тридцать девятый год царствования Уззии, иудейского царя. Селлум правил в Самарии один месяц.
14 Затем из Фирцы в Самарию пришёл Менаим, сын Гадия. Там Он убил Селлума, сына Иависа, и стал новым царём вместо него.
15 Остальные дела, которые совершил Селлум, включая его заговор против Захарии, описаны в книге «Летописи израильских царей».
16 Менаим покорил город Типсах и все земли вокруг него. Люди, жившие там, отказались открыть ему городские ворота. Поэтому Менаим убил их и разрубил всех беременных женщин в городе.
17 Менаим, сын Гадия, стал царём над Израилем на тридцать девятый год царствования Азарии, иудейского царя. Менаим правил в Самарии на протяжении десяти лет.
18 Менаим делал то, что Господь считал злом. Он не перестал совершать грехи Иеровоама, сына Навата, который ввёл Израиль в грех.
19 Фул, ассирийский царь, пришёл, чтобы воевать против Израиля. Менаим дал Фулу 1 000 талантов серебра. Он сделал это, чтобы добиться поддержки Фула и укрепить своё царство.
20 Менаим собрал эти деньги, заставив каждого богатого человека внести по 50 шекелей серебра. Когда Менаим отдал деньги ассирийскому царю, тот покинул Израиль.
21 Все остальные дела, которые совершил Менаим, описаны в книге «Летописи израильских царей».
22 Менаим умер, а после него новым царём стал его сын Факия.
23 Факия, сын Менаима, стал царём над Израилем в Самарии в пятидесятый год царствования Азарии, иудейского царя. Факия правил на протяжении двух лет.
24 Он делал то, что Господь считал злом, не прекратив совершать грехи Иеровоама, сына Навата, который ввёл Израиль в грех.
25 Одним из его начальников был Факей, сын Ремалии. Факей устроил заговор против Факии и убил его в царском дворце в Самарии. С Факеем было пятьдесят человек из Галаада, а также Аргов и Ариех, когда он убил Факию, а сам стал царём вместо него.
26 Все остальные дела, которые совершил Факий, описаны в книге «Летописи израильских царей».
27 Факей, сын Ремалии, стал царём над Израилем в Самарии на пятьдесят второй год царствования Азарии, иудейского царя. Факей правил на протяжении двадцати лет.
28 Факей делал то, что Господь считал злом, не прекратив совершать грехи Иеровоама, сына Навата, который ввёл Израиль в грех.
29 В то время, когда Факей правил над Израилем, пришёл Феглаффелласар, ассирийский царь. Он захватил Ийон, Авел-Беф-Мааху, Ианох, Кедес, Асор, Галаад, Галилею и всю землю Неффалима. Он пленил людей, живших в этих городах, и переселил их в Ассирию.
30 Затем Осия, сын Елаха, устроил заговор против Факея, сына Ремалии. Он напал на Факея, убил его, а сам стал царём вместо него. Это произошло на двадцатый год царствования Иоафама, сына Уззии.
31 Остальные дела, которые совершил Факей, описаны в книге «Летописи израильских царей».
32 Иоафам, сын Уззии, иудейского царя, стал царём во второй год царствования Факея, сына Ремалии, израильского царя.
33 Иоафаму было двадцать пять лет, когда он стал царём. Он правил шестнадцать лет в Иерусалиме. Его мать звали Иеруша, которая была дочерью Садока.
34 Иоафам делал то, что Господь считал правильным и поступал так же, как и его отец Уззия.
35 Но он не уничтожил высоты, и люди продолжали приносить на них жертвоприношения и сжигать благовонное курение. Иоафам восстановил Верхние ворота храма Господа.
36 Остальные дела, которые совершил Иоафам, описаны в книге «Летописи иудейских царей».
37 В это время Господь послал Рецина, сирийского царя, и Факея, сына Ремалии, воевать против Иудеи.
38 Когда Иоафам умер, он был похоронен со своими праотцами в городе его предка Давида, а новым царём после него стал его сын Ахаз.

Толкование Далласской семинарии

м. Благочестивое правление Азарии в Иудее (15:1−7)

4Цар 15:1−4. Азария («Иегова помог») именовался также Озией, или Осией («Иегова — сила моя»); на страницах Ветхого Завета мы сталкиваемся с ним именно как с Озией уже в этой главе (стих 30, 32, 34), а также в 2Пар 26; Ис 1:1; Ос 1:1; Ам 1:1; Зах 14:5 и в других местах. Двадцать седьмой год соправления Иеровоама II с его отцом Иоасом приходился на 767 г. до Р. Х. В тот год Азария (Озия) стал единолично управлять Иудеей (до того он замещал на престоле своего отца — Амасию, находившегося в плену в Израиле, а затем, по возвращении Амасии, царствовал вместе с ним до его смерти).

Азария был шестнадцати лет, когда сел на трон, вместо отца (выше), в 790 г. до Р. Х.). Царствовал он в Иерусалиме в общей сложности пятьдесят два года (790−739 гг. до Р. Х.). На тот момент это было самое длительное правление одного царя (как в Иудее, так и в Израиле). Азария, подобно своему отцу, был благочестивым царем, но и при нем высоты не были отменены (толкование на 3Цар 22:43); поклонение Иегове на высотах совершалось в ослушание Моисеева закона (Втор 12:2−7, 13−14).

4Цар 15:5. Автор 2-й Паралипоменон повествует об Азарии (Озии) более полно, рассказывает и о том, за какое согрешение был он поражен проказой (2Пар 26:16−21). Став прокаженным (в 750 г. до Р. Х.), Азария разделил трон с сыном своим Иофамом; это «двойное правление» продолжалось до смерти Азарии в 739 г. В соответствии с законом, действовавшим в Израиле, прокаженный царь в какой-то степени изолировал себя от общества, но по-прежнему играл политическую роль; делами же дворца и земли управлял Иофам.

4Цар 15:6−7. Помимо того, что было написано об Азарии в летописи царей Иудейских, мы знаем (2Пар 26:22), что о нем писал Исаия. Может быть, этот пророк и был составителем его летописи, как и некоторых других царей Иудеи, но, возможно, Исаия оставил какое-то другое «описание».

Похоронили Азарию в городе Давидовом, в районе Царских гробниц (2Пар 26:23); и воцарился на троне Иудеи Иоафам, сын его.

Азария был одним из тех царей Иудеи, которые оставили в ее истории наиболее заметный след. Он расширил территорию страны к югу от Елафа (4Цар 14:22), на востоке до пределов аммонитян, которые сделались его данниками (2Пар 26:8); на западе он воевал с филистимлянами и одерживал над ними победы (2Пар 26:6−7). Азария укрепил Иерусалим и вел строительные работы в разных частях Иудеи (2Пар 26:9−10, 15), реорганизовал армию (2Пар 26:11−14).

Вместе территория Израиля и Иудеи при Иеровоаме II и Азарии — соответственно, была примерно такой же, какой была при Давиде и Соломоне, т. е. до разделения страны на Северное и Южное царства. После смерти израильского царя Иеровоама II Азария, царь иудейский, сделался еще могущественнее; одно время он стремился возглавить коалицию соседних народов, чтобы отразить угрозу со стороны Ассирийского царства. К несчастью, возгордившись своими успехами и победами, Азария вторгся в сферу богослужения, и Бог смирил его, наслав на него страшную болезнь (2Пар 26:16−21).

н. Нечестивое правление Захарии в Израиле (15:8−12)

4Цар 15:8−12. На тридцать восьмом году правления Азарии в Иудее (753 г. до Р. Х.) на трон Израиля воссел Захария, сын Иеровоама II, правивший всего шесть месяцев. При нем, как и при его предшественниках, в Израиле продолжали поклоняться золотым тельцам в Дане и Вефиле (напомним, что культ этот был введен царем Иеровоамом I). Захария был принародно убит неким Селлумом, воцарившимся после него; то обстоятельство, что ему позволено было сесть на трон, говорит о том, что Захария не был популярен в народе. Со смертью Захарии прекратилась пятая династия израильских царей — во исполнение слова Божьего, изреченного Ииую, о том, что четыре потомка его, один за другим, будут царствовать над Израилем (10:30).

о. Нечестивое правление Селлума в Израиле (15:13−16)

4Цар 15:13−16. Всего один месяц (в 752 г. до Р. Х.) продолжалось царствование Селлума в Самарии — самое короткое (после семидневного пребывания на престоле Замврия; 3Цар 16:15−20) царствование в истории Израиля.

Менаим (согласно «Иудейским древностям» Иосифа Флавия) был главнокомандующим армии при Иеровоаме II. Он стоял в Фирце, прежней столице Израиля (3Цар 15:21, 33; 16:6, 8−9, 15, 17, 23). В его глазах Селлум был узурпатором трона; право на него после смерти Захарии принадлежит ему, Менаиму, полагал главнокомандующий.

Типсах, вероятно, находившийся неподалеку от Фирцы и Самарии, видимо, оказал Менаиму сопротивление; жители его (как и прилегающей территории) не пожелали признать в нем царя и отказались впустить его в город. Тогда Менаим взял Типсах силой и подверг его разрушению; все горожане, включая беременных женщин, были зверски убиты. Вероятно, таким образом Менаим хотел запугать другие израильские города и добиться от них поддержки.

п. Нечестивое правление Менаима в Израиле (15:17−22)

4Цар 15:17−18. Царствование Менаима, основателя седьмой династии израильских царей, продолжалось десять лет (752−742 г. до Р. Х.). В отступничестве своем от Иеговы Менаим ничем не отличался от многих своих предшественников.

4Цар 15:19−22. В ассирийских клинописях Фул отождествляется с Тиглат-Палассаром III (745−727 г. до Р. Х.; в библейском написании — Феглаффелласар — стих 29; 16:7, 10; 1Пар 5:26). Здесь первое в книге упоминание об Ассирии; при Менаиме ассирийцы впервые вступили на землю Израиля (в 743 г. до Р. Х.). Фул был одним из могущественнейших ассирийских царей.

Менаим откупился от него, уплатив ему огромную дань, — примерно 37 тонн серебра; это серебро собрано было с богатых Израильтян (здесь употреблено евр. слово гибборехайл, которым в книге Руфь назван Вооз). И помог Фул утвердиться Менаиму на царстве, а сам ушел из пределов израильских. Когда Менаим умер, то воцарился Факия, сын его.

Р. Нечестивое правление Факии в Израиле (15:23−26)

4Цар 15:23−26. Факия царствовал два года в Самарии (742−740 гг.до Р. Х.). В религиозной политике он следовал все теми же неугодными Господу путями. Один из его высших офицеров, по имени Факей составил против него заговор. Очевидно, из Галаада (в Трансиордании) Факей привел в Самарию пятьдесят человек своих подчиненных; они ворвались в царские покои и умертвили царя вместе с Арговом и Арием (возможно, принцами или сановниками). После чего Факей узурпировал трон.

С. Нечестивое правление Факея в Израиле (15:27−31)

4Цар 15:27−28. Пятьдесят второй год правления Азарии, царя Иудейского, был 740 годом до Р. Х. (Азария оставался царем и какую-то часть 739 года.) И вот в это время над Израилем воцарился Факей. По некоторым данным Факей считал Менаима не царем, а узурпатором трона, и в Галааде, на восточном берегу Иордана, основал своего рода «конкурентное правительство»; в Галааде он вел жизнь крупного военного сановника, признававшего, до поры до времени, свою зависимость от Самарии.

Но свое двадцатилетнее (стих 27) правление он начал именно в Галааде в 752 году, т. е. в тот год, когда Менаим «воцарился» в Самарии. С 752 г. по 740 г. правления Менаима и Факея «перекрывают» таким образом друг друга. А в 740 г., убив сына Менаима — Факию, Факей начинает царствовать в Самарии и остается на троне до свержения своего в 732 г. до Р. Х.

В религиозной политике Факей не только следовал своим многочисленным нечестивым предшественникам, но и, по свидетельству Иосифа Флавия, превзошел их как своим безбожием, так и склонностью нарушать закон Моисея.

4Цар 15:29. Возможно, частично оппозиция Факея Менаиму и его сыну Факию коренилась в их разных взглядах на политику Израиля в отношении Ассирии. Менаим настроен был примиренчески и готов был стать данником могущественного соседа (стихи 19−20). Факей же держался более твердой линии, был сторонником сопротивления. Очевидно, он нашел поддержку в народе, недовольном тяжелой податью, которой царь Менаим обложил зажиточных израильтян в пользу Ассирии. Воцарившись в Самарии, Факей заключил союз с Рецином, царем Дамаска, против ассирийцев.

Но это лишь привело к вторжению Тиглат-Палассара III (Фула) в землю филистимлян и в Израиль, а затем и в Сирию (в 734−732 гг.до Р. Х.; 2Пар 28:5−8). В этих битвах царь Ассирийский взял Ион, город колена Неффалимова, расположенную южнее его Авел-Беф-Мааху и другие города: Ианох и Кедес и Асор; он овладел Галаадом на восточном берегу Иордана и Галилеей, составлявшей северную часть Израиля, включая и всю территорию Неффалима, и переселил жителей этих мест в Ассирию. Эта первая депортация израильтян произошла, вероятно, в 733 г. до Р. Х. Вторая же последовала через 11 лет — в 722 г. до Р. Х.

4Цар 15:30−31. Результатом всех этих бесславных для Израиля дел явился заговор против Факея, составленный Осией; Факей был убит, и Осия воцарился вместо него. Было это в 732 г. до Р. Х. На одной из ассирийских клинописных таблиц имеется утверждение Тиглат-Паллассара III, что он приложил руку к возведению Осин на трон. Осия, как до него Менаим и Факей, подчинился ассирийскому царю.

Т. Благочестивое правление Иоафама в Иудее (15:32−38)

4Цар 15:32−35. Во второй год Факея, т. е. в 750 г. до Р. Х., в Иудее разделил трон со своим отцом Азарией (Озией) Иоафам. Шестнадцатилетнее его правление продолжалось по 735 г. до Р. Х. Но фактически он оставался у власти еще три года — до 732 г., правя вместе со своем сыном Ахазом, который уже официально считался царем. Иоафам был благочестивым царем, но и при нем не были уничтожены высоты (ком на 3Цар 22:43).

Лишь одно из дел, совершенных Иоафамом, записано в 4-й Царств: при доме Господнем царь повелел возвести еще одни (северные) ворота, так называемые верхние ворота. Об осуществлении Иоафамом других строительных проектов, как и о подчинении им аммонитян, ставших данниками Иудеи, рассказано в 2Пар 27:3−5. Царствование Иоафама было успешным, потому что он «устроял пути свои пред лицом Господа, Бога своего» (2Пар 27:6).

4Цар 15:36−38. Объединенные силы Рецина, царя Сирийского, и Факея, царя израильского, выступили против Иудеи, чтобы принудить и ее принять их «жесткую линию» по отношению к Ассирии. Слова — в те дни — более всего относятся к промежутку времени между 735 и 732 г. до Р. Х., когда на троне Иудеи сидели Иоафам и Ахаз (толкование на 16:1).

Рецин и Факей оказывали давление на Южное царство по внушению Господа, Который хотел таким образом испытать веру иудейского царя (16:5−8 и особенно — Ис 7:1−17). Слова отца его в стихе 38 могут относиться как к Давиду, чьим потомком был Иоафам, так и к его непосредственному отцу — Азарин, царствовавшему в Иерусалиме 52 года.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.