4 Царств 19 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Когда царь Езекия услышал об этом, он разорвал свои одежды, оделся во власяницу и пошёл в храм Господа.
2 Езекия послал начальника царского дворца Еликима, секретаря Севну и старших священников к пророку Исаии, сыну Амоса. Они были одеты в траурную одежду.
3 Они сказали ему:
«Царь Езекия приказывает: „Пусть этот день станет особым днём скорби и печали, подобно тому дню, когда приходит время родиться младенцу, но нет сил ему появиться на свет.
4 Господин военачальника, ассирийский царь, послал его оскорбить Бога живого. Может быть, Господь, твой Бог, услышит эти слова и докажет, что враг неправ! Так помолись за людей, которые ещё живы”».
5 Когда слуги царя Езекии пришли к Исаии,
6 он сказал им:
«Передайте своему господину, что говорит Господь: „Не бойся слов, которые слуги ассирийского царя говорили обо Мне, насмехаясь надо Мной.
7 Я пошлю дух против него, и царь услышит весть о том, что его жизнь в опасности. Тогда он возвратится в свою страну, и Я сделаю так, что он будет убит мечом в его земле”».
8 Военачальник услышал, что ассирийский царь ушёл из Лахиса. Когда он прибыл к своему царю, тот воевал против Ливны.
9 Затем ассирийский царь услышал весть о Тиргаке, эфиопском царе. Ему сообщили:
«Тиргак вышел сразиться с тобой!» Тогда ассирийский царь снова отправил послов к Езекии сказать:
10 «Скажите Езекии, иудейскому царю: „Не позволяй Богу, Которому ты доверяешь, обманывать тебя и говорить, что ассирийский царь не захватит Иерусалим!
11 Ты слышал о том, что ассирийские цари сделали с другими странами. Мы уничтожили их полностью. Так спасёшься ли ты? Нет!
12 Боги тех народов, которые были разбиты моими предками, не спасли их. Они уничтожили Гозан, Харан, Рецев и народ Эдема в Фалассаре!
13 Где царь Емафа? Где царь Арпада, царь города Сепарваим, цари Ены и Иввы?”»
14 Езекия получил письмо от послов и прочитал его. Затем он пошёл в храм Господа и развернул письмо перед Господом.
15 Езекия молился перед Господом такими словами:
«Господи, Бог Израиля, Царь, восседающий на Херувимах. Ты — единственный Бог, Который правит всеми царствами земли. Ты сотворил небеса и землю!
16 Господи, услышь меня. Господи, открой Свои глаза и посмотри на эти письма. Услышь слова Сеннахирима, оскорбляющие Бога живого!
17 Это правда, о Господи, что ассирийские цари уничтожили все эти народы.
18 Они сожгли богов этих народов в огне. Но это были не боги, а всего лишь дерево и камень — статуи, сделанные руками человека. Поэтому ассирийские цари и смогли их уничтожить.
19 И теперь, Господи, Бог наш, спаси нас от ассирийского царя. Тогда все царства земли узнают, что Ты, Господи, единственный Бог».
20 Исаия, сын Амоса, послал к Езекии сказать:
«Так говорит Господь, Бог Израиля: „Ты молился Мне о письме Сеннахирима, ассирийского царя, и Я услышал тебя”.
21 Вот что говорит Господь о Сеннахириме: „Девственная дочь Сиона (Иерусалим) не думает, что важен ты. Она смеётся над тобой и вслед тебя качает головой.
22 Кого ты оскорблял? Над кем ты насмехался? Против кого в гордыне своей ты голос свой поднял? Против Святого Бога Израиля!
23 Ты отправил своих послов, чтобы Господа оскорбить. Ты сказал: „Со своими колесницами я взошёл на высокие горы. Я зашёл вглубь Ливана. Я срубил высочайшие кедры и лучшие кипарисы Ливана. Я пришёл в самую дальнюю часть Ливана, в самый густой из его лесов.
24 Я откапывал родники и пил воду из новых источников. Я осушил все реки Египта ступнями моих ног”.
25 Но разве ты не слышал Мои слова? Я (Бог) задумал это давно, ещё в древние времена, а теперь Я это осуществил. Я позволил тебе снести укреплённые города, превращая их в груды развалин.
26 У жителей тех городов не было сил. Они были напуганы и пристыжены. Они падут словно скошенная трава в полях, как мох на крышах, погибнут, не набрав силы.
27 Я знаю о твоём каждом шаге, Я знаю о твоём каждом движении. Я также знаю твою злобу против Меня.
28 Ты питал презрение ко Мне. Я слышал твою гордую дерзость. За это Я вложу кольцо в твои ноздри, и удила в рот твой. А потом Я возвращу тебя назад той же дорогой, которой ты пришёл”».
29 «Езекия, это будет знамением, подтверждающим то, что Я помогу тебе: в этом году вы будете есть то, что вырастет само собой. На второй год вы будете есть то, что вырастет из этого зерна, а на третий год вы будете собирать урожай с тех зёрен, которые посадите. Вы посадите виноградные сады и будете есть их плоды.
30 Люди из рода Иуды, которые спаслись и уцелели подобно саженцам, укоренятся и снова будут приносить плоды.
31 Те немногие, кто остались в живых, выйдут из Иерусалима; те, кто спаслись, пойдут от горы Сион. Великая любовь Господа Всемогущего совершит всё это.
32 Поэтому так говорит Господь об ассирийском царе: „Он не войдёт в этот город. Он не пустит туда стрелы. Не принесёт он к городу свои щиты, и не построит он вал земляной, чтобы напасть на этот город.
33 Той же дорогой, которой пришёл, он и вернётся, и в город этот он не войдёт. Так говорит Господь!
34 Я защищу этот город и спасу его. Я сделаю это ради Себя и ради слуги Моего, Давида”».
35 В ту ночь Ангел Господа пошёл и убил сто восемьдесят пять тысяч человек в ассирийском лагере. Когда оставшиеся в живых воины встали на следующее утро, то увидели повсюду мёртвые тела.
36 Сеннахирим, ассирийский царь, возвратился в Ниневию и остался там.
37 Однажды, когда Сеннахирим поклонялся в храме Нисрожа, своего бога, его сыновья Адрамелех и Шарецер убили его мечом, а сами убежали в Араратскую землю. После него царём стал его сын Асардан.

Толкование Далласской семинарии

в. Обещание Господа Езекии (19:1−7)

4Цар 19:1−2. Услышав то, что сановники сообщили ему, царь Езекия тоже разодрал одежды свои, и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень. Там он молился Богу с надеждой получить от Него ответ. Тем же временем послал Езекия двух из трех своих приближенных (сравните 18:18), участвовавших в переговорах с представителями Сеннахирима, и с ними старшин священников, покрытых в знак скорби вретищами, за жившим в Иерусалиме пророком Исаией. Он и Езекия знали и чтили один другого.

4Цар 19:3−4. Посланцы царя передали пророку то, что им было поручено. День скорби и наказание пришел в Иудею, говорили они. За грехи их Бог отрекся от них и отдал врагам на посрамление. Бедствие достигло высшей точки, но нет у них сил дать отпор захватчикам — ассирийцам. Они подобны рожающей женщине, у которой иссякли силы, чтобы дать младенцу выйти на свет. И вот последнее упование царя Езекии на то, что Господь, слышавший, как хулил Его Рабсак, захочет посредством народа Своего явить ассирийцам силу Бога живого. Принеси же Ему молитву, просил царь пророка, о тех, которые еще в живых.

4Цар 19:5−7. Исаия отвечает пришедшим к нему словами надежды, исходящими от Господа: пусть не смущают иудеев слова поношения в Его адрес, которые произносили ассирийцы. Вот, Сеннахирим, волей Господа, получит некую весть, которая заставит его возвратиться в землю свою, и там настигнет его гибель от меча.

г. Господь действует (19:8−13)

4Цар 19:8. Между тем, Рабсак возвратился к своему господину не в Лахис, откуда, как ему стало известно, Сеннахирим ушел, а в Ливну.

4Цар 19:9−13. Пока шли переговоры под стенами иудейской столицы, Сеннахириму доложили, что против него выступил Тиргак, царь Ефиопский (иногда называемый царем Египетским), и Сеннахирим вышел из Лахиса (Ливна, против которой он вступил по дороге в сражение, находилась юго-западнее Иерусалима, на полпути между ним и Лахисом). (Под «Ефиопией» (евр. Куш) здесь подразумевается территория, сегодня соответствующая южной части Египта, Судану и северной Эфиопии. Тиргак был союзником Езекии. Напомним, что события, о которых тут речь, по всей вероятности, имели место в 701 г. до Р. Х.)

Итак, Рабсак доложил своему царю о переговорах с сановниками Езекии, и Сеннахирим снова послал к иудейскому царю своих послов сказать, чтобы не рассчитывал на помощь своего Бога и не обнадеживал себя тем, что ассирийцы ушли теперь из-под стен Иерусалима. Аргументы Сеннахирима те же, что и прежде, только хвастая своими победами, он называет большее число покоренных им городов (сравните 18:11, 34), которые не спасли их боги. В Харане (находился в северо-западной части Месопотамии, между реками Евфрат и Хавор) жил какое-то время Авраам; Рецев находился северо-восточнее сирийской Пальмиры и южнее Харрана; Еден представлял собой маленькое государство в бассейне р. Евфрат, и там же находился Фалассар.

д. Молитвы Езекии (19:14−19)

4Цар 19:14−16. Новые послы Сеннахирима доставили иудейскому царю письмо (содержание которого изложено выше). Прочитав его, Езекия опять пошел в дом Господень, и развернул письмо ассирийского царя пред лицом Господним, и молился... Его молитва — образец глубокого богопочитания и искреннего обращения к Творцу и Владыке всего сущего (включая и могущественную Ассирию).

В сознании Езекии нет места другим богам, он уповает лишь на Бога Израилева, сидящего на херувимах, т.е. невидимо пребывающего в храме на троне Своем над крышкой ковчега завета, между херувимами (сравните 1Цар 4:4; 2Пар 6:2; 1Пар 13:6). Езекия молит, чтобы Иегова прислушался к его словам, чтобы он «увидел» Сеннахирима и услышал, как дерзко он богохульствует.

4Цар 19:17−19. Езекия легко мог понять, почему до сих пор ассирийцы столь успешно покоряли города и страны: те народы полагались на защиту своих богов, которые не боги, а дерево и камень, не Творец, но творение рук человеческих, подлежащее истреблению огнем. Но вот он, Езекия, обращается к Богу живому, Который в силах спасти народ Свой от руки царя ассирийского. Это была молитва веры, одна из прекраснейших молитв, записанных на страницах Священного Писания. И целью ее было не только получить избавление от грозящей гибели; Езекия искренне хотел, чтобы все царства земли узнали: их Бог — не бессильный идол, но единственный и истинный Господь.

е. Ответ Господа (19:20−34)

4Цар 19:20. Господь услышал молитву Езекии, и ответ на нее он получил через Исаию. Пророчество его, изложенное в следующих стихах, есть предвестие кары, которая настигнет дерзкого язычника Сеннахирима.

4Цар 19:21−24. В первой части (стихи 20−28) пророческого ответа, который слышит Езекия от Исаии, излагаются причины близкого осуждения Сеннахирима. Иносказательностью и поэтичностью речи подчеркиваются как непреложность этого ответа, так и божественный источник его.

Образ «девствующей дочери Сиона», возможно, выражает неприступность Иерусалима, который с тех пор, как стал «городом Давидовом», ни разу не был покорен врагами. Не против города, однако, выступил Сеннахирим, «дерзя и возвышая голос», а против Бога, Святого Израилева (на этот титул Иеговы толкование во Вступлении к книге Исаии, в разделе «Внутренние свидетельства»). И это было непростительным грехом его и залогом гибели, которая настигнет его.

Образ «одоления» Ливана (здесь имеется в виду не только страна, но и высочайшая в этих местах гора) и уничтожения «рослых кедров его и отличных кипарисов» есть образ хвастливой гордости того, кто приписывает себе эти «подвиги». Однако это же может быть и символом в действительности произведенного Сеннахиримом опустошения городов и стран ближневосточного региона, уничтожения им лучших их граждан (в частности, граждан покоренного Израиля). В конце стиха 23 Сеннахирим как бы говорит о том, что прошел «Ливан» из конца в конец, и наилучшие места его (роща сада его) принадлежат теперь ему.

«Пить воду чужую» (из чужих колодцев) — образ покорения чужой земли. До сих пор хвастливая речь Сеннахирима (в пересказе Исаии) относилась к Палестине; в стихе 24 он говорит о Египте, который тоже намеревался завоевать.

4Цар 19:25−26. Обращаясь к Сеннахириму, Бог говорит через Исаию, что победы Ассирии — отнюдь не заслуга ее царя, ибо во всем происходящем — воля Его, Он предначертал это, а ныне выполнил руками Сеннахирима (сравните Ис 10:5). Потому и лежат в развалинах укрепленные города и жители их — бессильны и посрамлены.

4Цар 19:27−28. Бог дает понять Сеннахириму, что не только дерзость его против Него знает, но и все подробности жизни его (стих 27). Он укротит ассирийского царя, как укрощают необузданных животных (стих 28). Примечателен образ кольца, «вложенного» в ноздри; на некоторых древних каменных плитах обнаружены высеченные ассирийцами «победоносные изображения»: длинной чередой ведут они своих пленных, скованных цепью, которая пропущена через кольца в их ноздрях. Бог обещает Сеннахириму, что и с ассирийцами поступят так, как они поступают теперь с другими. Его же самого Бог, стреножив, возвратит назад туда, откуда он пришел.

4Цар 19:29−31. Исаия говорит Езекии о знамении, посылаемом ему свыше, — в подтверждение того, что возвещенное ему исполнится: на протяжении двух лет жители Иерусалима будут питаться от того, что земля произведет сама. Даже если бы ассирийцы возобновили осаду и стали бы поедать то, что посеяно иерусалимлянами, не оставляя им ничего, то и тогда голод иудеям не угрожает. Да, они не смогли бы в этом случае сеять за городскими стенами, но тому, что упало на землю в пределах их, Бог повелит разростись так, что хватит на всех. А на третий год нормальный цикл сеяния — жатвы будет возобновлен.

Это чудо сверхъестественного «умножения» пищи явится предвестием другого — в дальнем плане: Бог намерен «умножить» и народ Иудеи, сильно сократившийся в числе по причине войн и вражеских нашествий. (Сеннахирим уверял, что увел из Иудеи в плен 200 тысяч 150 человек.) Подобно «упавшим зернам», которые два года будут кормить город, уцелевшее в доме Иудином пустит опять корень и принесет обильный плод. И все это сделает ревность Господа Саваофа (Всемогущего).

4Цар 19:32−34. Пророчество заканчивается обещанием, что Сеннахирим не войдет в Иерусалим и вынужден будет снять осаду с него, и возвратится в свою страну; Господь же будет охранять город сей, потому что Он избрал его, и ради Давида, которому Он обещал, что сохранит царство его (3Цар 11:13).

ж. Уход Сеннахирима (19:35−36)

4Цар 19:35−36. Той же ночью Ангел Господень (толкование на Быт 16:9) нанес массовое поражение ассирийскому воинству. На утро насчитали в стане сто восемьдесят пять тысяч мертвых. (Иосиф Флавий полагает, что это был внезапный взрыв эпидемии чумы; высказывались и другие предположения.) Несомненен сверхъестественный характер происшедшего, возможно, это осознал и Сеннахирим. Так или иначе, ему ничего не оставалось, как возвратиться в свою столицу — Ниневию.

з. Смерть Сеннахирима (19:37)

4Цар 19:37. Двадцать лет спустя (в 681 г. до Р. Х.). Сеннахирим пал жертвой заговора. Он был убит своими двумя сыновьями, когда поклонялся в доме Нисроха, бога своего (которого ассирийцы изображали в виде полу-орла полу-человека). Скорее всего, храм Нисроха находился в Ниневии. Так или иначе, защитить поклонявшегося ему этот бог не сумел и в святилище своем... Убийцы бежали в Армению, которую отделяли от Ниневии примерно 500 километров. На ассирийский престол сел третий сын Сеннахирима — Асардан (681−669 гг. до Р. Х.) Так исполнилось слово Господа (19:7).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.