4 Царств 3 глава

Четвертая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Иорам, сын Ахава, стал царём над Израилем в Самарии. Он взошёл на престол на восемнадцатый год правления Иосафата, иудейского царя, и царствовал двенадцать лет.
2 Он делал то, что Господь считал злом, но не так, как отец его и мать. Он уничтожил колонну Ваала, сделанную его отцом,
3 но продолжал совершать грехи, которые совершал Иеровоам, сын Навата, и которыми он вводил в грех израильтян. Иорам не положил конец грехам Иеровоама.
4 Меша, моавский царь, владел большим количеством скота. Он должен был доставлять израильскому царю по сто тысяч овец и сто тысяч баранов с шерстью.
5 Но после смерти Ахава моавский царь восстал против израильского царя.
6 В то время царь Иорам вышел из Самарии и собрал весь народ Израиля.
7 Он также отправил посланников к Иосафату, иудейскому царю, с таким вопросом:
«Моавский царь восстал против меня. Пойдёшь ли ты со мной на войну против Моава?»
Иосафат сказал:
«Да, я пойду с тобой. Мы объединимся в одно войско: мои люди будут как твои люди, и мои кони будут как твои кони».
8 Иосафат спросил Иорама:
«Какой дорогой мы должны идти?»
Иорам ответил:
«Мы должны идти через Едомскую пустыню».
9 Тогда вышел израильский царь с иудейским царём и с едомским царём. Они шли вокруг Мёртвого моря семь дней, и не было у них достаточно воды ни для войска, ни для животных, которые шли с ними.
10 Наконец израильский царь сказал:
«Ах, Господь созвал нас, трёх царей, вместе, чтобы моавитяне разбили нас!»
11 Но Иосафат сказал:
«Здесь должен быть один из пророков Господа. Давайте через него спросим у Господа, что нам делать».
Один из слуг израильского царя сказал:
«Здесь живёт Елисей, сын Сафата. Елисей был слугой Илии».
12 Иосафат сказал:
«У Елисея есть слово Господа».
Тогда царь Израиля, Иосафат и царь Едома отправились к Елисею.
13 И сказал Елисей израильскому царю:
«Чего ты хочешь от меня? Иди к пророкам твоего отца и твоей матери!» Израильский царь ответил Елисею:
«Нет, мы пришли к тебе потому, что Господь собрал здесь трёх царей, чтобы предать нас в руки Моава».
14 И сказал Елисей:
«Так же верно, как и то, что жив Господь Всемогущий, перед Которым я стою, если бы я не уважал Иосафата, иудейского царя, я бы даже не взглянул на тебя и не заметил бы тебя!
15 А теперь приведите ко мне человека, который играет на гуслях».
И когда этот человек заиграл на гуслях, сила Господа сошла на Елисея.
16 И сказал он:
«Так говорит Господь: „Выкопай рвы по всей долине,
17 так как Господь говорит, что вы не увидите ни ветра, ни дождя. Но вся долина наполнится водой, которую будете пить и вы, и ваш скот, и другие животные”.
18 Господу это легко сделать. Он также позволит вам разбить моавитян.
19 Вы поразите каждый укреплённый город и каждый главный город. Вы срубите все хорошие деревья, перекроете все источники воды, а все лучшие поля вы уничтожите, забросав их камнями».
20 Утром, во время утреннего жертвоприношения, вода потекла со стороны Едома, и долина наполнилась водой.
21 Когда моавитяне услышали, что цари идут воевать против них, они собрали всех мужчин, достаточно взрослых, чтобы носить доспехи, и встали на границе.
22 Этим утром моавитяне встали рано и, увидев сияние солнца, отражающегося в воде, подумали, что это кровь.
23 Они сказали:
«Смотрите, кровь! Наверное, цари сразились между собой и уничтожили друг друга. Давайте пойдём и соберём всё ценное!»
24 Но, когда моавитяне подошли к израильскому лагерю, израильтяне вышли и атаковали их. Моавитяне бросились в бегство, а израильтяне преследовали и убивали их до самого Моава.
25 Израильтяне разрушили города. Они обрушили стены и забросали поля этими камнями, перекрыли все источники и вырубили все хорошие деревья. Только в Кир-Харешете стены города оставались целыми. Тогда пращники окружили этот город и осадили его.
26 Когда моавский царь увидел, что битва слишком тяжела для него, он взял семьсот человек, вооружённых мечами, и попытался пробиться к едомскому царю. Однако сделать он этого не смог.
27 Тогда моавский царь взял своего старшего сына, который должен был царствовать после него, и принёс его в жертву сожжением на городской стене. Это очень огорчило израильтян, поэтому они оставили моавского царя и возвратились в свою землю.

Толкование Далласской семинарии

2. ГРЕХОВНОСТЬ И НЕЧЕСТИЕ ИОРАМА (3:1−3)

4Цар 3:1−3. Иорам был вторым сыном Ахава, который стал править Израилем. Произошло это на восемнадцатый год после того, как полноправным правителем Иудеи сделался Иосафат. Иорам царствовал в Израиле 12 лет (852−841 г. до Р. Х.). Он не был столь же нечестив, как его родители. Ахав и Иезавель, но все-таки делал неугодное в очах Господних. Вероятно, он предпринял какие-то попытки отменить культ Ваала (стих 2), но не отказался от грехов Иеровоама (т. е. поддерживал культ тельцов; 3Цар 12:26−33; 13:33).

3. СЛУЖЕНИЕ ЕЛИСЕЯ (3:4 — 8:15)

Дальнейшее служение Елисея описано в этом большом разделе.

а. Сражение против Моава (3:4−27)

4Цар 3:4−8. Очевидно, моавитяне преимущественно разводили овец. Когда израильский царь Амврий сделал Моав своим данником, то обязал его ежегодно поставлять в Израиль по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов, что моавитяне, скрепя сердце, и делали на протяжении многих лет. Но когда царь Ахав погиб на войне, Меса царь Моавитский отложился от царя Израильского (имеется в виду царь Охозия; 1:1).

Преемник же Охозии — Иорам возгорелся желанием снова сделать Месу своим вассалом и для этого произвел смотр всем своим войскам. Очевидно, желая свободно пройти территорией Иудеи, чтобы ударить по моавитянам с юга, Иорам послал к Иосафату, царю Иудейскому, спросить, не пойдет ли вместе с ним на войну против Моава. Иосафат согласился. И тогда Иорам предложил ему ударить по Моаву с юга, от пустыни Едомской (северная граница Моава, по реке Ариои, была сильно укреплена).

4Цар 3:9−12. Едом был в то время вассалом Иудеи и вынужден был присоединиться к союзу еврейских царей (хотя лояльность его оставляла желать лучшего; стих 26). Долгим обходным путем, на протяжении семи дней, шли союзники к южной границе Моава; они шли территорией Иудеи, вниз по юго-западному побережью Мертвого моря, и скоро ощутили нехватку воды. Скорбный возглас Иорама (стих 10), царя израильского, свидетельствует что «виновником» возникшей ситуации он счел Господа.

То обстоятельство, что благочестивый царь Иосафат неоднократно присоединялся к военным кампаниям нечестивых израильских царей (сравните 3Цар 22:2), хотя это никогда не кончалось для него добром, видимо, говорит о какой-то зависимости Иудеи от Израиля в те годы. Но, как и перед войной с сирийцами (3Цар 22:7), Иосафат выразил желание вопросить Господа через пророка Его. Кто-то из израильтян вспомнил, что поблизости находится Елисей, сын Сафатов.

Едва ли пророк по своей воле отправился в военный поход с царями; скорее всего для исполнения предназначенной ему миссии его отправил в Едомскую пустыню Господь. Слуга царя Израильского объяснил своему господину, кто такой Елисей: он же был помощником Илии (может быть, израильтянин полагал, что царь о Елисее не слышал). Иосафат, однако, явно знал об этом пророке (стих 12). Так или иначе, все три царя отправились к Елисею.

4Цар 3:13−19. Слова Елисея: «что мне и тебе?» — надо, очевидно, понимать как «что нам друг до друга: мне, пророку Господню, и тебе, царю, который поклоняется Ваалу?» Следуя этой справедливой логике, он предлагает царю израильскому вопросить пророков родителей своих — Ахава и Иезавели, т. е. искать помощи у того бога, которому он служит. Иорам снова говорит (сравните стих 10), что это Господь созвал сюда трех царей сих, чтобы предать их в руки Моава.

Настойчивое повторение им этой мысли предположительно объясняют тем, что перед походом Иосафат, хранивший верность Иегове, мог обратиться к Нему и расценить полученный ответ как благоприятный для выходивших на войну. Во всяком случае, и Елисей заявляет, что только из уважения к царю иудейскому (Иосафату) говорит он теперь с пришедшими к нему царями (стих 14). (Обратите внимание на идентичность слов Елисея, в которых он говорит Иораму о своей верности Господу (стих 14), и слов Илии в 3Цар 17:1, обращенных к отцу Иорама Ахаву; сравните 4Цар 5:16.)

Игра на гуслях (арфе) помогла улечься гневу Елисея, вызванному Иорамом; ему надо было настроить разум и душу на возвышенный лад, чтобы верить указанию Господню (сравните с тем, как игрой на гуслях успокаивал Давид царя Саула; 1Цар 16:23).

И тогда рука Господня коснулась Елисея, т. е., он получил от Господа откровение относительно предстоявших событий. Полагают, что долина, упоминаемая в стихе 16, это долина Заред на южной границе Моава. Господь обещал, что долина сия наполнится водою. Более того: Моав будет предан в руки трех царей (стих 18). Далее говорится о том, какие разрушения произведут победители в Моаве.

Это не следует принимать за повеление Господне, ибо бессмысленные разрушения не были угодны Ему (Втор 20:19−20); пророку лишь открывается, что совершат три царя в Моаве: И вы поразите все города и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и испортите поля, разбросав по ним камни.

4Цар 3:20−25. По всей видимости, вода, которая наполнила вышеупомянутую долину, была водой от дождя, пролившегося над Едомом; она стекла в долину и «остановилась» во рвах, вырытых по указанию Елисея. Поскольку непосредственно над долиной дождь не пролился, моавитяне, не ожидавшие увидеть в ней воду, приняли ее — в лучах зари — за кровь.

Утреннее приношение включало в себя не только «хлеб», но и ягненка, а также возлияние (Исх 29:38−43).

Моавитяне собраны были на границе. Речь идет о границе между Моавом и Едомом — на восток и на юг от Мертвого моря. Приняв воду за кровь, моавитяне решили, что выступившие против них цари сразились между собою, и истребили друг друга. И они, торжествуя, бросились к долине, предвкушая богатую добычу. Но наткнулись на поджидавших их в полной боевой готовности израильтян и их союзников.

Последовал полный разгром Моава, как и предсказано было Господом через Елисея (стих 19). Союзники окружили и столицу моавитян Кир-Харешет, и, видимо, частично разрушили ее (окончание стих 25 сравните со стихом 27, где сказано: и вознес его во всесожжение на стене; подразумевается, «на городской стене»).

4Цар 3:26−27. На какое-то время царь Меса укрылся в Кир-Харешете, куда взял с собою семьсот воинов. Очевидно, оттуда, из города, он предпринял вылазку, пытаясь пробиться к царю Едомскому (он либо считал его самым «слабым звеном» в рядах союзников, либо надеялся склонить его на свою сторону). Попытка Месы не увенчалась успехом и тогда он вернулся под защиту городских стен. Язычники на древнем Востоке рассматривали поражение в битве как признак гнева своих богов. В моавитском пантеоне богом войны почитался Хамос (3Цар 11:7, 33; 4Цар 23:13), и, вот, желая умилостивить этого бога, Меса принес ему в жертву (на городской стене) сына своего первенца, который должен был наследовать трон после него.

Зрелище это вызвало сильное волнение и негодование в стане израильтян, которым принесение человеческих жертв было категорически запрещено (Лев 18:21; 20:3). Чувства эти усугублялись тем, что уничтожить моавитян как народ в их намерение не входило; они лишь хотели подавить в них мятежный дух и сохранить их в качестве своих данников. Вследствие всего этого они и отступили от Кир-Харешета и возвратились в свою землю.

Нельзя в этой связи не упомянуть о замечательном открытии археологов; они обнаружили так называемый Моавитский камень, на котором имеется выбитая по приказанию Месы запись о битве между ним и тремя союзными царями. Из этой записи следует, что Меса считал, что в тот день он был спасен от израильтян Хамосом. Он и в самом деле не был взят в плен своими врагами, которые отошли от стен его столицы. Однако в битве победу одержали они. И все-таки в каком-то смысле союзники потерпели неудачу.

Причину ее, как и других неудач, постигавших совместные предприятия благочестивого Иосафата и нечестивых царей Израиля, следует видеть в негодности этого союза в очах Иеговы, а не в помощи Хамоса своим почитателям. Именно о могуществе Иеговы и бессилии языческих богов свидетельствовала (с самого начала) битва израильтян с моавитянами. Однако Израиль, при всех доказательствах, которые получал, продолжал пренебрегать своим Господом и поклоняться, в крайнем неразумии своем, языческим божествам.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.