«Мы — твоя плоть и кровь.
«Ты не войдёшь в наш город».
Но Давид победил этих людей и захватил крепость Сион, и тогда этот город стал городом Давида.
«Тот, кто поведёт атаку на иевусеев, станет главным командиром над всем моим войском».
Иоав, сын Саруи, повёл войска в наступление и стал главным военачальником.
«Я бы хотел, чтобы кто-нибудь принёс мне воды из колодца возле городских ворот Вифлеема».
«Боже, я не могу пить эту воду. Разве это не кровь людей, которые рисковали своей жизнью, чтобы добыть её для меня?»
Вот почему Давид не захотел выпить эту воду. Трое героев совершили ещё много подвигов, подобных этому.
Толкование Далласской семинарии
Б. Герои Давида (главы 11−12)
1Пар 11:1−3. История правления Давида из Хеврона и того, как им и его сторонниками были предприняты шаги для установления контроля над всем Израилем, в 1-й Паралипоменон изложена вкратце. Опять же по той причине, что подробности этого были хорошо известны из 2-й Царств. Летописцем повторно высвечены лишь необходимые ему нюансы. С другой стороны, те люди, которых Бог использовал в помощь Давиду, играют в его повествовании важную роль.
Он опускает те обстоятельства (такие, к примеру, как махинации Авенира; 2Цар 2:8−32), которые могли бы создать преувеличенное впечатление о роли в событиях «человеческого фактора». Повествование начинается прямо с обращения израильтян к Давиду с просьбой стать их вождем. Они признают, что это предусмотрено для него Богом (стих 2).
В ответ Давид заключает со старейшинами Израиля завет, или договор; процедура, очевидно, состояла в принесении Давидом клятвы верности тем положениям Моисеева закона, которые предписывались для исполнения будущему царю-человеку (Втор 17:14−20).
1Пар 11:4−9. Затем Давид проследовал к Иерусалиму, или к Иевусу (Нав 18:16, 28; Суд 19:10−11), который занимал центральное (и нейтральное) положение между будущими Израилем и Иудеей, и взял его. Это оказалось возможным, потому что Иоаву удалось пробраться в город по водосточной трубе (2Цар 5:8). Крепость Сион, очевидно, представляла собой укрепленный холм, который возвышался над городом Иевусеев; овладев им, Давид устроил там свою резиденцию (1:5, 7).
Крепость была присоединена к городу, строительство которого царь продолжил дальше на север. Весь он был окружен стенами (стих 8). Милло буквально значит «заполнение»; речь может идти о земляных валах на территории между холмами Иевус и Сион, «насыпанных» до уровня города (сравните с толкование на 2Цар 5:6−9).
Летописец выделяет Иоава как главное действующее лицо при захвате Иерусалима (в 2-й Царств эта его роль не подчеркнута). Подвиг Иоава обеспечил ему пост военачальника (1Пар 11:6).
1Пар 11:10−14. Рассказчик представляет затем храбрых… Давида. Первым был назван Иоав; три других: Иесваал, Елеазар (стихи 11−12) и Шамма (2Цар 23:11). Иоав был племянником Давида, сыном его сводной сестры — Саруи (1Пар 2:16, а также 18:15; 26:28; 27:24). Иесваал (назван «главным из тридцати»; по другим переводам — «главным из офицеров», а в Септуагинте — «главным из трех») прославился тем, что поразил копьем триста человек в один раз. Во 2-й Царств говорится о «восьмистах». По-видимому, в одной из книг вкралась ошибка при переписке: обозначения цифр 300 и 800 в древнееврейском очень похожи.
Елеазар прославился тем, что защитил от Филистимлян, сражаясь вместе с Давидом, Фасдамим (1:12−14). Третий герой, Шамма, не включен в это перечисление; о его подвигах рассказано в 2Цар 23:11−12.
1Пар 11:15−25. Из второй «тройки» героев поименно названы только двое. Рассказ о них начинается с того, как они, рискуя жизнью, добыли Давиду воды из колодезя Вифлеемского, когда он прятался от Филистимлян в пещере Одоллам. Царь был так растроган их самоотверженным поступком, что отказался пить эту воду и вылил ее, обратив в жертвенное возлияние Господу. Этот эпизод, описанный и в 2Цар 23:13−17, мог произойти в то время, когда Давид впервые, после взятия им Иерусалима, вступил в военное столкновение с филистимлянами (сравните 2Цар 5:17−21).
Итак, из второй «тройки» назван Авесса… брат Иоава (сравните 1Пар 2:16); после того, как он убил копьем… триста человек, его признали главным среди трех (стихи 20−21). Но, сказано, с первыми тремя он не равнялся.
Ванея сделался известным, убив двух сильных моавитян, льва во рве и силача Египтянина огромного роста. Давид очень приблизил к себе Ванею (стих 25); по другим переводам, сделал его начальником своих телохранителей. Позднее Соломон поставил Ванею главнокомандующим, вместо Иоава (3Цар 2:34−35).
1Пар 11:26−47. Список остальных героев почти идентичен тому, что приводится в 2Цар 23:24−39, если не считать некоторых разнописаний и других незначительных различий. Однако в 1-й Паралипоменон список включает (1Пар 11:41−47) еще 16 имен после Урии Хеттеянина, которые не находим в 2-й Царств. Без тех пяти человек, что названы в двух группах по три человека (1Пар 11:10−14 и стихи 15−25), список, приводимый здесь, насчитывает 30 человек — от Асаила (стих 26) до Урии Хеттеянина (стих 41 а), не считая «сыновей Гашема» (стих 34). (После имени «Гашем Гизоиитянин» следовало поставить точку с запятой, а не две точки.) Под ними могли пониматься: а) неопределенное число не названных по имени воинов; б) два или три человека, названные перед этим (стихи 326−33). Таким образом, еще 16 человек, поименованных после Урии, являются дополнением к первоначальному списку. Согласно 2Цар 23:39, всего «храбрых Давида» было 37 человек (толкование на 23:8−39 и там же таблицу «Храбрые Давида».)