1 Летопись 3 глава

Первая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Некоторые сыновья Давида родились в городе Хевроне. Вот список сыновей Давида: Первым сыном Давида был Амнон, его матерью была Ахиноама, которая была родом из Изрееля. Вторым — Даниил, сын Авигеи из Кармела.
2 Третий — Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, гессурского царя. Четвёртый — Адония, сын Агиффы.
3 Пятый — Сафатия, сын Авиталы. Шестым сыном был Ифреам, его матерью была Эгла, жена Давида.
4 Эти шестеро сыновей родились у Давида в Хевроне. Давид правил в Хевроне семь лет и шесть месяцев. Давид был царём в Иерусалиме тридцать три года.
5 Вот имена детей, родившихся у Давида в Иерусалиме: четверо сыновей, родившихся от Вирсавии, дочери Аммиила: Шима, Совав, Нафан и Соломон.
6 Другие девять сыновей: Ивхар, Елисуа, Елифелет,
7 Ногаг, Нефег, Иафиа,
8 Елишама, Елиада и Елифелет.
9 Они все были сыновьями Давида. Фамарь была их сестрой. У Давида были и другие сыновья от наложниц.
10 Сыном Соломона был Ровоам. Сыном Ровоама был Авия. Сыном Авии был Аса. Сыном Асы был Иосафат.
11 Сыном Иосафата был Иехорам. Сыном Иехорама был Охозия. Сыном Охозии был Иоас.
12 Сыном Иоаса был Амасия. Сыном Амасии был Азария. Сыном Азарии был Иофам.
13 Сыном Иофама был Ахаз. Сыном Ахаза был Езекия. Сыном Езекии был Манассия.
14 Сыном Манассии был Амон. Сыном Амона был Иосия.
15 Вот список сыновей Иосии: первенец Иоханан, второй сын Иоаким, третий сын Седекия и четвёртый сын Селлум.
16 Сыновьями Иоакима были: Иехония и Седекия.
17 Вот список детей Иехонии, которые родились после того, как он стал пленником в Вавилоне: Салафииль,
18 Малкирам, Федаия, Шенацар, Иекамия, Гошама и Савадия.
19 Сыновьями Федаии были: Зоровавель и Шимей. Сыновьями Зоровавеля были: Мешуллам и Ханания. Шеломиф была их сестрой.
20 У Зоровавеля было ещё пять сыновей: Хашува, Огел, Берехия, Хасадия и Иушав-Хесед.
21 Сыном Ханании был Фелатия, у него был сын Иешая, у того был сын Рефаия, у Рефаии был сын Арнан, у того был сын Авдия, и у Авдии был сын Шехания.
22 Вот список потомков Шехании: Шемаия и сыновья Шемаии: Хаттуш, Игал, Бариах, Неария и Сафат. Всего шестеро.
23 У Неарии было три сына: Елиоенай, Езкия и Азрикам.
24 У Елиоеная было семеро сыновей: Годавия, Елиашив, Фелаия, Аккув, Иоханан, Делаия и Анани.

Толкование Далласской семинарии

1. СЫНОВЬЯ ДАВИДА (3:1−9)

1Пар 3:1−9. Хотя «линия обетования» в потомстве Давидовом представлена Соломоном (22:9−10), для полноты картины здесь перечислены и другие сыновья Давида (3:1−9). Этот «список» следует сравнить с соответствующим ему в 2Цар 3:2−5. За шестью сыновьями, родившимися у Давида в Хевроне (1Пар 3:1−4а), следуют еще девять, родившихся в Иерусалиме (стихи 4−8 сравните с соответствующим перечнем в 2Цар 5:14−16, где некоторое несходство заметно лишь в разнописании ряда имен; то же видим и при сравнении с 1Пар 14:4−7). Четверо из шести сыновей Давида, появившихся на свет в Иерусалиме, были рождены Вирсавией (это единственный раз, когда она упоминается летописцем в его книгах).

Заметим, что Елифелет — один из трех сыновей, упоминаемых в 1Пар 3:6, как и Ногаг (3:7), не включены в 2-й Царств, однако, вновь упомянуты в 1Пар 14:4−7 (толкование на эти стихи). «Наличие» двух Елифелетов (3:6, 8), возможно, объясняется тем, что один из них умер, а второй, родившийся позже, получил то же имя. Может быть, и Ногаг умер, а в 2-й Царств приведены лишь имена тех сыновей, которые дожили до зрелого возраста.

2. ПОТОМКИ СОЛОМОНА (3:10−24)

1Пар 3:10−24. Этот перечень потомков Соломона в сущности является перечнем царей Иудеи, начиная от Соломона до Седекии (стихи 10−16); потомки Соломона прослеживаются затем в период вавилонского пленения и по возвращении из Вавилона (стихи 17−24). Гофолия, царица, правившая между Охозней и Иоасом, не упомянута (стих 11) — по той причине, что была лишь политической фигурой, узурпатором трона, а не действительным представителем династии (2Цар 11).

С известными трудностями сталкиваемся при перечислении летописцем сыновей Иосии (стих 15). Дело в том, что первенцем его был не Иоахаз, а Иоханан, который, однако, в исторических книгах Ветхого Завета не упоминается (то ли потому, что рано умер, то ли потому, что не оставил по себе никакой памяти). Была с давних пор тенденция отождествлять Иоаханана с Иоахазом, но эта тенденция, точнее, попытка терпит неудачу при сравнении 4Цар 23:31, 36 с 2Пар 36:2, 5, из коего следует, что Иоахаз (здесь назван первым) был на два года моложе Иоакима (назван вторым), и, значит, первенцем быть не мог. Вообще сыновья Иосии перечислены не по возрасту их, а в соответствии с какими-то другими соображениями, в частности, по родству их по материнской линии.

Из книги Иеремии (22:11), следует, что Иоахаз, вступивший на престол сразу после смерти отца своего Иосии, носил имя Саллум. То есть в стихе 15 (русский текст) Иоахаз поставлен вместо Иоханана; Саллум же является тем же лицом, что Иоахаз. Предшествуя по времени своего рождения лишь младшему из сыновей Иосии — Седекии, Иоахаз-Саллум, тем не менее, стал царствовать первым из братьев (Иер 22:11).

Далее летописец ведет линию «сыновей» Иехонии (1Пар 3:17), а потом — Федани (1Пар 3:18), Зоровавеля (стих 19), Ханании (стих 19), Шехании (стих 21), Шемани (стих 22), Елиоеная (стих 23) и Годавьягу (стих 24).

И тут возникает целый ряд трудностей. Первая состоит в том, что в ряде других мест Зоровавель (стих 19) назван сыном Салафиила. а не Федани (Езд 3:2, 8:5:2; Неем 12:1; Агг 1:12, 14; 2:2, 23; Мф 1:12; Лк 3:27). Но поскольку Федаия и Салафиил были родными братьями (1Пар 3:17−18), то наилучшее объяснение видится в том, что Салафиил рано умер, и его положение в династической линии перешло к его младшему брату Федани.

Вторая трудность связана с «генеалогическим списком», приводимым евангелистом Лукой, у которого Салафиил назван сыном не Асира, сына Иехонии, а Нира, чья «линия» идет не от Соломона, а от сына Давида — Нафана (Лк 3:27−31). Объяснение, может быть, кроется в следующем: поскольку Иехонии отказано было иметь наследника своего на троне (Иер 22:30), одна из его дочерей сочеталась браком с Ниром, сыном Мелхи (Лк 3:27−28: Мелха из стиха 28 не то же лицо, что Мелха из стиха 24), которые вели свою линию от Нафана. Но юридически Салафиил, как внук Иехонии, обретал свое законное место в династии Давида через Соломона; эта точка зрения поддерживается евангелистом Матфеем (Мф 1:6−12).

Третья трудность возникает в линии Зоровавеля. Летописец перечисляет семь сыновей Зоровавеля и дочь его (1Пар 3:19б−20). Но ни один из них не приводится в родословиях Матфея или Луки. Матфей, прослеживающий линию Иисуса от Давида через Соломона, пишет, что сыном Зоровавеля был Авиуд (Мат-1:13). Лука, ведущий линию Иисуса через Нафана (сына Давидова) называет сыном Зоровавеля Рисая (Лк 3:27).

Можно, конечно, предположить, что Салафиил и Зоровавель, называемые Лукой, — не те же лица, что Салафиил и Зоровавель, упоминаемые в 1-й Паралипоменон, и что Лука ведет родословие Марин прямо от Давида через Нафана (линия, не имеющая других точек пересечения с генеалогией, приводимой летописцем); толкование на Лк 3:27. Это механически сняло бы не только объяснение «второй трудности», но и самую трудность. Правда, известное расхождение между 1Пар 3:19б−20 и Мф 1:13 и в этом случае остается.

Можно допустить, что «Авиуд» — это второе имя одного из семи сыновей Зоровавеля, перечисленных в 1-й Паралипоменон, или что имя Авиуда просто выпущено из этого перечисления. Такое, действительно, возможно, и это следует из 1Пар 3:22, где летописцем сказано, что Шемаия имел шесть сыновей, после чего названо лишь пять имен.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.