«Ровоам,
«Вернитесь через три дня, и тогда я дам вам ответ».
И народ ушёл.
«Как вы посоветуете мне ответить этим людям?»
«Если ты будешь добр к этим людям, будешь говорить с ними ласково и дашь им удовлетворительный ответ, тогда они всегда будут служить тебе».
«Что следует мне ответить этим людям, которые просили меня облегчить работу, возложенную на них моим отцом?»
«Эти люди пришли к тебе и сказали: „Твой отец заставлял нас делать тяжёлую работу. Ты же облегчи её”. Ты скажи им: „Мой мизинец сильнее всего тела моего отца!
«Вернитесь ко мне через три дня».
«Мой отец заставлял вас выполнять тяжёлую работу. Я же сделаю её ещё тяжелее. Мой отец кнутами заставлял вас работать, а я буду бить вас кнутами с острыми шипами».
«Мы не принадлежим к семье Давида! У нас нет ни единой части земли сына Иессея! Так разойдитесь же, люди Израиля, по своим домам! Пусть сын Давида правит своим собственным народом».
И тогда все израильтяне разошлись по своим домам.
Толкование Далласской семинарии
II. Цари Давидовой династии (главы 10−36)
А. Ровоам (главы 10−12)
1. РАЗДЕЛЕНИЕ НАРОДА НА ИЗРАИЛЯ И ИУДУ (глава 10)
2Пар 10:1. Удивительно, что при многих сыновьях, которых имел царь Соломон, не упомянут ни один из них, кроме Ровоама, рожденного Наамой аммонитянкой (3Цар 14:21). Ровоам, несомненно, чувствовал, что дух отчуждения от Иуды и от отца его Соломона все возрастал среди северных племен. В Сихем он пошел для того, чтобы быть коронованным официально. Напомним, что этот город играл важную роль в истории Израиля со времен Авраама. После того, как Иисусом Навином был подтвержден в Сихеме завет, заключенный Богом с Моисеем, город стал как бы неофициальной столицей северных земель (Нав 24:1−28).
2Пар 10:2−11. Иеровоам был некогда смотрителем строительных работ на территории Ефрема, где находился Сихем. Услышав о смерти Соломона, он возвратился… из Египта — куда в свое время убежал от царя Соломона (стих 2; 3Цар 11:26−28, 40). (Заметим, что вся эта глава почти буквально соответствует повествованию в 3Цар 12:1−19; комментарии на эти стихи.)
Итак, по требованию «всего Израиля» (стих 3) Иеровоам возглавил его делегацию, явившуюся к Ровоаму с просьбой облегчить им наложенное на них Соломоном иго трудовой повинности и налогообложения. Представляется, что в силу своего все более неприязненного отношения к царственному колену Иудину «все израильтяне» преувеличивали тяжесть Соломонова «ига» (ведь из предыдущих книг и глав мы знаем, что основная тяжесть на строительстве и прочих «не престижных» работах ложилась в государстве Соломона не на евреев, а на язычников; сравните, к примеру, со сказанным в 2Пар 8:9).
Так или иначе, Ровоам велел делегации вновь прийти к нему еще через три дня. В эти дни он обратился за советом, как ему поступить, вначале к представителям старшего поколения, служившим его отцу (и те мудро посоветовали ему «постараться угодить просителям и говорить с ними ласково»), а потом — к своим сверстникам, которые подсказали ему произнести перед просителями дерзкую, отнюдь не дипломатическую речь (стихи 5−11). О хвастливом образе относительно своего «мизинца» и «чресл» Соломона (окончание стих 10), к которому прибег Ровоам, а также о «скорпионах», которыми он угрожал израильтянам, в комментариях на 3Цар 12:10−11.
2Пар 10:12−16. Вновь встретившись с Иеровоамом и его людьми, Ровоам последовал совету «молодых людей» из своего окружения (стихи 12−14). Летописец замечает (стих 15), что это было от Бога — во исполнение слова Его, данного Иеровоаму относительно того, что северными коленами станет править он (3Цар 11:29−39). И действительно реакция израильтян на ответ им Ровоама была однозначной: порвать с династией Давида! Их клич: по шатрам своим, Израиль! (стих 16) прозвучал как декларация независимости от Иуды (сравните с 2Цар 20:1).
Так закончилось существование единого еврейского царства, которое управлялось династией Давида и имело единое место богопоклонения — храм Соломонов в Иерусалиме.
В глазах летописца лишь Иудея, остававшаяся под управлением Ровоама, оставалась и единственной наследницей ветхозаветных обетовании, потому что только у нее были законный храм и законное священство при нем. Не случайно поэтому, что очень многое из рассказываемого о десяти коленах (об Израильском царстве) в 3 и 4 книгах Царств, летописцем опущено. В повествовании же об Иудее (в частности, при Ровоаме) мы находим в 2-й Паралипоменон много подробностей, которых нет у автора 3 и 4-й Царств.
2Пар 10:17−19. Итак, лишь над иудеями остался царем Ровоам. Посланный им к отколовшимся коленам (возможно, в надежде восстановить отношения) сановник (Адонирам) погиб под градом камней. После чего сам Ровоам поспешил укрыться за стенами Иерусалима.