2 Летопись 10 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Ровоам отправился в город Сихем, потому что весь народ Израиля собрался там, чтобы сделать его царём.
2 Иеровоам, сын Навата, находился в Египте, куда бежал от царя Соломона. Когда Иеровоам услышал, что Ровоам собирается стать новым царём, он вернулся из Египта.
3 Израильтяне позвали Иеровоама пойти с ними, а затем отправились к Ровоаму. Они сказали ему:
«Ровоам,
4 твой отец принуждал нас к непосильному труду. Облегчи нам теперь тяжкую работу, которую заставлял нас делать твой отец. Тогда мы будем служить тебе».
5 Ровоам ответил им:
«Вернитесь через три дня, и тогда я дам вам ответ».
И народ ушёл.
6 Царь Ровоам посоветовался со старцами, которые помогали Соломону при жизни принимать решения. Он спросил их:
«Как вы посоветуете мне ответить этим людям?»
7 Старейшины сказали Ровоаму:
«Если ты будешь добр к этим людям, будешь говорить с ними ласково и дашь им удовлетворительный ответ, тогда они всегда будут служить тебе».
8 Но Ровоам не послушался совета старцев, а также посоветовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и служили ему.
9 Он спросил их:
«Что следует мне ответить этим людям, которые просили меня облегчить работу, возложенную на них моим отцом?»
10 Тогда молодые люди, которые выросли с царём, ответили:
«Эти люди пришли к тебе и сказали: „Твой отец заставлял нас делать тяжёлую работу. Ты же облегчи её”. Ты скажи им: „Мой мизинец сильнее всего тела моего отца!
11 Мой отец заставлял вас делать тяжёлую работу, а я сделаю вашу работу ещё тяжелее. Отец кнутами заставлял вас работать, а я буду вас бить кнутами с острыми шипами”».
12 Через три дня Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму, потому что так им велел царь Ровоам, когда сказал:
«Вернитесь ко мне через три дня».
13 Царь ответил народу сурово. Он не принял совета старейшин.
14 Царь Ровоам сделал, как посоветовали ему молодые люди, сказав:
«Мой отец заставлял вас выполнять тяжёлую работу. Я же сделаю её ещё тяжелее. Мой отец кнутами заставлял вас работать, а я буду бить вас кнутами с острыми шипами».
15 И не сделал царь того, что просил народ. Всё исполнилось согласно Божьему обещанию, которое Он дал Иеровоаму, сыну Навата, через Ахию силомлянина.
16 Когда все израильтяне увидели, что Ровоам их не послушал, они сказали царю:
«Мы не принадлежим к семье Давида! У нас нет ни единой части земли сына Иессея! Так разойдитесь же, люди Израиля, по своим домам! Пусть сын Давида правит своим собственным народом».
И тогда все израильтяне разошлись по своим домам.
17 Но Ровоам правил израильтянами, жившими в городах Иудеи.
18 Царь послал к народу Адонирама, начальника над всеми рабочими. Однако израильтяне насмерть забросали его камнями, а царь успел сесть в свою колесницу и убежать в Иерусалим.
19 И восстал Израиль против семьи Давида. Израильтяне и до сего дня враждуют с потомками Давида.

Толкование Далласской семинарии

II. Цари Давидовой династии (главы 10−36)

А. Ровоам (главы 10−12)

1. РАЗДЕЛЕНИЕ НАРОДА НА ИЗРАИЛЯ И ИУДУ (глава 10)

2Пар 10:1. Удивительно, что при многих сыновьях, которых имел царь Соломон, не упомянут ни один из них, кроме Ровоама, рожденного Наамой аммонитянкой (3Цар 14:21). Ровоам, несомненно, чувствовал, что дух отчуждения от Иуды и от отца его Соломона все возрастал среди северных племен. В Сихем он пошел для того, чтобы быть коронованным официально. Напомним, что этот город играл важную роль в истории Израиля со времен Авраама. После того, как Иисусом Навином был подтвержден в Сихеме завет, заключенный Богом с Моисеем, город стал как бы неофициальной столицей северных земель (Нав 24:1−28).

2Пар 10:2−11. Иеровоам был некогда смотрителем строительных работ на территории Ефрема, где находился Сихем. Услышав о смерти Соломона, он возвратился… из Египта — куда в свое время убежал от царя Соломона (стих 2; 3Цар 11:26−28, 40). (Заметим, что вся эта глава почти буквально соответствует повествованию в 3Цар 12:1−19; комментарии на эти стихи.)

Итак, по требованию «всего Израиля» (стих 3) Иеровоам возглавил его делегацию, явившуюся к Ровоаму с просьбой облегчить им наложенное на них Соломоном иго трудовой повинности и налогообложения. Представляется, что в силу своего все более неприязненного отношения к царственному колену Иудину «все израильтяне» преувеличивали тяжесть Соломонова «ига» (ведь из предыдущих книг и глав мы знаем, что основная тяжесть на строительстве и прочих «не престижных» работах ложилась в государстве Соломона не на евреев, а на язычников; сравните, к примеру, со сказанным в 2Пар 8:9).

Так или иначе, Ровоам велел делегации вновь прийти к нему еще через три дня. В эти дни он обратился за советом, как ему поступить, вначале к представителям старшего поколения, служившим его отцу (и те мудро посоветовали ему «постараться угодить просителям и говорить с ними ласково»), а потом — к своим сверстникам, которые подсказали ему произнести перед просителями дерзкую, отнюдь не дипломатическую речь (стихи 5−11). О хвастливом образе относительно своего «мизинца» и «чресл» Соломона (окончание стих 10), к которому прибег Ровоам, а также о «скорпионах», которыми он угрожал израильтянам, в комментариях на 3Цар 12:10−11.

2Пар 10:12−16. Вновь встретившись с Иеровоамом и его людьми, Ровоам последовал совету «молодых людей» из своего окружения (стихи 12−14). Летописец замечает (стих 15), что это было от Бога — во исполнение слова Его, данного Иеровоаму относительно того, что северными коленами станет править он (3Цар 11:29−39). И действительно реакция израильтян на ответ им Ровоама была однозначной: порвать с династией Давида! Их клич: по шатрам своим, Израиль! (стих 16) прозвучал как декларация независимости от Иуды (сравните с 2Цар 20:1).

Так закончилось существование единого еврейского царства, которое управлялось династией Давида и имело единое место богопоклонения — храм Соломонов в Иерусалиме.

В глазах летописца лишь Иудея, остававшаяся под управлением Ровоама, оставалась и единственной наследницей ветхозаветных обетовании, потому что только у нее были законный храм и законное священство при нем. Не случайно поэтому, что очень многое из рассказываемого о десяти коленах (об Израильском царстве) в 3 и 4 книгах Царств, летописцем опущено. В повествовании же об Иудее (в частности, при Ровоаме) мы находим в 2-й Паралипоменон много подробностей, которых нет у автора 3 и 4-й Царств.

2Пар 10:17−19. Итак, лишь над иудеями остался царем Ровоам. Посланный им к отколовшимся коленам (возможно, в надежде восстановить отношения) сановник (Адонирам) погиб под градом камней. После чего сам Ровоам поспешил укрыться за стенами Иерусалима.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.