2 Летопись 13 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В восемнадцатый год царствования Иеровоама, сына Навата, в Израиле новым царём Иуды стал Авия.
2 Он царствовал в Иерусалиме три года.
3 Авия собрал четыреста тысяч храбрых воинов в свою армию и повёл их на битву. В войске Иеровоама насчитывалось восемьсот тысяч храбрых воинов, и они приготовились к войне с Авией.
4 Авия взошёл на Цемариамскую гору, в горной стране Ефрема, и сказал:
«Иеровоам и весь Израиль, слушайте меня!
5 Вы должны знать, что Господь, Бог Израиля, дал Давиду и его сыновьям право вечно царствовать над Израилем. Бог дал это право Давиду согласно соглашению соли.
6 Но Иеровоам, сын Навата, восстал против своего господина! Иеровоам был одним из слуг Соломона, сына Давида.
7 Затем никчёмные и плохие люди объединились с Иеровоамом и пошли вместе с ним против Ровоама, сына Соломона. Ровоам же был молод и неопытен и поэтому не смог устоять против них.
8 Теперь ты, Иеровоам, и народ Израиля вместе с тобой строите планы против царства Господа. Царство Господа принадлежит сыновьям Давида. Вас много и у вас есть золотые тельцы, которых Иеровоам сделал вашими богами.
9 Вы выгнали священников Господа, сыновей Аарона и левитов. Вы выбрали себе священников, как делают это народы других стран. И всякий, кто приходит с телёнком и с семью баранами, может стать священником этих лжебогов.
10 А для нас Господь — наш Бог. Мы не отказались подчиняться Ему! Господу служат священники, сыновья Аарона, и левиты также выполняют свои обязанности перед Господом.
11 Они приносят жертвы всесожжения и сжигают благовонное курение Господу каждое утро и каждый вечер. Они также кладут рядами хлеб на особом столе в храме и ставят золотые светильники с лампадами, чтобы они горели каждый вечер. Мы выполняем обязанности, указанные нам Господом, Богом нашим, в то время как ты, Иеровоам, и народ Израиля вместе с тобой оставили Его.
12 С нами Сам Бог, Правитель наш, Его священники также с нами. Они трубят в трубы, созывая нас на войну против вас. Израильтяне, не воюйте против Господа, Бога ваших предков, потому что вам не будет сопутствовать успех!»
13 Но Иеровоам послал отряд воинов, чтобы они зашли с тыла войска Авии. Войско Иеровоама стояло перед войском Авии, а его отряд в засаде находился позади войска Авии.
14 Когда воины из иудейского войска оглянулись, они увидели, что войско Иеровоама атаковало их и спереди, и сзади. Тогда иудеи воззвали к Господу, а священники затрубили в трубы.
15 Все иудеи издали громкий клич, и, когда они закричали, Бог поразил войско Иеровоама. Всё израильское войско было разбито войском Авии из Иудеи.
16 Израильтяне побежали от иудеев. Бог позволил иудеям поразить израильское войско.
17 Войско Авии нанесло сильное поражение израильскому войску, и было тогда убито пятьсот тысяч лучших воинов Израиля.
18 Народ Израиля потерпел поражение, а народ Иудеи одержал победу. Они победили, потому что полагались на Господа, Бога их предков.
19 Авия преследовал войско Иеровоама и захватил города Вефиль, Иешану и Ефрон, а также селения вокруг них.
20 Иеровоам так никогда снова и не обрёл силы, пока был жив Авия. Господь убил Иеровоама,
21 а Авия стал могущественным царём. У него было четырнадцать жён, и стал он отцом двадцати двух сыновей и шестнадцати дочерей.
22 Все остальные дела Авии описаны в книгах пророка Адды.

Толкование Далласской семинарии

Б. Авия (глава 13)

2Пар 13:1−2а. Царь Авия пришел к власти в 913 г. до Р. Х. и царствовал до 911 года (о матери его Маахе в комментариях на 11:20−21).

2Пар 13:2б−12. Накал вражды между Иудой и Израилем не спадал и в царствование Авии. В какой-то момент они сошлись, выставив друг против друга 400 тысяч войска (Иуда) и 800 тысяч (Израиль); стихи 2−3. Желая, однако, предотвратить кровопролитное столкновение, Авия обратился к своим братьям из северных колен с вершины горы Цемараимской (возможно, находившейся неподалеку от Вефиля; Нав 18:22). Он напомнил им, что истинное царство… над Израилем принадлежит, по воле Бога, династии Давида, а не Иеровоаму, ибо с Давидом заключил Господь завет соли (сравните Чис 18:19; соль — образ вечного, защищенного от порчи и распада).

Авия говорит о том, что Ровоам… был молод и слаб сердцем (чем, мол, и воспользовались Иеровоам и негодные люди, поддержавшие его), подразумевая политическую неопытность своего отца в то время (как и тех его приближенных, возможно, совета которых он послушался). (Напомним, что Ровоаму был, когда он вступил на престол, 41 год; 12:13).

Да, у Иеровоама армия, вдвое превосходящая его армию, признает Авия, но израильтяне поклоняются золотым тельцам, и священников… и левитов, верных Господу, они изгнали, а священниками к своим лжебогам ставят всякого желающего (как это водится у язычников; стих 9) из любого колена. Как же им надеяться на победу над иудеями, на стороне которых Сам Господь, ибо иудеи не оставили Его, и у них при храме, в соответствии с законом Моисея, служат священники… и левиты! (однако, о грехах Авии в 3Цар 15:3).

Авия говорит здесь лишь об одном золотом светильнике (стих 11), тогда как в храме их было десять (2Пар 4:7). Может быть, он подразумевал тот, самый первый, светильник, который попал в храм из скинии Моисеевой.

2Пар 13:13−18. Пока Авия призывал израильтян одуматься, Иеровоам взял его и его войско в кольцо осады, и вот уже враги пошли на Иудеев… спереди и сзади. И тогда Иудеи… возопили… к Господу, а священники их затрубили в трубы (сравните Чис 10:6). А потом Иудеи издали военный клич (начало стих 15), и Бог откликнулся на него, поразив Иеровоама и всех Израильтян, предав их в руки Авии и Иуды (стих 16). Победу иудеев летописец объясняет именно тем, что они уповали на Господа, Бога отцов своих.

2Пар 13:19−22. Автор перечисляет города (в их числе и Вефиль, где Иеровоам учредил культ золотого тельца; 3Цар 12:26−29), которые Авия взял у израильтян. Он замечает, что от этого поражения Иеровоам так и не оправился; умер он примерно в то же время, что и сам Авия (в 910 г. до Р. Х.).

Как его отец и дед, Авия был сильным политическим деятелем. Как и они, он имел гарем (у него было четырнадцать жен и 38 детей от них). Летописец ссылается на пророка Адду, который более подробно описал деяния Авии.

В. Аса (главы 14−16)

Как неоднократно подчеркивалось, одной из главных целей летописца было рассказать как можно больше (и систематичнее) о богоизбранной династии Давида в ее историческом становлении. Вот почему цари Иудеи преобладают в его повествовании, а цари Израиля возникают в нем лишь постольку, поскольку это нужно ему для более полного описания дней и дел Иудеи. Такой подход прямо противоречит подходу автора 3 и 4-й Царств, где центральными персонажами являются именно цари Израиля, а иудейские (по крайней мере, до дней падения Самарии) появляются лишь время от времени.

В свете этого не удивляет, что о Иеровоаме в 2Пар 10−13 сказано так мало. «Пренебрежение» царями Израиля характеризует это повествование до конца. Так летописец приступает к рассказу о царствовании Асы (главы 14−16), следующего царя Иудеи, даже не упомянув о преемнике Иеровоама на израильском престоле.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.