2 Летопись 20 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Спустя некоторое время пришли моавитяне, аммонитяне и некоторые меунитяне и начали войну с Иосафатом.
2 Иосафату доложили:
«Из Едома против тебя выступило огромное войско. Вражеские армии идут из-за моря. Они уже в Хацацон-Фамаре, то есть в Ен-Геди!»
3 Иосафат испугался и решил спросить Господа, что делать. Он объявил пост для всех в Иудее.
4 Тогда люди пришли из всех городов Иудеи. Они собрались все вместе, чтобы просить помощи у Господа.
5 Иосафат находился в храме Господа перед новым двором. Он стал перед собранием народа из Иудеи и Иерусалима
6 и сказал:
«Господь, Бог наших предков, Ты — Бог во вселенной! Ты правишь царствами всех народов! У Тебя есть могущество и сила! Никто не может устоять против Тебя!
7 Ты — наш Бог! Ты изгнал людей, которые жили в этой земле, сделав это перед Израилем, Твоим народом. Ты отдал навеки эту землю потомкам Твоего друга Авраама.
8 Потомки Авраама жили в этой земле и построили храм Твоему имени.
9 Они говорили: „Если к нам придёт беда: война, наказание, болезнь или голод — мы станем перед Тобой и перед этим храмом, в котором находится Твоё имя. Мы обратимся к Тебе, когда окажемся в беде, и тогда Ты услышишь и спасёшь нас”.
10 Но теперь на нас наступают армии аммонитян, моавитян и народа с горы Сеир! Ты не позволил израильтянам войти в их земли, когда они выходили из Египта. Поэтому израильтяне свернули в сторону и не истребили эти народы.
11 Но видишь, чем платят нам эти люди за то, что не были уничтожены. Они пришли, чтобы выгнать нас из Твоей земли, которую Ты дал нам.
12 Бог наш, накажи этих людей! У нас нет силы победить это огромное войско, которое идёт против нас! Мы не знаем, что делать! Поэтому мы обращаемся к Тебе за помощью!»
13 Весь народ Иудеи стоял перед Господом со своими младенцами, жёнами и старшими детьми.
14 Тогда Дух Господа сошёл на Иахазиила, сына Захарии. Захария был сыном Ванеи, Ванея был сыном Иеиела, а Иеиел был сыном Матфании. Иахазиил был левитом и потомком Асафа.
15 Иахазиил сказал:
«Послушайте меня, царь Иосафат и все жители Иудеи и Иерусалима! Господь говорит вам так: „Не бойтесь и не страшитесь этого огромного войска, потому что битва эта не ваша. Она принадлежит Богу!
16 Завтра вражеские армии будут подниматься по перевалу Циц. Когда они будут находиться в конце долины, с другой стороны пустыни Иеруил, тогда вы должны спуститься к ним.
17 Вам не нужно сражаться в этой битве. Просто стойте на своих местах и смотрите, как Господь спасёт вас. Иудея и Иерусалим, не бойтесь! Без страха выходите завтра против этих людей, потому что Господь будет с вами!”»
18 После этого Иосафат поклонился до земли, и весь народ Иудеи и жители Иерусалима пали перед Господом, почитая Его.
19 Левиты из колена Каафа и Корея встали, чтобы прославлять Господа, Бога Израиля. Они громко пели, восхваляя Господа.
20 Рано утром войско Иосафата вошло в Фекойскую пустыню. Когда люди выступили, Иосафат встал и обратился к ним:
«Послушайте меня, народ Иудеи и жители Иерусалима. Поверьте в Господа, Бога вашего, и тогда вы обретёте силу. Поверьте в Его пророков, и вам будет сопутствовать успех!»
21 Иосафат объявил народу, что он выбрал певцов для прославления Господа. Они должны были носить особые одежды, идти перед войском и прославлять Господа. Певцы пели песню:
«Прославляйте Господа, потому что любовь Его вечна!»
22 Когда люди начали петь и прославлять Бога, Господь устроил засаду для моавитян, аммонитян и для народа, пришедшего с горы Сеир. Армии, которые пришли напасть на Иудею, сами были разбиты.
23 Аммонитяне и моавитяне стали воевать против народа с горы Сеир. Они убили и уничтожили всех людей с горы Сеир, а когда покончили с ними, стали убивать друг друга.
24 Народ Иудеи добрался до возвышенности в пустыне. Они взглянули на огромное вражеское войско и увидели лишь мёртвые тела, лежащие на земле. Никто не спасся.
25 Иосафат и его народ пришли забрать ценные вещи. Они нашли много животных, ценностей, одежд и драгоценных вещей и взяли их себе. Они нашли больше добра, чем могли унести. Три дня израильтяне собирали ценные вещи с мёртвых тел, так всего было много!
26 На четвёртый день Иосафат и его войско собрались в долине Бераха и благословили Господа. Именно поэтому то место до сих пор называется долиной Бераха.
27 Затем Иосафат повёл весь народ Иерусалима и Иудеи обратно в Иерусалим. Господь сделал их счастливыми, когда уничтожил их врагов.
28 Они пришли в Иерусалим к храму Господа с лирами, арфами и трубами.
29 Все народы во всех странах боялись Господа, потому что слышали, что Господь уничтожал врагов Израиля.
30 Поэтому в царстве Иосафата был мир, так как Бог Иосафата дал ему покой и защиту от всех врагов.
31 Иосафат правил Иудеей. Ему было тридцать пять лет, когда он стал царём, и царствовал он в Иерусалиме двадцать пять лет. Его мать звали Азувой, она была дочерью Салаиля.
32 Иосафат жил так, как Аса, его отец, до него, делая всё, что желал Господь.
33 Однако он не уничтожил высоты, и поэтому народ не обратил свои сердца к Господу, Которому следовали их предки.
34 Остальные дела Иосафата, от начала и до конца, описаны в «Записях Ииуя, сына Ханани», которые внесены в книгу «Летописи израильских царей».
35 Позже Иосафат, иудейский царь, заключил соглашение с Охозией, израильским царём, который творил зло.
36 Иосафат присоединился к Охозии, чтобы построить корабли и отправиться в город Фарсис. Они построили корабли в городе Ецион-Гавер.
37 Тогда сын Додавы Елиезер, который был родом из Мареша, выступил против Иосафата. Он сказал:
«Иосафат, ты присоединился к Охозии, поэтому Господь уничтожит твой флот».
Корабли разбились, и Иосафат и Охозия не смогли послать их в Фарсис.

Толкование Далласской семинарии

4. ИОСАФАТ НАНОСИТ ПОРАЖЕНИЕ СОЮЗНЫМ ВОЙСКАМ, ВЫСТУПИВШИМ ПРОТИВ НЕГО (20:1−30)

2Пар 20:1−2. Вскоре после драматических событий у Рамофа Галаадского (глава 18) в поход против Иосафата выступили объединенные силы моавитян, аммонитян и меунитян (сравните 2Пар 26:7); «меунитянами» называли жителей Маона (сравните 1Цар 23:25; 25:2), находившегося в южной части надела, отведенного Навином колену Иудину (Нав 15:55); они были язычниками (потомками первых обитателей этой земли) и воспользовались возможностью выступить против покоривших их иудеев).

Участвовали в этой коалиции и идумеи, т. е. жители Сеира (20:10). Сказано, что союзники выступили от Сирии (имеются в виду территории, лежавшие на восточной стороне Мертвого моря; там и обитали Моавитяне и Аммонитяне); видимо, при переписке текста, в результате перестановки буквально возникла «Сирия», тогда как речь, по всей вероятности, идет о Сеире (Едоме), чем и объясняется присоединение к коалиции идумеев.

Царь Иосафат узнал о том, что полчища врагов движутся на Иерусалим, когда они уже были в Хацацри-Фамаре, то есть в Енгедди (на западном берегу Мертвого моря).

2Пар 20:3−12. В страхе Иосафат обратился за помощью к Господу и в знак сокрушения иудеев и искренности их упования на Иегову объявил всенародный пост Под новым двором, вероятно, подразумевался «внешний» (нижний) двор (Иез 10:5), может быть, подновленный после Соломона. (Существовал и «внутренний», священнический, двор; 3Цар 6:36 и 2Пар 4:9).

Молитва Иосафата напоминает молитву Соломона при освящении храма (сравните 2Пар 6); царь воздает славу Иегове, против Которого никто не устоит (стих 6), и напоминает Ему о даровании Им этой земли им, потомкам друга Его Авраама (стих 7 сравните с Быт 15:18−21), и о том, что они возвели в этой земле храм имени Его (стих 8). И вот теперь, в отчаянной своей нужде, стоя перед этим храмом, они взывают к Господу в твердой уверенности, что Он, Который заботится о них, слышит их.

Иосафат напоминает Богу, что враги, наступающие теперь на Израиль, были когда-то пощажены евреями, вышедшими из Египта, потому что Бог повелел им обойти земли этих народов стороной (стих 10; Втор 2:4−8).

Все свое упование возлагает царь на Иегову: Боже наш! мы не знаем, что делать… Ты отдал нам эту землю, и теперь Ты суди их (стихи 11−12).

2Пар 20:13−19. После произнесения Иосафатом этой проникновенной молитвы Дух Господень… сошел… среди собрания на левита по имени Иозиил. И он возвестил народу утешительную весть, дважды повторив: не бойтесь и не ужасайтесь (стихи 15, 17). Предстоящая битва, сказал он, будет не ваша… а Божия. Это напоминает слова Давида, сказанные им Голиафу перед началом их поединка (1Цар 17:47).

Вот, завтра, говорил Иозиил, враги иудеев поднимутся по горному ущелью Циц, и воины Иосафата встретят их в конце долины, пред пустынею Иеруилом (предполагают, что это была та часть Иудейской пустыни, которая простиралась на юго-восток от Иерусалима). Но иудеям останется только наблюдать, что произойдет далее, ибо сражаться с их врагами станет Сам Господь. И пали… все Иудеи… пред Господом. И громкую хвалу вознесли Ему левиты (стихи 18−19).

2Пар 20:20−26. На следующий день царь и назначенные им певцы Господу пошли впереди вооруженных к месту, где предстояло разразиться сражению, к пустыне Фекойской (известно, что Фекоя, родной город пророка Амоса (Ам 1:1), находился примерно в 20 км на юг от Иерусалима). Певцы непрестанно славословили Господа и побуждали к этому воинов.

И вот исполнилось пророчество Иозиила, ибо Господь возбудил дух вражды в стане противников Иудеи, и они бросились уничтожать друг друга. И учинили такое великое побоище, что не осталось ни одного уцелевшего, пишет летописец, а Иосафату и его народу досталось столько имущества, что они на протяжении трех дней уносили добычу.

А в четвертый день собрались они в долине, где Иегова поразил их врагов, и там благословляли Господа и возносили Ему благодарения, так что до дней летописца называли то место долиною благословения.

2Пар 20:27−30. А затем воины во главе с Иосафатом вернулись в Иерусалим, чтобы в радости и веселии, играя на музыкальных инструментах, воздать хвалу Господу перед храмом (стих 28).

Происшедшее «на возвышенности Циц» настолько очевидно свидетельствовало о том, что Бог выступает на стороне Своего народа, что окрестные племена, когда… услышали об этом, прониклись страхом перед Ним (стих 29). С тех пор Иосафат царствовал в мире.

5. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ИОСАФАТА (20:31−37)

2Пар 20:31−33. Летопись царствования Иосафата автор заканчивает упоминанием о том, что, приняв царство в 35 лет, он правил двадцать пять лет; здесь же приведено имя матери Иосафата: Азува. В целом этот царь получает одобрительную характеристику у летописца, как и большая часть правления его: он… ходил… путем отца своего Асы… делая угодное в очах Господних. Автор, однако, оговаривается, что при Иосафате все еще оставались высоты и твердо… народ еще не обратил… сердца своего к Богу отцов своих.

В 2Пар 17:6 мы читаем об «отмене» Иосафатом высот. Вероятно, часть их была восстановлена иудеями, да так и осталась.

2Пар 20:34−37. Автор ссылается на то, что больше подробностей о царствовании Иосафата можно найти в записях Ииуя (пророка; сравните 19:2), внесенных в книгу царей Израилевых (толкование на 33:18; 3Цар 14:19, а также комментарии в разделе «Авторство» во Вступлении к 1 Паралипоменон). Затем летописец добавляет короткое сообщение о совместном злосчастном предприятии Иосафата и нечестивого израильского царя Охозии, сына Ахава (сравните 3Цар 22:48−49 и комментарии на эти стихи); два царя попытались построить торговый флот в Ециоп-Гавере (толкование на 2Пар 8:17), чтобы ходить в Фарсис (толкование на 2Пар 9:21).

Но волей Господа попытка эта успеха не имела — по причине неугодного Иегове общения Иосафата… с нечестивым Охозиею (глава 19). О том, что причина гибели их кораблей (стих 37) состояла именно в этом, Иосафат узнал от пророка Елиезера… из Мареши (где, напомним, благочестивый иудейский царь Аса нанес поражение египетскому фараону; 14:9−15 и комментарии на эти стихи).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.