2 Летопись 21 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Затем Иосафат умер и был похоронен со своими предками в городе Давида. Новым царём после Иосафата стал его сын Иехорам.
2 Братья Иехорама были: Азария, Иехиил, Захария, Азария, Михаил и Сафатия. Это были сыновья Иосафата, иудейского царя.
3 Иосафат подарил своим сыновьям много серебра, золота и драгоценностей. Он также передал в их владение хорошо защищённые крепости в Иудее. Однако царство Иосафат отдал Иехораму, потому что тот был его старшим сыном.
4 Иехорам принял царство своего отца и стал могущественным царём. Затем он убил всех своих братьев мечом. Он также казнил некоторых вождей Израиля.
5 Иехораму было тридцать два года, когда он взошёл на трон, и он правил в Иерусалиме на протяжении восьми лет.
6 Иехорам жил, как жили израильские цари, поступая подобно семье Ахава, потому что он был женат на дочери Ахава. Иехорам делал то, что Господь считал злом.
7 Однако Господь не хотел уничтожить семью Давида из-за соглашения, которое Он заключил с Давидом. Он обещал Давиду, что кто-нибудь из его потомков всегда будет царствовать в Израиле.
8 Во времена Иехорама Едом восстал против Иудеи, и едомский народ выбрал своего царя.
9 Затем Иехорам пошёл на Едом со всеми своими начальниками и колесницами. Войско идумеян окружило их, но Иехорам и его начальники колесниц ночью напали на идумеян и вышли из окружения.
10 Едумеяне отделились от иудеев; они свободны и до сего дня. В то же время восстала и Ливна, потому что Иехорам оставил Господа Бога, Которому следовали его предки.
11 Иехорам также построил высоты на холмах Иудеи, и из-за него жители Иерусалима перестали делать то, что хотел Бог, так как Иорам увёл народ Иудеи от Господа.
12 Иехорам получил письмо от пророка Илии, в котором говорилось:
«Так говорит Господь Бог, Которому следовал твой отец Давид: „Иехорам, ты не жил так, как жил твой отец Иосафат и как жил Аса, иудейский царь.
13 Ты жил так, как жили израильские цари. Ты заставил народ Иудеи и Иерусалима не делать того, что хотел Бог. Так поступал Ахав и его семья, которые не были преданы Богу. Твои братья были лучше тебя, но ты убил их.
14 Господь скоро накажет твой народ великим наказанием. Он накажет твоих детей, жён и всё твоё имущество.
15 Тебя поразит страшная болезнь внутренностей. С каждым днём она будет становиться всё хуже, и твои внутренности станут выпадать из-за этой ужасной болезни”».
16 Господь вызвал против Иехорама гнев филистимлян и аравитян, живших недалеко от земли эфиопов.
17 Эти люди напали на Иудею, забрали все богатства, принадлежавшие царскому дому, а также увели сыновей и жён Иехорама. Остался только младший сын Иехорама, которого звали Охозия.
18 А после всего этого Господь поразил внутренности Иехорама неизлечимой болезнью.
19 Через два года внутренности Иехорама выпали, и он умер в тяжких муках. Народ не зажёг большой огонь, чтобы почтить Иехорама, как люди сделали для его отца.
20 Иехораму было тридцать два года, когда он стал царём, и правил он в Иерусалиме восемь лет. Никто не был опечален, когда Иехорам умер. Он был похоронен в городе Давида, но не в гробницах, где хоронили царей.

Толкование Далласской семинарии

Д. Иорам (глава 21)

2Пар 21:1−3. Иосафату (заметим, что в стихе 2 он назван «царем Израилевым» в значении «еврейского царя») наследовал Иорам, первенец его. Во владение остальным шести сыновьям своим Иосафат отдал укрепленные города на территории Иудеи и щедро одарил их серебром, и золотом, и драгоценностями.

2Пар 21:4−7. Однако, утвердившись на престоле, Иорам… умертвил всех братьев своих (практика, бытовавшая среди царей Востока, — сравните 4Цар 11:1 — не только в глубокой древности). И… некоторых из князей Израилевых предал Иорам смерти, возможно, исполняя волю царствующего дома Израиля, с которым породнился, вступив в брак с Гофолией, дочерью Ахава (стих 6). Но и сам он умер в жестоких мучениях, потому что Господь поразил его какой-то неизлечимой болезнью (стих 18). Царствовал Иорам всего восемь лет (848−841 гг. до Р. Х.).

Господь не желал, однако, разрушения дома Давидова и, несмотря на появление в нем таких нечестивых царей, как Иорам, хранил светильник, обещанный Им Давиду в сыновьях его (2Цар 21:17; 3Цар 11:36; 15:4; 4Цар 8:19), потому что оставался верным Своему завету с Давидом (1Пар 17:4−14).

2Пар 21:8−11. Со времен Давида и Соломона в вассальной зависимости от Израиля и Иуды находился целый ряд сопредельных стран и народов, включая Едом. Известно о восстании Моава против Иорама израильского — в последние годы правления иудейского царя Иосафата (у летописца об этом не записано). Два царя предприняли тогда безуспешную, по-видимому, попытку вернуть Моав в зависимое от евреев положение (4Цар 3). А теперь вот Едом… вышел из-под власти Иуды, и Иоараму, царю иудейскому, не удалось вновь подчинить его себе (стихи 8−10а). Восстала и Ливна (стих 10 б), древний ханаанский город, и тоже отложилась от Иудеи.

Все это, пишет автор, происходило с Иорамом потому, что он оставил Господа (стих 10) и не только не препятствовал идолопоклонству иудеев, но и сам вводил их в этот грех (стих 11).

2Пар 21:12−15. Описание нечестивых деяний Иорама завершается сообщением об осуждении его Илией пророком, от которого пришло к нему письмо. В нем Илия предвещал Иораму кары Господни за его отступление с путей благочестивых отцов его — Иосафата и Асы, царей иудейских, и за то, что пошел он путем царей Израильских (стихи 12−13), а также за совершенное Иорамом братоубийство (стих 4). За все это поражением великим…

Господь поразит и народ Иудеи, и дом царский и самого Иорама, который умрет от ужасной болезни, говорилось в письме Илии. Оно привлекает особое внимание уже тем, что было единственным (упоминаемым в Священном Писании) письменным обращением великого пророка; в достоверности его многие богословы, однако, сомневаются на том основании, что Илия был взят на небо до того, как Иорам вступил на царство.

В этой связи высказывалось множество предположений, включавших и то, что письмо было написано Илией заранее, и то, что Иорам прочел его в посланном ему видении, и то, что в оригинале автором письма назван Елисей, а не Илия; но все эти предположения более или менее шатки. Остается допустить, что в самом начале царствования Иорама пророк Илия все еще жил на земле (ведь точная дата его вознесения — не известна), тем более если отсчитывать начало этого царствования не от смерти отца Иорама — Иосафата (848 г. до Р. Х.), а от 853 года (пять лет Иорам был соправителем Иосафата).

Вопросы и в этом случае, однако, остаются, в особенности вопрос о братоубийстве, которое совершить при жизни отца Иорам не мог; Илия, между тем, обвиняет Иорама и в этом. Возможно, Илия был все-таки взят с земли в 848 году или чуть позже. Во всяком случае, пророчество, высказанное в его таинственном письме, исполнилось в точности (стихи 16−20).

2Пар 21:16−20. По прошествии недолгого времени Иудею наводнили полчища Филистимлян и Аравитян (под обитавшими по соседству с ними «ефиоплянами», или кушитами, подразумеваются не африканцы, жители Эфиопии, а носившие такое же название южно-аравийские племена). Опустошив землю, по которой проходили, они закончили разграблением царского дворца; жены (возможно, за исключением Гофолии) и сыновья Иорама, кроме младшего, Охозии, были ими уведены.

А после этого Иорама поразила та страшная болезнь (стихи 18−19), о которой писал ему Илия. Крайне трудно определить ее в современных медицинских терминах; высказывались, однако, предположения о хронической дизентерии и общем перитоните с прободением кишок, когда они действительно выходят наружу (в стихе 19 о «выпадении внутренностей», у Иорама).

Даже и посмертные почести не были возданы нечестивому Иораму, умершему в жестоких страданиях (для него не были сожжены благовония, как это делалось для прочих царей; стих 19; сравните с 16:4). И отошел неоплаканный этот царь, навлекший столько несчастий на страну, и похоронили его, хоть и в Иерусалиме, но не в царских гробницах (стих 20; сравните 24:25; 26:23; 28:27).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.