2 Летопись 23 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Через шесть лет Иодай показал свою силу, заключив союз с командирами сотен. Вот имена этих командиров: Азария, сын Иерохама, Измаил, сын Иоханана, Азария, сын Овида, Маасея, сын Адаии, и Елишафет, сын Зихрия.
2 Они обошли Иудею и собрали левитов со всех городов Иудеи. Они также собрали вождей израильских семей и затем отправились в Иерусалим.
3 Все люди, собравшиеся вместе, заключили соглашение с царём в храме Божьем. Иодай сказал им:
«Сын царя будет править, как обещал Господь, когда говорил о потомках Давида.
4 Вот что вы должны сделать: треть священников и левитов, которые идут исполнять службу в субботу, будут охранять двери.
5 Одна треть должна находиться у царского дворца, а другая — у ворот Иесод. Весь же остальной народ будет стоять во дворах храма Господа.
6 Никому не позволяйте входить в храм Господа. Только священникам и левитам, которые на дежурстве, позволено входить в храм Господа, так как они освящены. Все же остальные люди должны исполнять обязанности, которые назначил им Господь.
7 Левиты должны стоять вокруг царя. У каждого стражника должно быть оружие в руке, чтобы быть готовым убить любого, кто попытается войти в храм».
8 Левиты и весь народ Иудеи сделали всё, что приказал им священник Иодай. Он не отпустил ни одного человека из группы священников. И каждый командир со всеми своими людьми заступил на свой пост в субботу с теми, кто сдал свой пост в субботу.
9 Священник Иодай раздал командирам сотен копья, а также большие и маленькие щиты, которые принадлежали царю Давиду. Это оружие хранилось в храме Божьем.
10 Затем Иодай показал людям, где стоять. Стражники, каждый с оружием в руках, стали с правого до левого угла храма. Они стояли вокруг алтаря, храма и вокруг царя.
11 Люди вывели сына царя, возложили на него корону и вручили ему копию соглашения между царём и Богом. Затем они помазали Иоаса на царство и провозгласили новым царём. Они кричали:
«Да здравствует царь!»
12 Когда Гофолия услышала шум народа, бегущего к храму и прославляющего царя, она вышла к народу в храм Господа
13 и увидела царя, который стоял возле царской колонны у главного входа. Приближённые и люди, трубившие в трубы, стояли рядом с царём. Весь народ, находившийся в стране, был счастлив и трубил в трубы, а певцы играли на музыкальных инструментах и пели хвалебные песни, ведя за собой людей. Тогда Гофолия разорвала свои одежды и закричала:
«Измена! Измена!»
14 Священник Иодай вывел военачальников и сказал им:
«Выведите её отсюда и мечами убейте каждого, кто последует за ней».
Затем Иодай предупредил воинов:
«Только не убивайте её в храме Господа».
15 Они схватили Гофолию, и как только она пришла к входу в Конские ворота царского дворца, они там же убили её.
16 Затем Иодай заключил соглашение со всем народом и с царём. Они все согласились быть народом Господа.
17 Затем все люди отправились в храм Ваала и разрушили его. Они разбили статуи Ваала и его алтари, а также убили перед алтарями священника Ваала Матфана.
18 Затем Иодай выбрал священников, чтобы они отвечали за храм Господа. Этими священниками были левиты, и Давид поручил им отвечать за храм Господа. Они должны были приносить Господу жертвы всесожжения, как указано в Законе Моисея. Они приносили жертвы с большой радостью и с пением, как приказал Давид.
19 Иодай поставил охранников у ворот храма Господа, чтобы не позволить нечистым людям войти в храм.
20 Иодай взял с собой командиров сотен, вождей, начальников народа и всех простых людей. Затем он вывел царя из храма Господа, и они через Верхние ворота вышли к царскому дворцу. Там они посадили царя на трон.
21 Все люди радовались, и Иерусалим успокоился, потому что Гофолия была убита мечом.

Толкование Далласской семинарии

2Пар 23:1−3. Но в 835 году первосвященник Иодай (муж Иосавеф) начал действовать. Движимый решимостью восстановить династию Давида и для этого посадить на трон Иоаса, он, в союзе с пятью военачальниками, составил заговор. Во осуществление его в Иерусалим были собраны левиты и главы всех кланов Иудеи; фразу глав поколений Израилевых в стихе 2 надо понимать в значении «глав еврейских поколений (кланов)». Пришедших по его вызову в столицу Иодай убедил поддержать маленького царевича во время официальной церемонии возведения его на трон.

2Пар 23:4−7. сравните этот текст с 4Цар 11:4−8: комментарии на параллельный текст в 4-й Царств.

Как собравшиеся в Иерусалим, так и служившие а это время при храме священники и левиты (стих 4), должны были «смешаться» со стражей, которой командовали пять военачальников, вовлеченных Иодаем в заговор. Но священников и левитов Иодай разделил на три части и расположил их (соответственно) у порогов храма, у дворца и у ворот Иесод (в 4Цар 11:6 названы «воротами Сур»; вероятно, речь идет об одних и тех же воротах, имевших разные названия). Только они могли войти… в дом Господень, остальные (народ; те, очевидно, которые находились под командованием пяти военачальников) должны были оставаться во дворах храма, готовясь выступить на защиту ребенка-царя.

2Пар 23:8−15. Этот и параллельный ему текст (4Цар 11:9−12) в значительной мере повторяют, но частично и дополняют друг друга (толкование на 4Цар 11:9−12). Тут, из 23:8, мы узнаем, что «при смене караула» Иодай… не отпустил по домам никого из сменившихся черед (т. е. никого из стражей, несших службу в составе своих кланов).

Через Иодая и начальников сотен… левиты и… весь народ получили копья и… щиты, хранившиеся в храме, и стали ждать выхода малолетнего Иоаса. И вывели сына царя… и помазали его на царство (толкование на 4Цар 11:12, где, в частности, объясняется значение слова, которое и там и здесь, в 23:11, переведено как украшения.

Когда Гофолия услышала шум и крики, несшиеся от храма (куда она, язычница, не ходила), и постоянно повторяющееся слово «царь», то вышла к народу, в дом Господень. Увидев, что происходит, она осознала, что пала жертвой заговора. Первосвященник Иодай, не желая пролития крови нечестивой Гофолии на территории храма, приказал умертвить ее близ царского дворца, что и было сделано (стих 21).

2Пар 23:16−21. Затем заключил Иодай завет со всем народом и царем, что будут они народом Господним. Во исполнение этого завета (или обета) они отправились в капище Ваала и разрушили его и все имевшиеся там жертвенники и стоявших там истуканов, и Матфана, жреца Ваалова умертвили (следуя закону Моисея; Втор 13:5−10).

После этого Иодай восстановил систему и порядок священнического и левитского служения при храме, которые были учреждены Давидом, — в согласии с тем, как написано в законе Моисеевом. День этот закончился торжественным возведением на царский трон юного царя.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.