«Уззия, не твоё дело сжигать благовонное курение Господу. Этим должны заниматься только священники, потомки Аарона. Они подготовлены для службы принесения благовонного курения. Ты совершил великий грех, поэтому ты должен выйти из Святая святых. Господь Бог не почтит тебя за этот грех!»
«Уззия болен проказой».
Новым царём после Уззии стал его сын Иоафам.
Толкование Далласской семинарии
К. Озия (глава 26)
2Пар 26:1. После смерти Амасии… народ Иудейский посадил на трон сына его Озию (он же — Азария; 4Цар 14:21), которому было всего шестнадцать лет. Царствовал Озия-Азария на редкость долго: 52 года (790−739 гг. до Р. Х.; стих 3). Однако в связи с пребыванием на троне Иудеи Амасии и затем сына его Озии возникает весьма серьезная хронологическая проблема, решить которую богословы пытаются на протяжении веков, выдвигая различные аргументы и версии.
Как правило, принимаются следующие даты этих царствований (с отклонениями в 1−2 года): Амасия (796−767 гг. до Р. Х.), Озия (790−739 гг. до Р. Х.). Но если Озия стал править Иудеей в 790-м году, то должен был быть соправителем при своем отце на протяжении 23 лет! Между тем, как летописец, так и автор 4-й Царств как будто бы указывают на то, что Озия стал царем вместо своего отца. А, кроме того, ясно говорится о том, что было ему в то время 16 лет. Как же он мог править вместе с отцом 23 года?
Невозможно рассмотреть здесь эту проблему во всех ее частностях. Одна из версий, представляющаяся правдоподобной, сводится к следующему. Власть имущие в Иудее рано начали опасаться того, что правление Амасии выльется в нестабильное и некомпетентное, и поэтому сделали его соправителем юного Озию. Другими словами, «самостоятельно» Амасия царствовал всего шесть лет (796−790 гг.), а в 790 году Озия, тогда 16 лет от роду, был назначен как бы вторым царем. Совместное правление его с отцом могло продолжаться 23 года, до убийства Амасии в 767 году. В таком случае Озия единовластно правил лишь 29 лет — до собственной смерти в 739 г. до Р. Х.
Возможно, в 2Пар 26:1 летописец имеет в виду, что Озию… поставили… на место отца в возрасте 16 лет именно в качестве его соправителя. В пользу такой «реконструкции событий» как будто бы говорит тот факт, что религиозное образование Озия получал под руководством Захарии (стих 5). Многие полагают, что речь идет о Захарии, сыне Иодая. Но Захария был побит камнями в дни Иоаса, предшественника Амасии на троне (24:21−22), а сам Иоас был убит в 796 году. Озия, следовательно, способен был по возрасту к учебе до 796 года.
Если исходить из того, что 16 лет было ему в 790 году, то в те несколько лет, что предшествовали 796 году, он действительно «подлежал обучению», будучи 7−10 лет от роду. Однако к осуществлению самостоятельной политики он приступил не раньше 767 года; дела и события, связанные с этим, как раз и интересуют летописца.
2Пар 26:2. Озия возвратил… Иудее… Елаф и заново отстроил его. (Относительно местонахождения Елафа в толковании на 8:17.) По-видимому, идумеи вновь овладели Елафом, когда восстали против Иудеи в царствование Иорама (21:8−10), прапрадеда Озии. Озия же опять отвоевал его, но при его внуке, Ахазе, идумеи снова овладели Елафом (4Цар 16:6).
2Пар 26:3−8. В отношении Озии сказано, что в той мере, в какой он прибегал к Господу, споспешествовал ему Бог. Озия успешно воевал с извечными врагами евреев Филистимлянами, и разрушил несколько их городов (стих 6), после чего возвел в тех местах собственные города. Бог… помогал ему и в войнах с аравийскими племенами (где находился Гур-Ваал, не установлено), а также против Меунитян (сравните 1Пар 4:41 и толкование на этот стих). Данниками царя Озии стали Аммонитяне, и дошла слава о нем (сравните 26:15) до границы Египта.
2Пар 26:9−15. Благоуспешными были оборонительная, а также аграрная политика Озии. В нескольких местах Иерусалимской стены он возвел крепостные башни, возможно, и в той, восстановленной им части се, которая была разрушена израильским царем Иоасом (25:23). (Относительно Угольных ворот в толковании на 25:23; ворота Долины, полагают, находились в западной части города, близ нынешних Яффских ворот (Неем 2:13, 15; 3:13); относительно крепостной башни на углу Неем 3:19−20, 24−25.)
Несомненно, полезным (для охраны многочисленных стад, пасшихся в пустыне, от хищных зверей) было возведение там сторожевых башен; водоемы, «иссеченные» по приказанию Озии во многих местах, вероятно, служили не только для водопоя скота, но и для орошения полей.
Войско Озии численностью (триста семь тысяч пятьсот; стих 13) лишь не намного превосходило то, что было в Иудее при отце его, Амасии (сравните 25:5), но это, по всей вероятности, было хорошо организованное войско, разделенное на отряды и подлежавшее строгому учету; командовали отрядами главы соответствующих родов, кланов (в Библии — поколений), числом две тысячи шестьсот. Отряды эти были по тому времени отлично вооружены (стих 14). Здесь впервые в Библии говорится о камнеметательных машинах (стих 15), изобретенных, как следует из текста, при Озии. На основании исторических данных предполагают, что это были первые, примитивные, образцы их.
2Пар 26:16−20. По прошествии лет Озия, по причине силы и славы своих, все возраставших, настолько возгордился, что сделался преступником пред Господом (стих 16; сравните Притч 16:18; 18:12). Возможно, к гибельному для Озии искушению послужило принятое у некоторых древних народов совмещение в лице монарха царской и жреческой функций. Но Иеговой, отделившим для исполнения священнического служения лишь потомков Аарона, подобное совмещение было недвусмысленно запрещено.
И вот, вопреки этому запрету, Озия явился однажды в храм Господень, чтобы воскурить фимиам на алтаре кадильном. Первосвященник Азария… и с ним еще восемьдесят священников воспротивились этому святотатству (2Пар 26:16−18; сравните Исх 30:7−8), но Озия лишь разгневался на них, и тогда его прямо у алтаря поразила проказа, выступившая на лбу у него. Осознав в следующий момент, что Господь… поразил его, и он сделался ритуально нечист царь сам поспешил отойти от алтаря (стихи 19−20; Лев 13).
2Пар 26:21−23. И был царь Озия прокаженным до дня смерти своей, и по этой причине не только не мог более входить на территорию храма, но и жил в изоляции от общества (в отдельном доме); бразды правления страной он вынужден был передать сыну своему Иоафаму. Жертвой «остракизма» он остался и по смерти своей, так как по причине поразившей его проказы, воспринимавшейся как символ нечистоты, не мог быть погребен в царских гробницах, но похоронили его… на поле, очевидно, на некотором расстоянии от них (сравните 21:20; 24:25; 28:27).
Летописец ссылается на пророка Исаию как на того, кто более подробно описал жизнь и царствование Озии (Ис 1:1; 6:1).