2 Летопись 28 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Ахазу было двадцать лет, когда он стал царём. Он правил в Иерусалиме шестнадцать лет. Ахаз не делал то, что Господь считал праведным и не подчинялся Господу, как его предок Давид.
2 Ахаз творил зло, подобно другим израильским царям. Он сделал литых идолов, чтобы поклоняться Ваалу.
3 Он сжигал благовонное курение в долине Бен-Енном. Он даже своих сыновей принёс в жертву на огне, следуя страшным грехам народов, которых Господь прогнал из страны, когда пришли израильтяне.
4 Он совершал жертвоприношения и сжигал благовонное курение на высотах, холмах и под каждым зелёным деревом.
5 Ахаз грешил, и поэтому Господь позволил сирийскому царю одержать победу над ним. Сирийский царь и его войско разбили Ахаза и, захватив в плен много иудеев, увели их в Дамаск. Господь позволил также сыну Ремалии Факею, израильскому царю, нанести поражение Ахазу.
6 Факей и его войско убили в один день сто двадцать тысяч храбрых воинов из Иудеи. Израильский царь уничтожил иудеев, потому что они оставили Господа Бога, Которому поклонялись их предки.
7 Зихрий был храбрым воином из Ефрема, который убил Маасею, сына царя Ахаза, Азрикама, начальника над царскими палатами, и Елкану, который был вторым лицом после царя.
8 Израильское войско взяло в плен двести тысяч своих же родственников, живших в Иудее. Они захватили в Иудее женщин, детей и много ценных вещей и привезли пленных и добычу в Самарию.
9 Но там находился один из пророков Господа по имени Овид. Он встретил израильское войско, возвращавшееся в Самарию, и сказал:
«Господь Бог, Которому подчинялись ваши предки, позволил вам поразить иудеев, потому что Он гневался на них. Вы убили и жестоко наказали народ Иудеи, и теперь Бог гневается на вас.
10 Вы задумали держать народ Иудеи и Иерусалима в рабстве. Вы также согрешили против Господа, Бога вашего.
11 А теперь послушайте меня. Отпустите своих братьев и сестёр, которых вы взяли в плен, потому что страшный гнев Господа направлен против вас».
12 Когда некоторые вожди народа Ефрема увидели израильских воинов, возвращающихся с войны, они встретили их и предостерегли. Эти вожди были: Азария, сын Иоханана, Берехия, сын Мешиллемофа, Иехизкия, сын Селлума, и Амессай, сын Хадлая.
13 Они сказали израильским воинам:
«Не приводите сюда пленных из Иудеи, чтобы наш грех перед Господом не стал ещё больше. Это лишь усугубит наш грех и вину, и гнев Господа будет над Израилем!»
14 Тогда воины передали пленных и ценные вещи этим вождям и народу Израиля.
15 Вожди же, упомянутые раньше, встали и помогли пленным. Эти четверо мужчин взяли одежду, которую захватили израильские воины, и отдали её нагим пленным. Вожди также обули их, дали пленным иудеям есть и пить и растёрли их маслом. Затем вожди из народа Ефрема посадили всех ослабевших пленных на ослов и отправили их обратно к их семьям в город Иерихон, который назывался городом Пальм. После этого четверо вождей вернулись домой в Самарию.
16 Тогда царь Ахаз попросил ассирийского царя помочь ему.
17 В то время снова пришли идумеяне и разбили иудеев, захватив многих в плен.
18 Филистимляне тоже напали на города, находившиеся на холмах и на юге Иудеи. Они захватили города Вефсамис, Аиалон, Гедероф, Сохо, Фимнаф, Гимзо и все маленькие города вокруг них и поселились там.
19 Господь принёс беды Иудее, потому что Ахаз, иудейский царь, вводил народ Иудеи в грех и не был верен Господу.
20 Феглафелласар, ассирийский царь, пришёл к Ахазу, но вместо того, чтобы помочь ему, принёс Ахазу только беды.
21 Ахаз взял некоторые сокровища из храма Господа, из царского дворца и из дома князей и отдал их ассирийскому царю, но и это ему не помогло.
22 Во время своих бед Ахаз грешил ещё тяжелее и становился всё более неверным Господу.
23 Он приносил жертвы богам, которым поклонялся народ Дамаска. Народ Дамаска разбил Ахаза, и поэтому он подумал:
«Боги, которым поклоняются сирийцы, помогают им. Если я принесу жертвы этим богам, может быть, они и мне помогут».
Поклоняясь этим богам, Ахаз сам грешил, а также вводил народ Израиля в грех.
24 Ахаз собрал священные предметы из храма Божьего и разбил их на куски, а затем закрыл двери храма Господа. Он сделал алтари и поставил их на каждом углу в Иерусалиме.
25 В каждом городе Иудеи Ахаз сделал высоты для сжигания благовонного курения, чтобы поклоняться другим богам. Ахаз очень прогневил Господа Бога, Которому повиновались его предки.
26 Остальные дела Ахаза, от начала до конца, описаны в книге «Летописи иудейских и израильских царей».
27 Ахаз умер и был похоронен со своими предками в Иерусалиме, но не в той гробнице, где хоронили израильских царей, а после него новым царём стал его сын Езекия.

Толкование Далласской семинарии

М. Ахаз (глава 28)

2Пар 28:1−4. Четыре года царствовал… Ахаз вместе со своим отцом Иоафамом (толкование на 27:1). И еще шестнадцать лет — единовластно (731−715 гг. до Р. Х.). Он не поступал так, как предок его Давид; Ахаз был нечестивым царем — таким же, как цари Северного, Израильского, царства. Судя по употреблению имени Ваала во множественном числе, Ахаз отлил статуи разных языческих божеств, по всей видимости, и Астарты. Он поклонялся идолам в долине… Еннома, или Гиннома, и даже приносил им человеческие жертвы, «проводя через огонь» и собственных сыновей. Поклонение и жертвоприношения на высотах… и под всяким ветвистым деревом, приняли при нем особый размах. (О грехах Ахаза и в комментариях на 28:19, 22−25.)

Чаще всего человеческие жертвы приносились аммонитянами богу Молоху; Моисеевым законом эта практика была категорически осуждена (Лев 18:2!; 2С:2−5; Втор 12:31). Главным местом принесения в жертву людей была упомянутая долина Гинном, простиравшаяся на юг и на запад от Иерусалима; позднее это место получило название «геенны» (из евр. ге — «долина» и собственного имени этой долины — в евр. транскрипции Хин-ком). Там постоянно горел огонь — как ритуальный (для принесения жертв), так и «обычный» — для более полного сжигания останков и разного мусора. С какого-то времени словом «геенна» стали называть ад (толкование на Мф 5:22).

2Пар 28:5−8. Откровенно греховное поведение Ахаза было наказано Богом, предавшим его в руки сирийского царя Рецина (4Цар 16:5), который вошел в Иудею и взял там множество пленных. Это было третье поражение, нанесенное сирийцами иудеям (22:5; 24:23). Пострадал Ахаз и от израильского царя Факея, который в один день уничтожил сто двадцать тысяч… Иудеев. В тот день погибли и некоторые члены семьи Ахаза и его ближайшие сановники. И пленных взяли израильтяне у братьев своих огромное число: двести тысяч человек, которых, вместе с награбленной добычей, отправили в Самарию.

2Пар 28:9−15. И все-таки, как следует из 4Цар 16:5, полностью Ахаз израильтянами разгромлен не был. На пути же тысяч пленных иудеев в Самарию вдруг появился пророк Господень, по имени Одед. Он вышел пред лицо израильского войска и стал убеждать военачальников, что попытка обратить в рабов такое количество братьев своих иудеев лишь усугубит гнев Господа против Израиля, у которого и без того немалая вина пред Богом его.

И вняли голосу пророка четверо из военачальников (из колена Ефремова), которые названы по именам в стихе 12, и приказали войску не вести пленных дальше. И отдал каждый из воинов своих пленных и свою добычу командирам, и те приказали одеть и накормить всех взятых в плен и отправить их в Иерихон, город в Иудее, откуда они могли бы добраться до дома.

Приводимые здесь громадные цифры убитых и взятых в плен могут вызвать недоумение; заметим, что в различных списках Септуагинты приводятся и другие цифры, к примеру, в одном из них говорится о 20 тысячах пленных, и это представляется более правдоподобным.

2Пар 28:16−18. Не удовлетворенный добрым жестом израильтян, царь Ахаз вступил в переговоры с царем ассирийским Тиглатпалассаром III (745−727 гг. до Р. Х.), ища у него помощи и поддержки. (В большинстве древних еврейских манускриптов и в русской Библии, в отличие от Септуагинты, стоит «послал… к царям» Ассирийским; имеется, однако, в виду именно Тиглатпалассар III.) Живший в дни Ахаза пророк Исаия пытался отговорить царя от этого союза (Ис 7:4−9), но безуспешно.

Ахаз полагал, что нуждается в нем, видя, что враги одолевают его со всех сторон: Иудею разоряли Идумеяне, совершавшие набеги на нее с востока (толкование на 2Пар 26:2), и Филистимляне, наступавшие с запада и с юга, захватывали города ее один за другим. К тому же сохранялась угроза и со стороны Сирии и Израиля, о чем упомянуто в 4Цар 16:5−9 и в Ис 7:1−17.

2Пар 28:19−27. Но не в помощь, а в тягость оказался Тиглатпалассар для Ахаза, ибо, несмотря на щедрую взятку, которую он дал ассирийцу (сокровища из храма, дворца и полученные в результате поборов с частных лиц), тот не принес ему блага.

Автор книг Царств пишет, что по просьбе Ахаза Тиглатпалассар пошел на Дамаск, и пала под его ударами столица Сирии (4Цар 16:9). Вступил он и на территорию Северного царства и захватил у израильтян несколько городов (4Цар 15:29). Это, однако, не противоречит мысли летописца, который больше зла, чем в военных поражениях видел в духовном падении. А еще большему духовному падению Ахаза несомненно способствовало его сближение с ассирийцами. Это видно хотя бы из того, как легко склонялся этот царь к поклонению чужим богам.

Так, он пытался «задобрить» сирийских богов, полагая, что это они, в лице сирийцев, одержали над ним победу. И в тесное для себя время он искал их помощи, продолжая беззаконно поступать пред Господом. Следуя своей логике, он, видя, что ассирийцы нанесли теперь поражение сирийцам, должен был обратиться к ассирийским богам. Так или иначе, от Господа Ахаз отвернулся и своими руками опустошил храм Его и даже запер двери храма, устроив себе многочисленные жертвенники и высоты, как в Иерусалиме, так и по всем городам Иудиным.

И повсюду поклонялись Ахаз и народ богам иным, раздражая Господа, Бога отцов своих (стихи 24−25; сравните стихи 2−4). Как последний аккорд в жизнеописании нечестивого царя звучат слова летописца о том, что по смерти своей Ахаз был похоронен, хоть и в Иерусалиме, но не в гробницах царей Израилевых (стих 27). Обращает на себя внимание настойчивое повторение летописцем той мысли, что все бедствия Иуды при царе Ахазе были результатом Божиего суда над этим царем и над народом Иудеи, еще более при нем развратившемся (28:9, 19, 256).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.