2 Летопись 32 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 После всех дел, которые Езекия с верностью совершил, Сеннахирим, ассирийский царь, напал на Иудею. Его войска разбили лагеря у крепостей, так как Сеннахирим хотел захватить эти города.
2 Езекия знал, что Сеннахирим пришёл к Иерусалиму, чтобы напасть на него.
3 Он поговорил со своими приближёнными и с военачальниками, и все они согласились перекрыть воду в источниках, которые располагались за пределами города. Эти приближённые и военачальники помогли Езекии.
4 Множество народа собралось вместе, и люди остановили все источники и поток, протекавший через страну. Они сказали:
«Царь Ассирии не найдёт воды, когда придёт сюда!»
5 Езекия укрепил Иерусалим. Он заново отстроил все части стены, которые были разрушены, построил башни на стене, а также построил вторую стену снаружи. Он завершил укрепительные сооружения, располагавшиеся с восточной стороны старой части Иерусалима, а также заготовил много оружия и щитов.
6 Езекия выбрал военачальников, чтобы они командовали народом. Он встретился с этими начальниками на открытом месте возле городских ворот и, разговаривая с ними, ободрял их. Он сказал:
7 «Будьте сильными и мужественными. Не страшитесь и не бойтесь ассирийского царя и большого войска, которое с ним. Сила, которая с нами, — больше той, которой обладает ассирийский царь!
8 На стороне ассирийского царя — люди, а с нами Господь, Бог наш! Наш Бог поможет нам и будет сражаться в наших битвах!» Так Езекия, иудейский царь, ободрил людей и дал им почувствовать в себе силу.
9 Сеннахирим, ассирийский царь, и всё его войско разбили стан возле города Лахис. Сеннахирим послал своих слуг к Езекии, иудейскому царю, и ко всему народу Иуды в Иерусалиме. У слуг Сеннахирима было послание к Езекии и ко всем людям в Иерусалиме.
10 Они сказали:
«Сеннахирим, ассирийский царь, говорит так: „На что вы надеетесь, находясь в осаждённом Иерусалиме?
11 Езекия обманывает вас. Он обманом заставил вас сидеть в Иерусалиме, чтобы вы умерли от голода и жажды. Езекия сказал вам: „Господь, Бог наш, спасёт нас от ассирийского царя”.
12 Езекия сам разрушил высоты и алтари, где люди поклонялись Господу. Он сказал вам, народу Иудеи и Иерусалима, что вы должны поклоняться и сжигать благовонное курение только на одном алтаре.
13 Разве вы не знаете, что я и мои предки сделали со всеми народами в других странах? Боги других стран не могли спасти свои народы. Эти боги не могли остановить меня от истребления их народов.
14 Мои предки уничтожили эти страны. Нет бога, который мог бы остановить меня от истребления его народа. Так неужели вы думаете, что ваш Бог может спасти вас от меня?
15 Не позволяйте Езекии дурачить и обманывать вас. Не верьте ему, потому что ни один бог ни одного народа и царства не в силах был спасти свой народ от меня или моих предков. Так не думайте, что ваш Бог может остановить меня и не дать мне уничтожить вас”».
16 Слуги ассирийского царя говорили против Господа Бога и против Езекии, раба Божьего.
17 Царь Ассирии также написал послания, в которых оскорблял Господа, Бога Израиля. Вот что ассирийский царь говорил в этих посланиях:
«Как боги других народов не смогли спасти их от меня, так и Бог Езекии не сможет спасти от меня Свой народ».
18 Затем слуги ассирийского царя стали громко кричать на еврейском языке жителям Иерусалима, которые сидели на городской стене, чтобы запугать их и захватить город.
19 Эти слуги стали оскорблять Бога Иерусалима, а также поносить рукотворных богов, которым поклонялись народы земли.
20 Царь Езекия и пророк Исаия, сын Амоса, громко молились небесам об этой угрозе.
21 Тогда Господь послал Ангела в лагерь ассирийского царя. Этот Ангел убил всех воинов, вождей и начальников в ассирийском войске. И тогда царь вернулся в свою страну, и всему его народу было стыдно за него. Он вошёл в храм своего бога, и некоторые из его же сыновей убили его там своими мечами.
22 Так Господь спас Езекию и жителей Иерусалима от Сеннахирима, ассирийского царя, и от других народов. Господь дал Езекии и жителям Иерусалима мир повсюду.
23 Многие тогда приносили в Иерусалим дары Господу, а также ценные вещи Езекии, иудейскому царю. С тех пор Езекия стал уважаем в глазах всех народов.
24 В это время Езекия заболел и находился при смерти. Когда царь помолился Господу, Он ответил Езекии, подав ему знак.
25 Бог был добр к Езекии, но он не отвечал тем же на доброту Бога. Сердце Езекии возгордилось, и поэтому Бог разгневался на Езекию, на народ Иудеи и Иерусалима.
26 Но Езекия и люди, которые жили в Иерусалиме, покаялись, смирились перед Господом и перестали гордиться. И тогда гнев Господа не поражал их, пока Езекия был жив.
27 У Езекии было очень много богатства и славы. Он отвёл места для хранения серебра, золота, драгоценных камней, благовоний, щитов и других вещей.
28 У Езекии были кладовые для зерна, молодого вина и масла, которые народ присылал ему. У него были стойла для всего крупного рогатого скота и для овец.
29 Езекия также построил много городов. У него были многочисленные стада овец и крупного рогатого скота. Бог дал Езекии большое богатство.
30 Езекия остановил верхний источник вод Гион и сделал так, чтобы он стекал прямо вниз к западной стороне города Давида. Езекии сопутствовал успех во всём.
31 Однажды вожди Вавилона отправили послов к Езекии спросить о знамении, которое произошло в земле. Когда они пришли, Бог оставил Езекию одного, чтобы испытать его и узнать всё, что у Езекии на сердце.
32 Прочие великие дела, которые совершил Езекия, а также то, как он любил Господа, описаны в книге «Видения пророка Исаии, сына Амоса» и в книге «Летописи иудейских и израильских царей».
33 Езекия умер и был похоронен со своими предками. Его похоронили на холме, где находятся могилы потомков Давида. Весь народ Иудеи и жители Иерусалима почтили Езекию, когда он умер. Новым царём после Езекии стал его сын Манассия.

Толкование Далласской семинарии

4. ВТОРЖЕНИЕ СЕННАХИРИМА (32:1−23)

2Пар 32:1−8. Вскоре после начала своего единовластного правления Езекия порвал вассальный договор, заключенный его отцом с ассирийцами (4Цар 16:7) и «отложился» (как сказано в 4Цар 18:7) от царя ассирийского (по всей вероятности, Саргона, который правил в 722−705 гг. до Р. Х.), перестав платить ему дань. (По-видимому, в это время ассирийцы заняты были подавлением мятежа в вавилонских провинциях, и сразу «наказать» Езекию не сумели.) Однако преемник Саргона на ассирийском троне — Сеннахирим (705−681 гг. до Р. Х.) решил вернуть себе покорность Иудеи, и с этой целью начал против нее военную кампанию; было это в 701 г. до Р. Х., т. е. на 14-ом году правления Езекии (4Цар 18:13). Поначалу Сеннахирим осадил несколько иудейских крепостей, а затем повернул на Иерусалим (32:1−2).

В надежде помешать ассирийцам захватить его столицу Езекия и его сановники прибегли к распространенному в те дни стратегическому приему: принято было решение засыпать источники воды, которые вне города (чтобы лишить врагов доступа к питьевым запасам). Поток, упоминаемый в стихе 4, это, по-видимому, Геон (сравните стих 30), или Тихон.

По приказу Езекии были восстановлены все разрушенные участки городской стены; началось и сооружение другой, внешней, стены (закончилось ее строительство уже при Манассии; 2Пар 33:14). В старой части Иерусалима (городе Давидовом) Езекия укрепил Милло (насыпной холм под городскими стенами; 3Цар 9:15, 24). И наготовил он множество оружия и щитов. Все это делалось им для усиления оборонительной мощи Иудеи, однако, как царь благочестивый, Езекия в гораздо большей мере, чем на нее уповал на помощь Господа и к этому же призывал народ, в таком именно духе говоря к сердцу его.

С нами Господь… чтобы помогать нам, ободрял Езекия народ и военачальников, и это более, нежели имеет армия ассирийцев при всей ее мощи! (об ассирийцах в комментариях на книгу Наума.) Заметим, что летописец опустил тот факт, что поначалу Езекия предпринял попытку откупиться от ассирийцев, о чем говорится в 4Цар 18:14−16.

2Пар 32:9−15. Прежде чем явиться под стены Иерусалима лично, Сеннахирим… послал туда из Лахиса (крупного города, находившегося примерно в 50 км на юго-запад от Иерусалима), где в то время стоял, своих послов — с предложением Езекии о сдаче (стихи 10−15). Хвастливая речь ассирийского царя в передаче его рабов сводилась к одной мысли: ни одному из богов ближних и дальних народов не удалось защитить их от Сеннахирима. (Некоторые из этих народов и городов перечислены в 4Цар 19:12−13.) Так на что же рассчитывают теперь иудеи?

Сеннахирим действительно не понимал этого, полагая, что Господь — лишь один из местных богов, к тому же «обиженный» Езекией, который приказал разрушить высоты Его и жертвенники, обязав своих подданных к поклонению пред жертвенником единым. (Ассирийцы исповедовали многобожие и, соответственно, поклонялись «и здесь и там».)

2Пар 32:16−23. И продолжали хвастливо и дерзко говорить посланцы Сеннахирима и громогласно зачитывали они письма своего царя, в которых тот оскорблял Господа, Бога Израилева, приравнивая Его к бессильным местным божествам других народов. Примечательно, что говорили ассирийские послы по-иудейски, чтобы их понимал народ, скопившийся на стене (сравните 4Цар 18:26−28), в надежде напугать его (стихи 16−19). И тогда возопили к небу… царь Езекия и Исаия… пророк, умоляя Господа о помощи.

И через пророка Своего Бог дал царю утешительный ответ (4Цар 19:20−34), а вслед за тем послал… Ангела, который истребил значительную часть ассирийских полчищ и вынудил Сеннахирима к постыдному бегству (стихи 20−21а). Автор 4-й Царств уточняет, что «в ту ночь» было уничтожено 185 тысяч ассирийцев (4Цар 19:35).

Немалое время спустя (хотя в повествовании летописца события как бы следуют друг за другом) ассирийский царь был убит своими же сыновьями (названными поименно в 4Цар 19:37), когда он находился в капище бога своего Нисхора (сравните Ис 37:38), в Ниневии. Согласно ассирийским клинописям, это убийство произошло в 681 г. до Р. Х., т. е. 20 лет спустя после попытки ассирийцев взять Иерусалим (701 год).

В результате чудесного спасения иудейского царя и его столицы от руки Сеннахирима и последующих событий, которые свидетельствовали о том, что Господь оберегал народ Свой отовсюду, высоко поднялся в глазах окрестных народов авторитет Господа и угодного ему царя — Езекии, и со всех сторон стекались дары… в Иерусалим (стихи 22−23).

5. БОЛЕЗНЬ И ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ЕЗЕКИИ; ЕГО ПРОЦВЕТАНИЕ (32:24−33)

2Пар 32:24−30. История заболевания Езекии и его чудесного выздоровления (в соответствии с данным знамением; 4Цар 20:11), и продления жизни его рассказана летописцем очень лаконично (сравните 2Пар 32:24 с 4Цар 20:1−11 и Ис 38:1−8), может быть, потому, что его намерением было обратить внимание читателя не на благочестие этого царя, а на то, что возгордилось сердце его (стихи 25−26). Возгордилось потому, вероятно, что многого достиг и многое совершил царь Езекия (и это перечислено автором в стихах 27−31).

Он строил складские помещения, и стойла, и города. Он даже изменил направление течения р. Геона (или Гиона), источника водоснабжения Иерусалима (отведя его от восточной стороны города к западной); целью этого было провести воду внутрь города, устроив в нем водохранилище, столь необходимое на случай вражеской осады.

Для этого по указанию Езекии был пробит (сквозь скалу) подземный туннель, или канал, получивший название Силоамского, так как вел от истоков реки Геон к Силоамскому пруду внутри города. Подсчитано, что для этого пробивавшим скальную породу рабам пришлось идти навстречу друг другу на участке протяженностью около 700 метров. (сравните с мероприятием Езекии по перекрытию подземных источников вне города (32:3−4); и то и другое мероприятия имели оборонное, стратегическое значение.)

2Пар 32:31−33. И вот случилось, что Езекия в гордыне своей поступил весьма неразумно, когда дал увидеть все богатства храма и собственного дворца послам вавилонского царя Леродах Баладана (4Цар 20:12−19 и комментарии на эти стихи, а также Ис 39). (О знамении, упоминаемом в стихе 31, в 4Цар 20:11.) В этой связи летописец лишь сообщает, не вдаваясь в подробности, что Бог попустил произойти этому, желая испытать Езекию и открыть все, что у него на сердце. Другими словами. Бог дал Езекии самому убедиться, к чему ведет гордыня.

После смерти Езекию с почестями похоронили среди его царственных предков (над гробницами сыновей Давидовых; фраза свидетельствует о том, что погребальные ниши в этих гробницах располагались в несколько ярусов, и Езекия погребен был в верхнем ярусе).

Летописец сообщает, что более подробно жизнь и царствование Езекии были записаны пророком Исаией (Ис 36−39), а также в книге царей Иудейских и Изриальских.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.