2 Летопись 33 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Манассии было двенадцать лет, когда он стал царём. Он правил пятьдесят пять лет в Иерусалиме.
2 Он делал то, что Господь считал злом. Он творил мерзости, совершаемые народами, которых Господь прогнал из их страны до прихода израильтян.
3 Манассия снова построил высоты, которые уничтожил его отец Езекия. Он также поставил алтари для Ваала и столб Ашеры. Манассия поклонялся и служил всем небесным светилам.
4 Он построил алтари для лжебогов в храме Господа, о котором Господь говорил:
«Моё имя будет в Иерусалиме вечно».
5 Манассия построил алтари всем небесным светилам в обоих дворах храма Господа.
6 Манассия сжёг на алтаре своих собственных сыновей в долине Бен-Енном, принеся их в жертву. Он использовал разные способы, чтобы узнать будущее. Он ходил к колдунам, прорицателям и к людям, которые вызывали духи умерших. Манассия сделал много такого, что Господь считал злом, и это разгневало Господа.
7 Он также сделал статую идола и поставил её в храм Божий. Бог говорил об этом храме Давиду и его сыну Соломону:
«Я выбрал Иерусалим из всех городов Израиля. Я помещу Моё имя в Иерусалимском храме навсегда.
8 Я не сделаю так, чтобы израильтяне покинули землю, которую Я дал их предкам. Но они должны выполнять всё, что Я приказал им. Народ Израиля должен подчиняться всем законам, правилам и предписаниям, которые Я дал ему через Моисея».
9 Манассия заставил народ Иудеи и Иерусалима сделать больше зла, чем все народы, жившие в той земле до прихода израильтян. Господь истребил эти народы, когда народ Израиля пришёл взять их землю в своё владение.
10 Господь обращался к Манассии и к его народу, но они отказались слушать.
11 Господь привёл ассирийских военачальников, чтобы напасть на Иудею. Эти начальники поймали Манассию крюками и надели ему на руки бронзовые цепи. Они взяли Манассию в плен и увели его в Вавилон.
12 Манассия страдал и стал умолять Господа, Бога своего. Он смирился перед Богом своих предков.
13 Манассия молился Богу и умолял Бога помочь ему. Бог услышал молитву Манассии и позволил ему вернуться к его трону в Иерусалиме. Тогда Манассия узнал, что Господь — истинный Бог.
14 После того как всё это произошло, Манассия построил наружную стену города Давида, которая находилась с западной стороны источника Гион, в Кидронской долине, у входа в Рыбные ворота. Манассия возвёл эту стену вокруг холма Офел и сделал её очень высокой. Затем он поставил начальников во всех крепостях Иудеи.
15 Манассия убрал чужих богов и идолов из храма Господа, а также и все алтари, которые построил на горе храма Господа и в Иерусалиме. Манассия выбросил все эти алтари за пределы Иерусалима.
16 Затем он восстановил алтарь Господа и принёс на нём приношения содружества и благодарственные жертвы. Он приказал всему народу Иудеи служить Господу, Богу Израиля.
17 Люди продолжали приносить жертвы на высотах, но их жертвы были только Господу, Богу своему.
18 Остальные дела, совершённые Манассией, его молитва к Богу и слова провидцев, которые обращались к нему именем Господа, Бога Израиля, описаны в книге «Летописи израильских царей».
19 Молитва Манассии и то, как Бог слушал его, а также все грехи Манассии, его восстание и места, где он построил высоты и установил столбы Ашеры до того, как он смирился, описаны в «Книге провидцев».
20 Когда Манассия умер, он был похоронен в своём доме, а новым царём после него стал его сын Амон.
21 Амону было двадцать два года, когда он стал царём. Он правил в Иерусалиме два года.
22 Амон, как и его отец Манассия, делал то, что Господь считал злом. Амон приносил жертвы и поклонялся идолам и статуям лжебогов, которые воздвиг его отец.
23 Амон не смирился перед Господом, как смирился его отец Манассия, а грешил всё больше и больше.
24 Слуги Амона составили против него заговор, убив его в его собственном дворце.
25 Но простой народ убил слуг, которые составили заговор против царя Амона. Затем люди сделали Иосию, сына Амона, новым царём после него.

Толкование Далласской семинарии

О. Манассия (33:1−20)

2Пар 33:1−9. Полную противоположность своему благочестивому отцу являл собой Манассия, одни из нечестивых царей Иудеи, который правил страной пятьдесят пять лет (697−642 гг. до Р. Х.). И хотя Манассия на протяжении примерно 11 лет делил трон с отцом, он либо ничему у него не научился, либо сознательно отверг то благое, что передал ему Езекия.

Воцарившись, Манассия снова построил высоты и «восстановил в правах» культы Ваала и Астарты (толкование на 2Пар 14:3) и стал поклоняться богам неба, которых в представлении язычников олицетворяли солнце, луна, звезды и планеты; все это было прямым нарушением Моисеева закона (Втор 4:19). Жертвенники идолам Манассия установил в храме Господнем и на дворах его.

Подобно нечестивому деду своему, Ахазу, он приносил в жертву (в долине Гинном) собственных сыновей (2Пар 28:3 и толкование на этот стих). Кроме того, он гадал, и ворожил, и чародействовал (т. е. пытался узнать будущее по разного рода знакам и знамениям и вступал в разнообразные контакты с силами зла, желая получить от них сверхъестественные способности и возможность держать под своим контролем окружающих). И вызывателей мертвецов, чтобы искать у обитателей мира иного совета в земных делах, вновь учредил в Иудее Манассия.

Но, пожалуй, самым серьезным его согрешением было то, что в доме Божнем, предназначенном исключительно для Господа (33:7−8 сравните с 7:16) он поставил вырезанный из дерева идол Астарты (4Цар 21:7). И много невинных душ загубил Манассия (4Цар 21:16), который посредством своих нечестивых дел и распоряжений довел Иудею… до того, что стали жители ее поступать хуже язычников-хананеев, которых изгонял Господь от… сынов Израилевых (стих 9).

2Пар 33:10−13. Господа, Который говорил… к Манассии и к народу… они не слушали. И тогда последовало наказание, орудием коего послужила Ассирия. Закованный в цепи, царь иудейский был уведен ассирийцами в Вавилон (бывший в ту пору южной провинцией Ассирии).

Какое-то время спустя глубоко смирился и покаялся Манассия пред Богом отцов своих… и услышал моление его… Господь… и возвратил его в Иерусалим.

Думается, что летописец включил в свое повествование этот факт из жизни Манассии (опущенный автором 4-й Царств), чтобы подчеркнуть: и самые нечестивые отпрыски Давида в случае покаяния перед Господом и обращения к Нему — могли получить и получали прощение свыше. Это подавало надежду еврейским общинам, как в изгнании, так и после возвращения из изгнания в родную землю.

2Пар 33:14−17. Возвратившись на царство, Манассия построил вторую, внешнюю, стену на восточной стороне Иерусалима — от р. Геон на северо-запад (до входа в рыбные ворота (карту «Иерусалим в дни Неемии»; (Неем 2) и на юг от Геона, так что первоначальный старый город на холме Офел оказался окруженным стеной (толкование на 27:3).

Вероятно, предвидя повторное нападение со стороны Ассирии, Манассия произвел новые назначения среди высших своих офицеров и тем укрепил воинские гарнизоны в крепостях (33:14).

Главное же, Манассия низверг установленных им прежде чужеземных богов и идола из дома Господня (стих 15 сравните со стихами 3−5) и восстановил служение Господу в соответствии с законом (стих 16). Однако народ по-прежнему приносил жертвы на высотах, хотя это и были жертвы Господу (стих 17).

2Пар 33:18−20. О прочих делах Манассии и обо всем, что сказано здесь, но, очевидно, подробнее, можно было прочитать в записях царей Израилевых (здесь, как и в 20:34, под «Израилевых», вероятно, понималось «Иудейских», так как к тому времени как царство сохранялась лишь Иудея). (О «записях», или «летописях» в толковании на 3Цар 14:19 и под рубрикой «Авторство» во Вступлении к 1-й Паралипоменон.) в стихе 19 говорится и о записях Хозая; возможно, существовал пророк (прозорливец), носивший такое имя, но существует предположение (ввиду сходства слова, «Хозай» с евр. словом хозим — «прозорливцы»), что речь шла о нескольких пророках, оставивших записи о царствовании Манассии. Поскольку нечестие в дни Манассии и в делах его превалировало над благочестием, похоронили этого царя не в гробницах царей, а на территории его дворца (стих 20).

П. Амон (33:21−25)

2Пар 33:21−25. В дни своего краткого царствования, продолжавшегося только два года (642−640 гг. до Р. Х.), Амон во всем подражал отцу своему Манассии, но, в отличие от него, не покаялся и не смирился пред лицем Господним. Высшие сановники Амона составили против него заговор… и умертвили его в его дворце. Но их акция вызвала возмущение в народе, и сами убийцы Амона были перебиты, воцарил же народ Иосию, сына Амона, вместо него.

Р. Иосия (главы 34−35)

1. РЕФОРМЫ ИОСИИ (глава 34)

а. Подготовка к ремонтным работам в храме (34:1−13)

2Пар 34:1−7. Иосия, которому было лишь восемь лет, когда убили его отца, правил Иудеей тридцать один год (640−609 гг. до Р. Х.). Своей верностью Господу, которую активно стал проявлять к 16 годам, Иосия очень напоминал прадеда своего Езекию. На двенадцатом году царствования, т. е. в 20 лет, он взялся решительно очищать Иудею и Иерусалим от всех следов ханаанских культов. Возможно, Манассия, в пору после своего покаяния, очистил от идолов и их жертвенников главным образом храм и Иерусалим, Иосия же провел эту «кампанию» в масштабах всей страны и даже за ее пределами (стих 6).

Об отвращении Иосии к языческим культам свидетельствует характер его действий по уничтожению их (окончание стих 4 и стих 5). В стихах 6−7 читаем, что и на территории уведенного в плен Израиля, в городах его, где еще оставалось какое-то население, и в опустошенных окрестностях их… разрушил Иосия жертвенники и посвященные дерева, и кумиры.

2Пар 34:8−13. Затем, на восемнадцатом году царствования своего (т. е. в 26 лет) Иосия поручил трем своим приближенным (стих 8) произвести очищение храма и ремонтные работы в нем. (Обращает на себя внимание, что храм по инициативе ряда благочестивых царей Иудеи восстанавливался, после очередного разрушения и запустения, неоднократно.) Итак, сановники, на которых царь возложил за это ответственность, взяли деньги, собранные для этой цели не только по всей Иудее, но и в Израиле, и отдали их Хелкии первосвященнику для последующей передачи их производителям работ.

Были закуплены необходимые материалы (стих 11). Надзирали за всем левиты, два из сыновей Мерариных и два из сыновей Каафовых. Сказано, что все четверо были искусными музыкантами, — может быть, с тем, чтобы подчеркнуть их артистичность и тонкое восприятие вещей — свойства полезные для тех, кто ведали работами по восстановлению храма. Руководителями всех работ, на всех участках, тоже были левиты — люди разных, так сказать, специальностей и умения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.