2 Летопись 35 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Царь Иосия праздновал Пасху Господу в Иерусалиме. Пасхальный ягнёнок был заколот на четырнадцатый день первого месяца.
2 Иосия избрал священников, чтобы они выполняли свои обязанности. Он ободрил священников, когда они служили в храме Господа.
3 Он говорил с левитами, которые учили народ Израиля и освятились для службы Господу. Он сказал этим левитам:
«Поставьте святой ковчег в храм, который построил Соломон, сын Давида, царя Израиля. Не носите его снова с места на место на своих плечах. Служите Господу, Богу вашему, и Его народу, Израилю!
4 Подготовьтесь к службе в храме по вашим племенам. Исполняйте те обязанности, которые царь Давид и его сын, царь Соломон, поручили вам.
5 Стойте на святом месте с левитами. Сделайте это для каждого колена, чтобы вы могли помочь людям.
6 Заколите пасхальных ягнят и освятитесь для Господа. Подготовьте ягнят для ваших братьев, израильтян. Делайте всё, что Господь приказал нам делать. Господь дал нам все эти указания через Моисея».
7 Иосия дал израильтянам тридцать тысяч овец и коз, чтобы принести их в жертву на Пасху. Он также дал народу три тысячи голов крупного рогатого скота. Все эти животные принадлежали царю Иосии.
8 Приближённые царя также раздавали народу, священникам и левитам животных и вещи на Пасху. За храм Божий отвечали Хелкия, Захария и Иехиил. Они дали священникам две тысячи шестьсот ягнят и козлят и триста быков для пасхальных жертвоприношений.
9 Хонания, Шемаия, Нафанаил и его братья, а также Хашавия, Иеиел и Иозавад также дали левитам пять тысяч овец и коз и пятьсот быков для пасхальных жертвоприношений. Эти люди были вождями левитов.
10 Когда всё было готово для начала пасхальной службы, священники и левиты заняли свои места согласно повелению царя.
11 После того как пасхальные ягнята были заколоты, левиты сняли кожу с животных и отдали кровь священникам, которые окропили кровью алтарь.
12 Затем они раздали животных разным коленам народа для всесожжения. Это было сделано для того, чтобы жертвы всесожжения могли быть принесены так, как учила книга Закона Моисея. Затем они сделали то же самое с быками.
13 Левиты зажарили пасхальные жертвоприношения над огнём, как им было приказано. Они сварили священные приношения в горшках, котлах и кастрюлях и быстро раздали мясо людям.
14 После того как это было закончено, левиты взяли мясо для себя и для священников, которые были потомками Аарона. Эти священники были очень заняты, работая, пока не стемнело. Они много трудились, сжигая жертвы всесожжения и жир от жертв.
15 Певцы-левиты из колена Асафа стояли на местах, как было приказано царём Давидом. Асафу, Еману, царскому пророку Идифуну и всем привратникам не было необходимости уходить со своих мест, потому что их братья-левиты приготовили им всё для Пасхи.
16 Всё было сделано в тот день для поклонения Господу, как приказал царь Иосия. Пасха праздновалась, и жертвы всесожжения были принесены на алтаре Господа.
17 Народ Израиля, который был там, семь дней праздновал Пасху и праздник Пресных Хлебов.
18 И не праздновалась в Израиле Пасха с таким размахом со времён пророка Самуила! Никто из израильских царей не праздновал Пасху так, как праздновали её царь Иосия, священники, левиты и народ Иудеи и Израиля, который находился со всеми людьми в Иерусалиме.
19 Они праздновали эту Пасху в восемнадцатый год царствования Иосии.
20 Иосия сделал все эти добрые дела для храма. После этого Нехао, египетский царь, повёл своё войско сразиться против города Кархемис на реке Евфрат. Царь Иосия вышел сразиться против Нехао.
21 Но Нехао отправил к Иосии послов с таким сообщением:
«Царь Иосия, это тебя не касается. Я не с тобой пришёл биться, а с моими врагами. Бог велел мне торопиться. Бог на моей стороне, так что не иди против Него. Если ты решишь сразиться против меня, то Бог уничтожит тебя!»
22 Однако Иосия не ушёл, а решил сразиться с Нехао. Он переоделся в другие одежды и вышел на битву на равнину Мегиддон. Он отказался прислушаться к тому, что сказал Нехао об указании Бога.
23 Во время битвы Иосия был ранен лучниками. Он сказал своим слугам:
«Уведите меня, я тяжело ранен!»
24 Слуги вынесли Иосию из его колесницы и положили его в другую колесницу, которую он привёз с собой. Затем они привезли Иосию в Иерусалим, где он и умер. Иосия был похоронен в могиле, где были похоронены его предки. Весь народ Иудеи и Иерусалима был очень опечален смертью Иосии.
25 Иеремия написал и спел несколько похоронных песен для Иосии. Мужчины и женщины и сегодня ещё поют эти печальные песни. Это стало традицией для народа Израиля — петь печальную песню для Иосии. Все эти песни записаны в книге «Похоронных песен».
26 Всё остальное, что сделал Иосия во время своего царствования, от начала и до конца правления, описано в книге «Цари израильские и иудейские».
27 Эта книга рассказывает о его верности Господу и о том, как он подчинялся закону Господа.

Толкование Далласской семинарии

2. СОВЕРШЕНИЕ ПАСХИ ИОСИЕЙ (35:1−19)

а. Подготовка к Пасхе (35:1−9)

2Пар 35:1−4. На восемнадцатом году своего правления (35:19), т. е. в тот же год, когда начались, и, очевидно, были закончены ремонтные работы в храме (34:8), совершил Иосия… пасху Господу (сравните с описанием пасхи, совершенной Езекией, в Гл. 30). Обязав священников и левитов исполнять их служение в доме Господнем… на местах их, он повелел им установить ковчег во Святом-святых и больше не носить его на плечах, подобно тому, как это некогда делалось в пустыне. Но возникает вопрос: разве ковчег не стоял во святилище с тех пор, как Соломон построил храм Господу?

Ответ, вероятно, в том, что или ассирийский царь, взявший Иерусалим при Манассии, приказал вынести ковчег, либо это сделал сам нечестивый Манассия или сын его Амон. Но теперь благочестивый Иосия приказал водворить ковчег на место. Существует и другое предположение: священники и левиты, хранившие верность Господу, могли (в неблагоприятные для поклонения Иегове времена) прятать ковчег в каком-то тайном месте; возможно, они переносили его с места на место «на раменах своих» (стих 3), как столетия назад их «отцы» в пустыне. Так или иначе, при благочестивом Иосии ковчег был установлен на месте, предназначенном для него.

Левиты вновь, как это было предписано Давидом и соблюдалось Соломоном, были разделены для несения соответствующих служб по родам и кланам (по поколениям, по чередам; стих 4). В дни совершения пасхи они (каждый в своем клане) находились во дворе храма.

2Пар 35:5−9. Им (предварительно освятившись) предстояло закалывать пасхальных агнцев для сынов народа (т. е. для общинной трапезы приходивших в храм иудеев; сравните 30:16-! 7 и комментарии на эти стихи). По случаю необычайно торжественного праздника (35:18) из стад и отар, принадлежавших лично царю, было поставлено тридцать тысяч голов мелкого скота (включая агнцев) и три тысячи волов. (Для сравнения: царь Езекия дал для совершения пасхи 10 тысяч мелкого скота и тысячу тельцов; 30:24). Щедрым был вклад в народное празднество и со стороны высших сановников Иосии. Сказано, что и священники, начальствующие в доме Божием, дал и… две тысячи шестьсот голов мелкого скота и триста волов. А начальники левитов — пять тысяч… овец, и пятьсот волов.

б. Празднование пасхи (35:10−19)

2Пар 35:10−14. И приступили левиты к закланию пасхальных агнцев. Кровию их, принимая ее от левитов… кропили священники большой медный жертвенник, на котором затем приносились всесожжения. Предназначенное не для пасхальной трапезы, а к всесожжению, для принесения Господу, левиты распределяли среди народа, по кланам и семьям. Все это, в том числе и приготовление пасхальной пищи, которую пекли и варили, совершалось в соответствии с предписаниями закона (как написано в книге Моисеевой; Ис 12:7−9; Втор 16:7).

И лишь сделав все для народа, приготовили левиты для себя и для священников, ибо сыны Аароновы… были слишком заняты весь день, чтобы позаботиться о себе.

2Пар 35:15−19. И о музыкантах и привратниках, которые оставались на местах своих, позаботились левиты.

Пасхальные празднества продолжались и вторую неделю, и это уже был праздник опресноков. По словам летописца, пасхи равной той, что совершена была при царе Иосии, не было у Израиля от дней Самуила пророка.

3. РОКОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ ИОСИИ С ФАРАОНОМ НЕХАО (35:20−27)

2Пар 35:20. К 609 г. до Р. Х. Ассирия ослабела до такой степени, что, в сущности, перестала быть империей; ее владения отторгались от нее одно за другим, в первую очередь вавилонянами (халдеями). Еще в 612 году пала столица ассирийцев — Ниневия, и после этого основные ассирийские силы сосредоточены были вокруг Харана и Кархемиса (в верхнем течении Евфрата).

Возможно, Египетский фараон Нехао (609−595 гг. до Р. Х.) решил поживиться какими-то территориями за счет Ассирии, давнего, а теперь обессилевшего, врага Египта (толкование на 4Цар 23:28−30), и выступил против него на войну. Но на его пути оказался царь Иосия (о возможных причинах его выступления в толковании на 4Цар 23:28−30).

2Пар 35:21−27. Нехао, армия которого шла территорией Иудеи, попытался предотвратить столкновение с Иосией. Его слова в начале стих 21 следует понимать как «что у нас за счеты с тобой, царь Иудейский?» Он даже сослался на то, что, выступая теперь против Ассирии, исполняет волю Божию, и Иосии не следует противиться ей, чтоб Бог не погубил его.

Тон летописца в стихе 22 свидетельствует о том, что Нехао действительно получил некое повеление свыше, но Иосия — увы! — не отступил от своего намерения. Из стиха 22 в других переводах следует, что «приготовление» иудейского царя к битве выразилось в том, что царское одеяние он сменил на одежду обычного воина, в целях маскировки (так же в свое время поступил царь Ахав; 2Пар 18:29). Несмотря на это он был тяжело ранен; произошло это на равнине Мегиддо. На протяжении веков это место служило полем битвы. Битва Христа с Его врагами, при втором пришествии Господа, тоже разыграется в Мегиддо: Армагеддон буквально означает «гора Мегиддо».

В Иерусалим Иосию доставили еще живым, но там он… умер, и был похоронен в гробницах отцов своих. Смерть этого благочестивого царя явилась горестным потрясением для всего народа. Сказано, что даже пророк Иеремия оплакал его кончину в сложенной им песне. И много плачевных песен, которые долго жили в еврейском народе, было сложено в те дни (стих 25). Книгу плачевных песней, о которой говорится в стихе 25, не следует, однако, принимать за «Плач Иеремии».

Рассказ о царствовании Иосии завершается сообщением о том, что подробно деяния его… описаны в книге царей Израильских и Иудейских.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.