Ездра 4 глава

Первая книга Ездры
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Многие люди, жившие там, были против народа Иуды и Вениамина. Эти враги услышали, что люди, вернувшиеся из плена, строят храм Господу, Богу Израиля.
2 Они пришли к Зоровавелю и к вождям семей и сказали:
«Разрешите нам помочь вам в строительстве. Мы, как и вы, поклоняемся вашему Богу. Мы приносили жертвы вашему Богу с тех пор, как Асардан, ассирийский царь, привёл нас сюда».
3 Но Зоровавель, Иисус и другие вожди семей Израиля ответили:
«Нет, вам нельзя оказывать помощь в строительстве храма нашему Богу. Только мы можем строить храм Господу, Богу Израиля. Так повелел нам Кир, царь Персии».
4 Тогда народ той земли попытался запугать иудеев и помешать им строить храм.
5 Они наняли правительственных чиновников, чтобы воспрепятствовать иудеям. Эти чиновники постоянно старались помешать планам иудеев построить храм. И так продолжалось во всё время царствования Кира, персидского царя, и до тех пор, пока персидским царём стал Дарий.
6 В первый год правления в Персии царя Ахашвероша эти враги написали обвинение против жителей Иерусалима и Иудеи.
7 И позже, когда персидским царём стал Артаксеркс, некоторые из этих людей написали ещё одно письмо с жалобой на иудеев. Люди, написавшие это письмо, были Бишлам, Мифредат, Тавеил и некоторые другие из них. Они написали письмо царю Артаксерксу арамейскими буквами и с переводом на арамейский язык.
8 Тогда советник Рехум и писарь Шимшай написали письмо против народа Иерусалима. Они написали царю Артаксерксу письмо с таким содержанием:
9 От советника Рехума и писаря Шимшая, и от судей, и от знатных начальников над тарпелеями, персами, ерехьянами, вавилонянами, сузанцами,
10 и от других народов, которых великий и могущественный Аснафар переселил в Самарию и в другие земли, располагавшиеся к западу от реки Евфрат.
11 Вот копия письма, которое они послали царю Артаксерксу: Царю Артаксерксу от твоих слуг, живущих к западу от реки Евфрат.
12 Царь Артаксеркс, мы хотим сообщить тебе, что иудеи, которые ушли от тебя и вернулись сюда, пришли в Иерусалим. Эти иудеи пытаются снова восстановить этот мерзкий город. Жители этого города всегда восставали против других царей. В данный момент иудеи почти закончили починку фундамента и строительство стен.
13 И ещё, царь Артаксеркс, ты должен знать, что если Иерусалим и его стены будут восстановлены, то жители Иерусалима перестанут платить налоги. Они перестанут давать деньги, чтобы славить тебя. Они также перестанут платить пошлину, и царь потеряет все эти деньги.
14 Мы несём ответственность перед царём и не хотим видеть царя обесчещенным. Поэтому мы посылаем это письмо, чтобы уведомить царя.
15 Царь Артаксеркс, мы предлагаем, чтобы ты велел внимательно прочесть летописи царей, которые правили до тебя. Тогда ты узнаешь из этих летописей, что Иерусалим всегда восставал против других царей. Это принесло много несчастий другим царям и народам. Много восстаний начиналось в этом городе с древних времён! Поэтому Иерусалим и был разрушен!
16 Царь Артаксеркс, мы хотим тебя предостеречь, что, если этот город и его стены будут восстановлены, тогда ты потеряешь власть над землями к западу от реки Евфрат.
17 Царь Артаксеркс послал им следующий ответ: Советнику Рехуму и писарю Шимшаю, и с ними всем людям, живущим в Самарии и в других городах, находящихся к западу от реки Евфрат. Приветствия!
18 Письмо, которое вы послали, было переведено и прочитано мне.
19 Я приказал, чтобы были просмотрены летописи царей, которые правили до меня. Летописи были прочитаны, и мы узнали, что у Иерусалима очень длинная история восстаний против царей. Иерусалим был местом, где часто поднимались восстания и мятежи.
20 В Иерусалиме всегда были сильные и могущественные цари, которые правили над ним и над всей территорией к западу от реки Евфрат. Они собирали подати, налоги и пошлины.
21 Теперь вы должны приказать этим людям прекратить работы, чтобы Иерусалим не строился до тех пор, пока я не дам повеления его восстановить.
22 Проследите, чтобы работы по восстановлению были немедленно прекращены. Мы не можем позволить, чтобы строительство Иерусалима продолжалось. Если эта работа будет продолжаться, то я больше не смогу собирать налоги с Иерусалима.
23 Копия письма, которое послал царь Артаксеркс, была прочитана Рехуму, писарю Шимшаю, и людям, которые были с ними. Эти люди быстро отправились к иудеям в Иерусалим и заставили их остановить строительство.
24 Работа в храме Божьем в Иерусалиме была прекращена. Эта работа была приостановлена до второго года царствования Дария, персидского царя.

Толкование Далласской семинарии

2. ПРЕПЯТСТВИЯ НА ПУТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ (4:1 — 6:12)

У Ездры не записаны все события, которые случились на протяжении 21 года (начиная с 536 г. до Р. Х.), пока возводился второй храм. (Строительство его было завершено в 515 г. до Р. Х.) Причина опять-таки состояла в том, что его «тема» была главным образом богословской: показать, что храм Господень был возведен, несмотря на противостояние этому — столь серьезное, что в условиях его невозможно было бы довести до конца никакое другое строительство.

Храм был тем основанием, на котором только и могло возобновиться общение с Богом Его народа, возвратившегося из изгнания. И пока строительство храма не было завершено, народ просто не мог жить жизнью, согласной с Моисеевым заветом. Однако рассказ Ездры об этом промежуточном периоде отличается по тону от сообщения пророка Аггея, который писал о противостоянии строительству (в период с 520 по 518 гг. до Р. Х.).

Ездра, в частности, не вдавался в подробности греховной жизни народа по возвращении из Вавилона, как это делает Аггей (Агг 1). Внимание Ездры приковано лишь к внешним факторам, препятствовавшим строительству (таким, как «давление» со стороны иноплеменников, живших в земле), тогда как Аггей сосредоточивает внимание на факторах внутренних — таких, как моральное состояние народа, ставившего ценности материальные выше духовных.

а. Попытка врагов приостановить строительство (4:1−5)

Езд 4:1−2. Враги прибегли к двум методам, пытаясь воспрепятствовать строительству храма. Вначале они предложили свою помощь в строительных работах, надеясь таким образом на деле помешать им. Когда эта попытка не увенчалась успехом, они стали запугивать строителей (может быть, угрозами расправиться с ними). Действуя подкупами (нанимая «лжесоветников») и наветами, они, очевидно, старались добиться от персидских царей — Кира, а затем Дария (стихи 4−5), чтобы возведение храма было запрещено официально.

Кто же они были, эти враги Иуды и Вениамина? Речь идет о людях, живших в Палестине со времени падения Северного царства в 722 г. до Р. Х. Ассирийцы, одержавшие тогда победу над 10 северными коленами Израиля, значительную часть израильтян депортировали в Ассирию, а на их Месте поселили другие народы, которые постепенно смешивались с оставшимися в Самарии (т. е. на территории Северного царства) жителями ее (4Цар 17:23−24 и далее). Подобная тактика ассирийских царей препятствовала возникновению национальных мятежей на покоренных ими землях.

Итак, «враги» (названные в Езд 4:4 «народом земли той») были потомками смешивавшихся (с конца 8-го века до Р. Х.) племен и народов (на территории бывшего Северного царства); столетия спустя они превратились в новозаветных самарян. В дни Ездры они говорили, что поклоняются тому же Богу, т. е. Иегове, Богу Израиля. Но на самом деле их религиозные верования были синкретическими: они поклонялись как Иегове, так и другим богам (4Цар 17:29, 3234, 41). Так что вождей еврейского народа они в сущности пытались ввести в заблуждение (Езд 4:2).

В отношении «Асардана, царя Сирийского» в русской Библии — неточность. Речь здесь идет об Асаргадоне, царе ассирийском, который особенно рьяно осуществлял политику частичной депортации покоренных народов (и заселения их земель иноплеменниками); «враги», упоминаемые здесь в стихе 1, и уходили своими «корнями» в дни его царствования (681−669 гг. до Р. Х.). Впрочем переселения начались до него, а именно при Саргоне II (722−705 гг. до Р. Х.) и Сеннахириме (705−681 гг. до Р. Х.), отце Асаргадона.

Езд 4:3−5. Ответ «врагам» — как со стороны гражданских властей (Зоровавель… и прочие главы поколений), так и со стороны религиозной власти (Иисус), был немедленным и решительным: нет! Они не хотели попасть благодаря предложенной «помощи» в ловушку. Ведь они сознавали, что строящийся дом принадлежит именно их Богу… Богу Израилеву, Которому их соседи не поклонялись как единственному Богу; кроме того, осуществлять строительство храма им повелел сам Кир, царь Персидский, так что лишить этого права их никто не мог.

Однако отпор, который они дали «самарянам», тех лишь ожесточил, и они стали действовать, не чураясь никаких средств и методов (о чем упоминалось выше). Упорство их в противостоянии строителям храма не ослабевало на протяжении двух царствований — Кира и Дария (Дарий правил Персидской империей с 521 по 486 гг. до Р. Х., и именно в его дни, в 515 году, завершилось строительство храма). Заключительные слова Ездры о состоянии строительства в начале правления Дария читаем в 4:24; все, о чем говорится в стихах 6−23, следует рассматривать как своего рода вставку («сообщение в скобках»).

б. «Сообщение в скобках» (4:6−23)

Все, о чем идет речь в этих стихах, выпадает из хронологической последовательности текста, однако, не случайно, поскольку «логическая последовательность» Ездрой вполне соблюдена. Здесь он пишет о событиях своих дней, которые имели место почти 80 лет спустя после того, о чем говорится в предыдущих стихах.

Целью Ездры было показать, что козни и сопротивление со стороны врагов (стихи 1−5) продолжались долгие годы и после того, как храм был построен; тут речь идет о периоде времени с 485 г. до Р. Х., когда Персией начал править царь Ксеркс (стих 6; именно он подразумевается под Ахаш-верошем) и по 424 г. до Р. Х. (465−424 гг. до Р. Х. были годами правления царя Артаксеркса; стихи 7−10). (Имена персидских царей и даты их правления в период после возвращения иудеев из изгнания в таблице «Хронология событий так называемого «постссыльного» периода» — в комментариях на главу 1.)

Таким образом письма, приводимые ниже, могли быть написаны в дни, когда в Иерусалим вернулся сам Ездра (458 г. до Р. Х.). Автор книги, конечно же, не «по рассеянности» вставил в нее данные о событиях, гораздо более поздних, чем имевшие место в царствованиях Кира и Дария Гистаспа, и вполне сознавал, что речь в цитируемых им письмах идет о сопротивлении восстановлению стен Иерусалима, а не храма его (о чем говорится в главе 4). Но для него попытка самарян помешать восстановлению города была лишь продолжением их противодействия строительству храма. Так что логика повествования Ездры была вполне ясна его современникам.

Езд 4:6. Итак, противодействие самарян иудеям продолжалось и в царствование Ксеркса (Ахашвероша); правил с 485 по 465 гг. до Р. Х. О содержании «обвинения» в адрес жителей Иудеи и Иерусалима Ездра не сообщает (очевидно, оно было направлено на то, чтобы помешать восстановлению стен Иерусалима). Второе письмо враги иудеев написали на них преемнику Ксеркса — Артаксерксу, и о нем пойдет речь дальше.

Езд 4:7. Судя по тому, что упомянутое письмо Артаксерксу и его ответ на него привели к приостановке работ по восстановлению городских стен, оно было написано до возвращения в Иерусалим Неемии. так как при нем эти строительные работы были завершены. Хотя люди, писавшие его, говорили на северо-западном семитском диалекте, близком к древнееврейскому, письмо составлено было на Сирийском языке (принят был на Востоке в деловых кругах того времени). Книга Ездры была частично (Езд 4:8 — 6:18 и 7:12−26) написана по-сирийски. Бишлам, Мифредат и Табеел были, по всей вероятности, самарянами.

Езд 4:8−10. Рехум советник и Шимшай писец, видимо, были персами, служившими в Самарии при наместнике своего царя. Думается, что написать нижеследующее письмо их побудили заинтересованные в этом самаряне. Во вступительной части письма (стихи 9−10) они пытаются привлечь внимание царя Артаксеркса к тому, что выраженное в нем недовольство разделяется множеством племен и народов, подвластных царю. В стихе 9 перечислены эти народы, населявшие Персидскую империю. Имеется ссылка (стих 10) и на прочие народы, переселенные в города Самарии и города за рекою Евфратом, тоже «согласные» с этим письмом.

Большинство исследователей Библии полагают, что под Аснафаром (стих 10) имелся в виду не Сеннахирим (как указано в русской Библии), а другой ассирийский царь — Ассурбанипал (669−626 гг. до Р. Х.), более чем Сеннахирим заслуживавший своей успешной завоевательной политикой обычный, впрочем, для ассирийских царей титул великий и славный (стих 10). Именно при Ассурбанипале (за 200 лет до того) состоялось переселение перечисленных в стихе 9 племен и народов, возражавших теперь против строительных работ в Иерусалиме. (Напомним, что Ассурбанипал продолжил депортацию, начатую его отцом Асарданом; 4:2.)

Езд 4:11−16. Авторы письма называют себя «рабами» царя Артаксеркса и вновь образно говорят об этом в стихе 14: так как мы едим соль от дворца царского; «есть соль» на сирийском и персидском языках того времени означало быть чьим-то гостем или слугой. Далее по ходу письма они все время ссылаются на свои верноподданнические чувства и неспособность примириться с ущербом, грозящим персидской короне, если строительные работы в Иерусалиме не будут остановлены. Речь шла именно о восстановлении города, так как храм был, уже задолго до того (в 515 г. до Р. Х.), восстановлен.

Самаряне (точнее, писавшие от их имени) ссылались на то, что Иерусалим… город… мятежный и негодный (стихи 12, 15; сравните стих 19), который, будучи восстановлен, не станет платить Артаксерксу налогов (стих 13). В подтверждение своих слов они предлагали царю обратиться к памятной книге отцов, т. е. к придворной летописи персидских царей, о существовании которой упоминается и в Езд 6:2, а также в Есф 6:1; из нее царь узнает о прежних «отпадениях» Иерусалима (очевидно, имелись в виду мятежи иудеев в дни вавилонского правления — при царе Навуходоносоре).

Письмо предостерегало Артаксеркса и относительно того, что в случае укрепления Иерусалима он рискует лишиться своего владения за рекою Евфратом (стих 16), подразумевая, что тогда иудеи отвоюют вновь земли к западу от Евфрата, ранее принадлежавшие им.

Езд 4:17−23. Ответ царя Артаксеркса на это письмо в сущности не был для израильтян вовсе обескураживающим — ведь из него следовало, что возможность возобновления строительства не исключается: да перестанут строить город этот …доколе от меня не будет дано повеление, писал царь. Артаксеркс подтверждал, что в архивах были обнаружены документы, свидетельствовавшие о мятежном духе иерусалимлян и об их былом могуществе (стихи 19−20). Представляется, что признание этих фактов их истории языческим царем послужило к ободрению и утешению первоначальных читателей книги Ездры, приведя им на память дни Давида и Соломона.

14−15 лет спустя (в 444 г. до Р. Х.) Артаксеркс отменил свое запрещение восстанавливать Иерусалим; туда позволено было возвратиться Неемии, чтобы отстроить стены иудейской столицы (Неем 2:1−9). Однако непосредственным результатом письма, полученного Артаксерксом из Самарии в 458 г. до Р. Х., было насильственное прекращение строительных работ (стих 23).

е. Временный успех самарян (4:24)

Езд 4:24. Повествование возвращается к тому месту, где оно было прервано (стих 5; напомним, что стихи 6−23 содержат в себе «сообщение в скобках»).

Итак, в дни правления Кира — не столько, может быть, из-за противодействия самарян, так, видимо, и не добившихся официального запрещения строить храм (4:4−5), а по нерадению самих иудеев (Агг 1) — работа над восстановлением храма остановилась и не возобновлялась до второго года царствования Дария, т. е. до 520 г. до Р. Х. Другими словами, она возобновилась примерно через 18 лет после того, как первая группа «возвращенцев» пришла в свою землю, чтобы приступить к строительству дома Божия.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.