Ездра 6 глава

Первая книга Ездры
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Тогда царь Дарий дал приказ разыскать записи царей, которые правили до него. Эти записи хранились в Вавилоне, там же, где находилась царская казна.
2 В крепости Екбатана, в Мидийской провинции, был найден свиток. Вот что в нём было написано: Официальная запись:
3 В первый год правления царя Кира, он дал приказ о храме Божьем в Иерусалиме. В приказе говорилось: Пусть будет заново восстановлен храм Божий, и он будет местом для жертвоприношений, и пусть будет заложено его основание. Храм должен быть высотой в 60 локтей и шириной в 60 локтей.
4 Стена вокруг него должна быть сложена из трёх рядов больших камней и одного ряда деревянных столбов. Стоимость строительства должна выплачиваться из царской сокровищницы,
5 а золотые и серебряные предметы из храма Божьего должны быть возвращены на своё место. Навуходоносор вывез эти вещи из храма в Иерусалиме и привёз их в Вавилон. Они должны быть снова возвращены в храм Божий.
6 Поэтому, я, Дарий, приказываю тебе, Фафнай, начальник области, находящейся к западу от реки Евфрат, и Шефар-Бознаю, и всем приближённым, живущим там, держитесь подальше от Иерусалима.
7 Не пытайтесь препятствовать работе над храмом Божьим. Пусть иудейский областной начальник и иудейские вожди построят Божий храм заново на том же самом месте, где он был раньше.
8 И вот моё следующее повеление о том, что вы должны сделать для иудейских вождей, строящих храм Божий: стоимость строительства должна быть полностью выплачена из царской сокровищницы. Эти деньги будут поступать от сбора налогов из провинций, располагающейся к западу от реки Евфрат. Делайте это быстро, чтобы работа не прекращалась.
9 Дайте этим людям всё, что им нужно. Если им нужны телята, бараны или ягнята для жертвоприношений Богу Небесному, дайте их. Если священники Иерусалима попросят пшеницу, соль, вино и масло, выдавайте им это изо дня в день без задержки.
10 Давайте это иудейским священникам, чтобы они могли приносить жертвы, приятные Богу Небесному, и молиться за меня и моих сыновей.
11 Я также повелеваю: если кто-нибудь изменит этот указ, то из дома этого человека должно быть вынуто бревно и тело этого человека должно быть распято на этом бревне, а его дом разрушен и превращён в развалины.
12 Бог поместил Своё имя в Иерусалиме. Пусть Бог уничтожит любого царя или человека, который попытается изменить или уничтожить этот храм в Иерусалиме. Я, Дарий, дал это повеление. Оно должно быть исполнено быстро и в точности!
13 Получив это письмо, Фафнай, начальник провинции, находившейся к западу от реки Евфрат, Шефар-Бознай и их люди подчинились приказу царя Дария. Все они подчинились приказу быстро и точно.
14 Иудейские вожди продолжали строить храм, и им сопутствовал успех, как и предсказывали им Аггея и Захария, сын Адды. Мастера закончили строительство храма по воле Бога Израиля и во исполнение приказов Кира, Дария и Артаксеркса, персидских царей.
15 Строительство храма было закончено на третий день месяца адара, на шестой год правления царя Дария.
16 Тогда народ Израиля с великой радостью отпраздновал освящение храма Божьего. Священники, левиты и все, вернувшиеся из плена, участвовали в праздновании.
17 Вот как они освящали храм Божий: они принесли в жертву сто быков, двести баранов и четыреста ягнят. И за весь Израиль они принесли двенадцать козлов в жертву за грех, по одному козлу за каждое из двенадцати колен Израиля.
18 Затем они выбрали священников в своих группах и левитов в их группах, чтобы служить в храме Божьем в Иерусалиме. Они исполнили всё точно так, как было сказано в книге Моисея.
19 На четырнадцатый день первого месяца те евреи, которые вернулись из плена, отпраздновали Пасху.
20 Священники и левиты очистились и подготовились к празднованию Пасхи. Левиты закололи пасхального ягнёнка для всех евреев, которые вернулись из плена. Они сделали это и для своих братьев священников, и для себя.
21 Тогда все израильтяне, которые вернулись из плена, ели пасхальную пищу. Люди, которые очищались от нечистот других народов этой земли, тоже ели пасхальную пищу, чтобы поклоняться Господу, Богу Израиля.
22 Семь дней они с великой радостью праздновали праздник Пресных Хлебов. Господь их очень обрадовал, потому что Он расположил к ним сердце ассирийского царя, и царь помог им построить храм Богу Израиля.

Толкование Далласской семинарии

Езд 6:1−5. Судя по сказанному в 6:1, соответствующие записи разыскивались по повелению Дария в вавилонском книгохранилище, но безуспешно. Их обнаружили в Екбатане, столице Мидии (находилась примерно в 500 км на северо-восток от Вавилона; теперь на этом месте расположено селение Хамадан); это был свиток (папирусный или кожаный), на котором значилось: «Для памяти», после чего следовал текст.

Видимо, в Екбатану этот свиток попал потому, что там у царя Кира был летний дворец, и лето 538 г. до Р. Х., когда он дал повеление о восстановлении храма, царь проводил в Екбатане.

В царском указе содержались три «практические подробности»: 1) Храму надлежало иметь по 27 (примерно) метров (шестьдесят локтей) в вышину и ширину (очевидно, имелись в виду не обязательные, а максимальные размеры; длина при этом не указывалась), и иметь (по типу Соломонова храма) внутренний двор из трех рядов… камней больших и одного ряда дерева (сравните 3Цар 6:36). 2) Финансировать строительство предписывалось из царской казны (окончание стих 4). (Это последнее показывает, насколько серьезно подходил царь Кир к задуманной им репатриации евреев.) 3) Царским указом предписывалось все священные сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые были вынесены Навуходоносором, водворить на их место… в храм Иерусалимский.

Езд 6:6−12. Далее следует обращение Дария к его сановникам. Фафнаю и его помощникам он дает три повеления: 1) «Удалиться» из Иерусалима и не пытаться останавливать ведущиеся там работы (стихи 6−7). 2) Более того: царь повелевал всячески этим работам содействовать, используя, в частности, собираемую в «Иудейской области» подать для финансирования строительства, а также поставляя старейшинам… Иудейским столько жертвенных животных, сколько скажут священники Иерусалимские, и все прочее, необходимое для жертвоприношений (стихи 8−10; относительно пшеницы, соли, вина и масла в Лев 2:1−2, 7, 13). 3)

Царь предупреждал, что всякого, кто осмелится нарушить это его повеление, ждет незавидная судьба (стихи 11−12): разрушение его дома и лютая казнь его самого — пригвождение к бревну, вынутому из дома его. (Такая казнь практиковалась не только у древних персов, но и у сирийцев и других народов Востока.)

Языческий царь признавал далее, что имя Бога иудеев обитает среди них. Очевидно, в глазах Дария Иегова был одним из могущественных местных божеств, гнева которого он не хотел вызывать. Завершая свои распоряжения Фафнаю, Дарий произносит проклятие на всякого царя и народ, который простер бы руку свою… ко вреду… дома этого Бога, да отомстит Он Сам таковым!

О неоднократном исполнении этого проклятия свидетельствуют судьбы а) сирийского царя Антиоха Епифана, который осквернил храм в 167 г. до Р. Х. и три года спустя умер, впав в безумие; б) Ирода Антипы (37 г. до Р. Х. — 4 г. от Р. Х.), который немало сделал для храма, но… ради прославления себя (дом его несчастья постигали одно за другим, и умер этот царь жестокой смертью); в) возможно, что и на судьбе целого народа (римского) осуществилось упомянутое проклятие: в 70 году от Р. Х. римляне разрушили, как известно, второй храм; вполне вероятно, что в последовавшем распаде их империи это обстоятельство сыграло свою роль.

3. ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ХРАМА (6:13−15)

Езд 6:13−15. Фафнай и его помощники в точности исполнили повеление царя. И продолжала кипеть работа в руках строителей, вдохновляемых пророческими речами Аггея и Захария (сравните 5:1). Но, замечает Ездра, совершалось это строительство и завершилось потому, что была на то воля Бога Израилева; это она воздействовала на царей Персидских (Кира и Дария и Артаксеркса), направляя их решения и отражаясь в их указах.

Нельзя не заметить, что Артаксеркс, вступивший на престол, когда строительство храма было уже окончено, никакого отношения к нему не имел; по всей видимости, его имя добавлено здесь «для круглого счета» и по той причине, что он повелел восстановить стены Иерусалимские (Неем 2:1, 8). Примечательно в этом смысле, что в стихе 14 имеется фраза и построили и окончили (без упоминания «храма»; речь как бы идет о строительных работах по восстановлению Иерусалима в целом; правда, в стихе 15 снова говорится об окончания строительства дома). Кроме того, Артаксеркс содействовал беспрепятственному проведению служб в храме (Езд 7:12−17).

Итак, дом Божий был восстановлен 21 год спустя после начала работ в 536 г. до Р. Х. — в месяце Адаре (февраль-март) и четыре с половиной года спустя после того, как начал пророчествовать Аггей. А с того дня, как храм был разрушен (12 августа 586 г. до Р. Х.), прошло на тот момент 70 с половиной лет.

Д. Освящение храма и празднование Пасхи (6:16−22)

I. ОСВЯЩЕНИЕ ХРАМА (6:16−18)

Езд 6:16−18. По окончании строительства храма совершилось освящение его. Число животных, принесенных при этом в жертву (сто волов, двести овнов, четыреста агнцев и двенадцать козлов) было весьма небольшим, по сравнению с 22 тысячами крупного и 120 тысячами мелкого скота, которые послужили для жертвоприношений при освящении храма, построенного Соломоном (3Цар 8:63). Это говорит о том, что община иудеев, возвратившихся из изгнания, не была богатой.

Двенадцать козлов в числе жертвенных животных есть свидетельство того, что и в «постссыльный» период иудеи все еще рассматривали себя как «единый Израиль», состоящий из 12 колен, хотя на то время лишь два из этих колен сохраняли какую-то жизнеспособность.

Руководители общины — священники и левиты — были сгруппированы («поставлены») для различных видов служения при храме по своим отделениям и чередам — в соответствии с тем, как предписано в книге Моисея (имеются в виду те части книг Левит и Чисел, где трактуются именно эти вопросы; Лев 8; Чис 3:5 — 10:8:5−14).

Заметим в этой связи, что одним из лейтмотивов книг Ездры, Неемии, 1 и 2-й Паралипоменон было показать, что в «постссыльный» период еврейская община находилась под руководством людей благочестивых и умудренных в Писаниях, которые все пытались делать согласно закону, ибо на уроке изгнания осознали, что народ Божий неизменно страдает, если не живет в соответствии с обязательствами по завету.

2. ПРАЗДНОВАНИЕ ПАСХИ (6:19−22)

Езд 6:19−21. Начиная со стихом 19, снова следует текст написанный по-еврейски (стихи с 4:8 по 6:8 написаны по-сирийски, или на арамейском языке). В четырнадцатый день первого месяца (в апреле 515 года) была совершена пасха, сразу же после двенадцатого месяца Адар (стих 15), в котором было закончено строительство храма. Впервые за 70 лет вкушал народ пасху — в память освобождения своих праотцев из египетского рабства (Исх 12:1−14; Лев 23:5)

И ели сыны Израилевы пасху вместе со всеми, кто «отделился», подобно им, от нечистоты языческих народов земли (палестинской). Речь может идти как о чужеземцах, живших на земле Иудеи (Чис 9:14) и пожелавших обратиться к Иегове, так и о тех иудеях, которые все это время оставались в земле и осквернили себя жизнью «не по закону»; теперь они покаялись и очистились церемониально (сравните стих 20), т. е. «отделились».

Езд 6:22. Семидневный праздник опресноков приходился на 15−21 дни первого месяца, т. е. начинался сразу после пасхального дня (Лев 23:6−8). То, что Дарий назван здесь царем Ассирийским, — не описка (хотя Ассирийская империя пала в 609 г. до Р. X.). Дело в том, что Персидская держава включала в себя то, что некогда называлось Ассирией. Автор с намерением мог назвать так царя Дария, чтобы лишний раз напомнить своим читателям: ассирийцев, по вине которых они столько выстрадали, больше не существует. Когда-то они первыми изгнали иудеев из их земли, и вот теперь иудеи вновь возвратились в эту обетованную землю.

Восемь дней нынешнего празднования (Пасхи и праздника опресноков), через 900 лет после первой Пасхи, сигнализировали о конце изгнания, поскольку «остаток» народа снова вступал теперь в общение с Иеговой. Служение в доме Божием было возобновлено, и для народа, желавшего восстановить отношения со своим Богом, важно было жить отныне в согласии с постановлениями завета.

Ибо он на собственном опыте убедился в том, что Бог, заставивший языческих царей позволить ему возвратиться в землю обетованную (как некогда заставил Он египетского фараона «отпустить» Израиль), «действует в истории». Первоначальные читатели Ездры не могли не радоваться всем этим «знакам», не стремиться к поклонению Иегове в храме, который был им возвращен такой дорогой ценой, всем своим существом.

II. Второе возвращение и брачная реформа Ездры (главы 7−10)

В этих главах описывается второе возвращение из вавилонского изгнания, на этот раз в 458 г. до Р. Х., под руководством самого Ездры (7:6−7). По ходу повествования автор часто пишет о себе в первом лице («я», «мы»).

А. Возвращение в землю обетованную (главы 7−8)

Тут раскрывается характер Ездры, каковым в немалой мере определяется развитие действия в главе 9 и 10. Ездра предстает перед нами как человек, решительно искореняющий грех из общины переселенцев — в согласии с законом, который дал им Бог.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.