«Аминь! Аминь!» Затем все израильтяне склонились лицом до самой земли и поклонились Господу.
«Сегодня — особенный день для Господа, Бога вашего. Не печальтесь и не плачьте».
Они сказали так, потому что все люди начали плакать, слушая слова Закона, данного Богом.
«Идите и наслаждайтесь хорошей пищей и сладкими напитками. И дайте немного еды и напитков людям, которые ничего не приготовили. Сегодня особый день Господа. Не печальтесь! Пусть радость Господа укрепит вас!»
«Тихо, успокойтесь, это особый день. Не печальтесь».
«В седьмой месяц года народ Израиля должен пойти в Иерусалим отметить особый праздник. Все должны жить во временных укрытиях.
Толкование Далласской семинарии
В. Служение Ездры (8:1 — 10:39)
1. ИЗРАИЛЬТЯНЕ ПОДЧИНЯЮТСЯ ЗАКОНУ (8:1−18)
Построение текста в 8:1 — 10:39 согласуется с таковым в сюзеренно-вассальных договорах, заключавшихся в древности на Ближнем Востоке (толкование на 9:5б−31). Вот вслух и с определенными интервалами читается книга закона, внятно, с сопутствующими объяснениями (глава 8); вот сыны Израилевы исповедуются в своих грехах (глава 9) и обещают впредь повиноваться Господу (глава 10).
Неем 8:1−9. Прежде чем наступил седьмый месяц (хотя в тексте не говорится, в каком году это было, есть все основания полагать, что подразумевается год возведения иерусалимской стены), т. е. до наступления сентября-октября (таблицу «Календарь в Израиле» близ комментариев на Исх 12:1), израильтяне расселились по городам своим (сравните 7:73). А в «седьмый месяц» собрался весь народ… на площадь… пред Водяными воротами, или у восточной стены (Неем 3:26 и карту «Иерусалим в дни Неемии»; толкование на 3:1), чтобы послушать Ездру, книжника и священника (8:2, 4, 9, 13; 12:26, 36), как он станет читать книгу закона Моисеева (пять книг Моисея).
Ездра возвратился в Иерусалим на 14 лет раньше Неемии (в 458 г. до Р. Х.) и тоже с благословения царя Артаксеркса. Главной целью его возвращения в землю отцов было учить евреев Божиему закону. В Езд 7:6, 11−12, 21 он назван «сведущим в законе», «учившим ему», «учителем закона». Они были современниками — Неемия и Ездра (Неем 12:33, 36). Ездра происходил от Елеазара, третьего сына Аарона (таблицу «Родословие Ездры» в комментариях на Езд 7:1−5).
Когда Ездра пришел в Иерусалим, народ пребывал в глубоком нравственном и духовном упадке (Езд 9:1−4; 10:2, 10). Борясь с врагами иудеев и заботясь об устроении жизни общины, Ездра, по всей видимости, находил время и для того, чтобы воскрешать в сознании соплеменников законы Иеговы. Он молитвенно учил их слову Божиему, и постепенно это приносило плоды.
Ездра готовил почву для усвоения закона, но только после того, как в Иерусалим пришел Неемия, призвавший народ довериться Богу и, положившись на помощь Его, приступить к возведению стен, после того, как стены были подняты, и жизнь в городе сделалась более безопасной, возникла у Ездры возможность приступить к утверждению закона в народе.
О плодотворности религиозно-просветительской деятельности Ездры в предыдущие годы, по всей видимости, свидетельствует то обстоятельство, что после вероятного перерыва в ней (в дни возведения стен) народ единодушно призвал Ездру продолжить его служение (8:1). И в первый день седьмого месяца, когда праздновался Праздник труб (Лев 23:24; Чис 29:1), принес священник Ездра… книгу закона и стал читать ее вслух, а мужчины и женщины, вероятно, и дети, которые могли понимать (стихи 2−3), внимательно слушали его от рассвета до полудня.
Ездра стоял у Водяных ворот (стих 1) на специально для этого сделанном деревянном возвышении и читал из закона Божия. 13 человек (стих 4), которые стояли по правую руку и по левую руку от него, возможно, были священниками.
Как только Ездра приготовился читать, народ встал, а затем повергся ниц пред Господом.
Неемия не поясняет, как именно происходило чтение и толкование прочитанных мест перед огромной толпой, которая могла насчитывать от 30 до 50 тысяч человек (7:66−67). Может быть, Ездра внятно читал Пятикнижие по разделам, а затем левиты (все перечисленные в стихе 7 были левитами) принимались ходить среди толпы и толковать отдельным группам прочитанное, с тем, чтобы ничего непонятного для народа не осталось.
Не могла не радовать глубокая взволнованность народа, который весь… плакал, слушая слова закона (стих 9). Ведь это были слезы раскаяния в прежних преступлениях против него.
Неем 8:10−18. Неемия («Тиршафа», губернатор) и Ездра успокаивали плачущих (стих 9) и призывали их не плакать, а пировать и веселиться, посылая праздничную пищу неимущим, потому что день сей свят в глазах Господа, и потому что радость пред Господом — источник силы для иудеев, говорили они.
На следующий день… главы семейных кланов и духовные вожди — представители (судя по еврейскому тексту) священников и левитов — собрались… к… Ездре, чтоб он более глубоко и подробно объяснил им слова закона.
Они обнаружили написанное в законе о Празднике кущей (в книге Левит; Лев 23:37−43), который надлежало справлять в седьмом месяце (Тишри), с 15-го по 22-ой день. Поскольку открытие это было сделано во второй день 7-го месяца (8:2, 13), в их распоряжении оставалось достаточно времени (две недели), чтобы надлежащим образом подготовиться к нему. Поражает реакция народа, которому объявили о предстоящем празднике, как и все «развитие действия» в 8-ой главе: в стихах 1−8 мы «видим» иудеев, вдумчиво внимающих слову Божию; в стихах 9−12 являемся свидетелями их эмоциональной реакции на него, а в стихах 13−18 — их дружной готовности действовать.
Итак, народ… пошел… и принесли… ветви различных деревьев и повсюду построили кущи — на кровлях и во дворах (можно предположить, что во дворах дома Божия праздновали в кущах священники) и на площадях у… ворот — чтобы в дни праздника жить в шалашах не древесных ветвей, как написано в законе.
Жизнь в кущах должна была напоминать им о днях пребывания их предков в пустыне (Лев 23:43).
Говорится, что Праздник кущей не праздновался так от дней Иисуса… Навина. В Езд 3:4 читаем о том, что более чем за 90 лет до событий, описываемых Неемией, а именно в 536 г. до Р. Х., после того, как был сооружен жертвенник для всесожжений (в год закладки фундамента храма), Праздник кущей тоже был отпразднован, «как предписано»; однако в 444 году его отпраздновали несравненно радостнее. В этот раз Ездра читал из книги закона Божия в каждый из семи дней праздника, очевидно, во исполнение указания Моисея о том, чтобы это делалось в Праздник кущей каждые 7 лет (Втор 31:10−13).