Неемия 8 глава

Книга Неемии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В седьмом месяце года все израильтяне собрались вместе. Они были все вместе и единодушны в своём согласии друг с другом. Все люди собрались на площади перед Водяными воротами и велели книжнику Ездре принести книгу Закона Моисея, который Господь дал народу Израиля.
2 Тогда священник Ездра принёс Закон этим людям, которые собрались вместе седьмого месяца года. На встрече присутствовали взрослые мужчины и женщины, которые могли слушать и понимать сказанное.
3 С раннего утра до полудня Ездра читал громким голосом из книги Закона, обратившись лицом к площади перед Водяными воротами. Он читал всем мужчинам и женщинам, и всем, кто мог слушать и понимать. Все люди внимательно слушали книгу Закона.
4 Ездра стоял на высоком деревянном помосте, который был построен специально для этого события. Справа от Ездры стояли Маттафия, Шема, Анаия, Урия, Хелкия и Маасея. Слева от Ездры стояли Федаия, Мисаил, Малхия, Хашум, Хашбаддана, Захария и Мешуллам.
5 Все люди могли видеть Ездру, потому что он стоял среди них на высоком помосте. Когда Ездра открыл книгу Закона, весь народ встал.
6 Ездра благословил Господа, Великого Бога, и все люди, подняв руки вверх, произнесли:
«Аминь! Аминь!» Затем все израильтяне склонились лицом до самой земли и поклонились Господу.
7 В то время, когда люди стояли там, левиты разъясняли им Закон. Этими левитами были Иисус, Вания, Шеревия, Иамин, Аккув, Шавтай, Годия, Маасея, Клита, Азария, Иозавад, Ханан и Фелаия.
8 Эти левиты читали книгу Закона Божьего, облегчая её понимание и объясняя значение прочитанного. Они делали это, чтобы люди могли понять то, что им читается.
9 Затем градоначальник Неемия, священник и учитель Ездра, а также левиты, которые учили людей, сказали:
«Сегодня — особенный день для Господа, Бога вашего. Не печальтесь и не плачьте».
Они сказали так, потому что все люди начали плакать, слушая слова Закона, данного Богом.
10 Неемия сказал:
«Идите и наслаждайтесь хорошей пищей и сладкими напитками. И дайте немного еды и напитков людям, которые ничего не приготовили. Сегодня особый день Господа. Не печальтесь! Пусть радость Господа укрепит вас!»
11 Левиты помогли людям успокоиться. Они сказали:
«Тихо, успокойтесь, это особый день. Не печальтесь».
12 Затем все люди пошли есть особую еду. Они делились едой и напитками и были очень счастливы во время празднования этого особого дня. Израильтяне радовались тому, что могли слышать Закон Божий и понимать его суть.
13 Затем на второй день месяца главы всех семей пошли встретиться с Ездрой, священниками и левитами. Они все собрались вокруг учителя Ездры, чтобы изучить слова Закона.
14 Изучая книги, они нашли следующие указания в Законе, которые Господь дал народу через Моисея:
«В седьмой месяц года народ Израиля должен пойти в Иерусалим отметить особый праздник. Все должны жить во временных укрытиях.
15 Люди должны пройти по всем своим городам и Иерусалиму с такими словами: „Идите в горную страну и принесите ветви разных видов оливковых, миртовых, пальмовых и других тенистых деревьев. Из этих ветвей сделайте временные укрытия. Делайте так, как велит Закон”».
16 Тогда люди пошли и принесли ветви деревьев и построили себе временные укрытия на крышах своих домов и в своих дворах. Они также построили убежища во дворе храма на площади возле Водяных ворот и возле Ефремовых ворот.
17 Все израильтяне, которые вернулись из плена, построили себе укрытия и жили в них. Со времён Иисуса, сына Навина, и до того дня израильтяне не отмечали праздник Укрытий все вместе. Все были очень счастливы!
18 Ездра читал им из книги Закона каждый день. Он читал им Закон с первого дня праздника до последнего дня. Израильтяне праздновали на протяжении семи дней, а на восьмой день люди встретились на особом собрании, как было сказано в Законе.

Толкование Далласской семинарии

В. Служение Ездры (8:1 — 10:39)

1. ИЗРАИЛЬТЯНЕ ПОДЧИНЯЮТСЯ ЗАКОНУ (8:1−18)

Построение текста в 8:1 — 10:39 согласуется с таковым в сюзеренно-вассальных договорах, заключавшихся в древности на Ближнем Востоке (толкование на 9:5б−31). Вот вслух и с определенными интервалами читается книга закона, внятно, с сопутствующими объяснениями (глава 8); вот сыны Израилевы исповедуются в своих грехах (глава 9) и обещают впредь повиноваться Господу (глава 10).

Неем 8:1−9. Прежде чем наступил седьмый месяц (хотя в тексте не говорится, в каком году это было, есть все основания полагать, что подразумевается год возведения иерусалимской стены), т. е. до наступления сентября-октября (таблицу «Календарь в Израиле» близ комментариев на Исх 12:1), израильтяне расселились по городам своим (сравните 7:73). А в «седьмый месяц» собрался весь народ… на площадь… пред Водяными воротами, или у восточной стены (Неем 3:26 и карту «Иерусалим в дни Неемии»; толкование на 3:1), чтобы послушать Ездру, книжника и священника (8:2, 4, 9, 13; 12:26, 36), как он станет читать книгу закона Моисеева (пять книг Моисея).

Ездра возвратился в Иерусалим на 14 лет раньше Неемии (в 458 г. до Р. Х.) и тоже с благословения царя Артаксеркса. Главной целью его возвращения в землю отцов было учить евреев Божиему закону. В Езд 7:6, 11−12, 21 он назван «сведущим в законе», «учившим ему», «учителем закона». Они были современниками — Неемия и Ездра (Неем 12:33, 36). Ездра происходил от Елеазара, третьего сына Аарона (таблицу «Родословие Ездры» в комментариях на Езд 7:1−5).

Когда Ездра пришел в Иерусалим, народ пребывал в глубоком нравственном и духовном упадке (Езд 9:1−4; 10:2, 10). Борясь с врагами иудеев и заботясь об устроении жизни общины, Ездра, по всей видимости, находил время и для того, чтобы воскрешать в сознании соплеменников законы Иеговы. Он молитвенно учил их слову Божиему, и постепенно это приносило плоды.

Ездра готовил почву для усвоения закона, но только после того, как в Иерусалим пришел Неемия, призвавший народ довериться Богу и, положившись на помощь Его, приступить к возведению стен, после того, как стены были подняты, и жизнь в городе сделалась более безопасной, возникла у Ездры возможность приступить к утверждению закона в народе.

О плодотворности религиозно-просветительской деятельности Ездры в предыдущие годы, по всей видимости, свидетельствует то обстоятельство, что после вероятного перерыва в ней (в дни возведения стен) народ единодушно призвал Ездру продолжить его служение (8:1). И в первый день седьмого месяца, когда праздновался Праздник труб (Лев 23:24; Чис 29:1), принес священник Ездра… книгу закона и стал читать ее вслух, а мужчины и женщины, вероятно, и дети, которые могли понимать (стихи 2−3), внимательно слушали его от рассвета до полудня.

Ездра стоял у Водяных ворот (стих 1) на специально для этого сделанном деревянном возвышении и читал из закона Божия. 13 человек (стих 4), которые стояли по правую руку и по левую руку от него, возможно, были священниками.

Как только Ездра приготовился читать, народ встал, а затем повергся ниц пред Господом.

Неемия не поясняет, как именно происходило чтение и толкование прочитанных мест перед огромной толпой, которая могла насчитывать от 30 до 50 тысяч человек (7:66−67). Может быть, Ездра внятно читал Пятикнижие по разделам, а затем левиты (все перечисленные в стихе 7 были левитами) принимались ходить среди толпы и толковать отдельным группам прочитанное, с тем, чтобы ничего непонятного для народа не осталось.

Не могла не радовать глубокая взволнованность народа, который весь… плакал, слушая слова закона (стих 9). Ведь это были слезы раскаяния в прежних преступлениях против него.

Неем 8:10−18. Неемия («Тиршафа», губернатор) и Ездра успокаивали плачущих (стих 9) и призывали их не плакать, а пировать и веселиться, посылая праздничную пищу неимущим, потому что день сей свят в глазах Господа, и потому что радость пред Господом — источник силы для иудеев, говорили они.

На следующий день… главы семейных кланов и духовные вожди — представители (судя по еврейскому тексту) священников и левитов — собрались… к… Ездре, чтоб он более глубоко и подробно объяснил им слова закона.

Они обнаружили написанное в законе о Празднике кущей (в книге Левит; Лев 23:37−43), который надлежало справлять в седьмом месяце (Тишри), с 15-го по 22-ой день. Поскольку открытие это было сделано во второй день 7-го месяца (8:2, 13), в их распоряжении оставалось достаточно времени (две недели), чтобы надлежащим образом подготовиться к нему. Поражает реакция народа, которому объявили о предстоящем празднике, как и все «развитие действия» в 8-ой главе: в стихах 1−8 мы «видим» иудеев, вдумчиво внимающих слову Божию; в стихах 9−12 являемся свидетелями их эмоциональной реакции на него, а в стихах 13−18 — их дружной готовности действовать.

Итак, народ… пошел… и принесли… ветви различных деревьев и повсюду построили кущи — на кровлях и во дворах (можно предположить, что во дворах дома Божия праздновали в кущах священники) и на площадях у… ворот — чтобы в дни праздника жить в шалашах не древесных ветвей, как написано в законе.

Жизнь в кущах должна была напоминать им о днях пребывания их предков в пустыне (Лев 23:43).

Говорится, что Праздник кущей не праздновался так от дней Иисуса… Навина. В Езд 3:4 читаем о том, что более чем за 90 лет до событий, описываемых Неемией, а именно в 536 г. до Р. Х., после того, как был сооружен жертвенник для всесожжений (в год закладки фундамента храма), Праздник кущей тоже был отпразднован, «как предписано»; однако в 444 году его отпраздновали несравненно радостнее. В этот раз Ездра читал из книги закона Божия в каждый из семи дней праздника, очевидно, во исполнение указания Моисея о том, чтобы это делалось в Праздник кущей каждые 7 лет (Втор 31:10−13).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.