Есфирь 1 глава

Книга Есфирь
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вот что произошло во времена правления царя Артаксеркса. Артаксеркс царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии до Эфиопии.
2 Он восседал на троне в столичном городе Сузы.
3 В третий год своего царствования Артаксеркс устроил пир для своих приближённых и вождей. Там присутствовали все военачальники, а также знатные персидские и мидийские вожди.
4 Пир продолжался сто восемьдесят дней, и в течение всего этого времени царь Артаксеркс показывал огромное богатство своего царства и великолепную красоту и роскошь своего дворца.
5 Когда эти сто восемьдесят дней истекли, царь Артаксеркс устроил во внутреннем саду царских палат ещё один пир, продолжавшийся семь дней, на который были приглашены все, кто находились в столичном городе Сузы: от самого знатного до самого незначительного человека.
6 Этот внутренний сад был отделан белыми и синими льняными драпировками, которые прикреплялись шнурами из белого льна и пурпурной ткани, висящих на серебряных кольцах и мраморных столбах. Там стояли диваны, сделанные из золота и серебра, которые были установлены на полу, выложенном мозаикой из порфира, мрамора, перламутра и других драгоценных камней.
7 Напитки подавались в золотых сосудах, и ни один сосуд не был похож на другой! Там подавалось очень много царского вина, так как царь был очень щедр.
8 Он приказал своим слугам давать каждому гостю столько вина, сколько тот пожелает. И слуги, разносившие вино, повиновались царю.
9 Царица Астинь тоже устроила пир для женщин в царских палатах.
10 На седьмой день пира, будучи в приподнятом настроении от выпитого вина, царь отдал приказ семи евнухам, которые служили ему: Мегуману, Бизфе, Харбону, Бигфе, Авагфу, Зефару и Карказу.
11 Он приказал им привести к нему царицу Астинь в царской короне для того, чтобы она могла показать свою красоту вождям и знатным людям, потому что царица была очень красива.
12 Но, когда слуги передали царице Астинь царский приказ, она отказалась прийти, чем очень разгневала царя.
13 Артаксеркс обычно спрашивал у мудрецов совета о законе и наказаниях, и поэтому царь поговорил с семью мудрецами Каршеном, Шефаром, Адмафом, Фарсисом, Мересом, Марсеном и Мемуханом, хорошо понимавшими закон.
14 Они являлись приближёнными Артаксеркса, а также обладали особыми привилегиями видеть царя. Эти люди были наиболее важными в царстве Артаксеркса и семью самыми знатными персидскими и мидийскими князьями.
15 Царь спросил их:
«Как по закону следует поступить с царицей Астинь? Она не подчинилась приказанию царя Артаксеркса, переданному ей через евнухов».
16 Тогда Мемухан ответил царю в присутствии других приближённых:
«Царица Астинь поступила плохо. Она провинилась не только перед царём, но и перед вождями, и всем народом из всех областей царя Артаксеркса.
17 Я говорю это, потому что все остальные женщины услышат о том, что сделала царица Астинь, и перестанут повиноваться своим мужьям. Они скажут своим мужьям: „Царь Артаксеркс приказал привести царицу Астинь, а она отказалась прийти”.
18 Сегодня жёны персидских и мидийских вождей услышали о том, что сделала царица, и эти женщины, зная, как поступила царица, будут то же говорить и знатным вождям царя. Тогда непочтительность и злоба будут повсюду.
19 Если царю угодно, вот мой совет: пусть царь издаст указ и запишет его в персидские и мидийские законы, которые не могут быть изменены, о том, что Астинь больше никогда не будет входить к царю Артаксерксу. А её царский сан пусть царь передаст другой женщине, которая лучше её.
20 Когда царский указ будет объявлен во всех уголках его огромного царства, все женщины станут оказывать почтение своим мужьям, будь он беден или богат».
21 Царь и его знатные приближённые были очень довольны этим советом. Услышав эти слова, царь Артаксеркс сделал так, как посоветовал Мемухан.
22 Он разослал письма во все концы своего царства. В каждую область он послал письма, написанные на языке народа, жившего в этой земле. Эти письма объявляли каждому на его родном языке, что всякий мужчина должен быть господином в своей семье.

Толкование Далласской семинарии

I. Есфирь занимает высокое положение (1:1 — 2:20)

В первом и главном разделе книги даны предпосылки будущего избавления Божьего народа.

Автор подробно описывает обстановку царского пиршества в древней Персии и рассказывает, каким образом Есфирь сделалась персоной столь значительной.

А. Астинь низложена «Артаксерксом» (глава 1)

1. О ЦАРСКОМ ПИРЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ 187 ДНЕЙ (1:1−9)

Есф 1:1. Повествование начинается с сообщения о том, что описываемые события происходили во дни Артаксеркса (об имени царя во Вступлении, в разделе «Историческая обстановка»), который царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии. Это тот же царь, который упоминается в Езд 4:6 под именем Ахашвероша (в еврейском тексте книги Есфирь он выступает только под этим именем); Персидской империей он правил на протяжении 21 года (с 485 по 465 гг.до Р. Х.).

Многими источниками подтверждается (почти в тех же словах) огромная протяженность этой империи (карту «Персидская империя» в комментариях на Езд 1:1). Иудея была одной из провинций, которая входила в ее состав (Неем 1:2). Упоминаемая здесь «Индия» соответствовала современному Западному Пакистану, а под «Ефиопией» понимался регион в верхнем течении Нила, который охватывал южную часть современного Египта, весь Судан и северную часть Эфиопии.

Есф 1:2. Наряду со дворцом в Персеполисе, царь Артаксеркс (напомним, что на самом деле речь идет о Ксерксе) имел дворец и в Сузах, откуда имел обыкновение править («сидеть на царском престоле») на протяжении нескольких месяцев в году. От времени действительного Артаксеркса (сына Ксеркса) сохранилась надпись, из коей следует, что дворец в Сузах был уничтожен пожаром в какой-то момент его (Артаксеркса) царствования. Существование некогда этого дворца подтверждено археологическими раскопками.

Кстати, будь книга Есфирь произведением позднейшего периода, ее автор мог бы и не знать о давно сгоревшем дворце; так что указание на него в Есф 1:2, по-видимому, свидетельствует, что по времени автор был не слишком отдален от описываемых им событий.

Есф 1:3−4. В третий год своего царствования (483 г. до Р. Х.) Ксеркс устроил пир, точнее, вероятно, целую «серию пиров», на которые стекались со всех концов империи должностные лица высокого ранга и высшие офицеры армии. Это согласуется с известным из истории фактом, что Персидская империя обладала широко разветвленной администрацией.

Хотя в тексте об этом не говорится, есть веские основания полагать, что упомянутая «серия пиров» явилась грандиозным празднеством, которое Ксеркс устроил в преддверии готовившегося им нападения на Грецию. Согласно Геродоту Ксеркс 4 года готовился к нему и начал войну в 481 г. до Р. Х. (Отсчет этим «четырем годам» Геродот начинал от вступления Ксеркса на царство в 485 г. до Р. Х.).

Нет сомнения, что в те «сто восемьдесят дней», о которых говорится в стихе 4, происходили совещания, участниками коих были не только военные, но и все «областеначальники», на которых тоже возлагалась обязанность разделить трудности, связанные с подготовкой к войне. Великое богатство царства, которое демонстрировалось гостям из провинций, и блеск царского величия должны были, по мысли Ксеркса, произвести на них неизгладимое впечатление.

Из исторических источников известно, что Ксеркс хотел отмстить Греции за поражение, которое потерпел его отец, Дарий I, в битве при Марафоне (близ Афин). И громадный флот Ксеркса нанес грекам поражение при Фермопилах, но затем дважды (в 480 и в 479 гг.до Р. Х.) был разгромлен ими. После этого царь Ксеркс возвратился домой. Есфирь обрела милость в его глазах в 479 г. до Р. Х., на седьмом году его правления (2:16). Было это, повторим, после поражения, которое Ксеркс потерпел в Греции. Так что ход событий, описанных в книге Есфирь, вполне в ладу с фактами, известными из светских исторических источников.

Есф 1:5−9. За серией пиров для вельмож, которые продолжались 180 дней, последовал пир семидневный, который царь… сделал для людей «всякого звания», находившихся в то время в Сузах. Обстоятельное описание того, в какой роскоши совершался и этот пир для народа (стихи 6−7), укрепляет читателя в мысли о том, что автор все это видел своими глазами.

Украшения дворцового сада, где давался пир (вероятно, среди пирующих был и Мардохей) — все эти дорогие разноцветные ткани… на серебряных кольцах и мраморных столбах, соответствуют тому, что пишет о роскоши персидских царей Геродот, как и пиршественные ложа — золотые и серебряные — установленные на приподнятых полах (на помосте), вымощенных драгоценной мозаикой. Следы этих величия и красоты предстали перед глазами археологов, производивших в 80-ых годах прошлого века раскопки на месте Суз.

Автор приводит и такую «частность», что хотя вина царского, которое подавали в драгоценных сосудах, было множество, царь приказал, чтобы пить его никого не принуждали, и каждый пил чинно, т. е. столько, сколько хотел.

2. НИЗЛОЖЕНИЕ АСТИНИ (1:10−22)

Есф 1:10−12. В последний день пира царь приказал семи евнухам, особо к нему приближенным (одни из них — Харбона — упомянут и в 7:9), привести к пирующим сановникам и офицерам царицу Астинь, славившуюся своей красотой, да убедятся все, что слава эта не напрасна. Но царица отказалась исполнить взбалмошное пожелание царя (сердце которого развеселилось от вина) «выставить ее на показ». (Относительно евнухов заметим, что служение их в качестве приближенных к трону было на востоке в обычае на протяжении долгих столетий. Ради несения этой службы молодые люди из «высокородных» подвергались кастрации, дабы не лелеяли надежд основать собственные династии; став евнухами, они получали высокие посты.)

Отказ Астини подчиниться царю, любое желание которого подлежало безусловному исполнению, автором не объясняется. В числе предположений, выдвигаемых на этот счет, и такое: если Астинь — то же лицо, что царица Аместрис, то как раз в это время она могла быть беременна сыном Ксеркса — Артаксерксом, который родился в следующем, 483-м году.

Есф 1:13−15. Так или иначе, но отказ Астини вызвал у царя ярость. И он обратился за советом, как поступить… с царицею, к семи «князьям», или мудрецам (особо приближенным к трону), которые хорошо знали закон и права империи. «Мудрецы», или «советы мудрецов», играли важную роль при дворах ближневосточных владык, о чем свидетельствует и Геродот (это подтверждается и положением Даниила при вавилонском и персидском дворах).

Упомянутые семь князей, или мудрецов, могли видеть лицо царя, т. е. имели к нему относительно свободный доступ по делам царства. Восточные царицы в число таких привилегированных лиц не входили, и привычная нам человеческая близость между супругами не связывала царя и обитательниц его гарема. Это видно из примера не только Астини, но и Есфири, которая замечает Мардохею, что целый месяц не видела царя (4:11); о том, чтобы обратиться к нему, она думала со страхом.

Есф 1:16−22. Одни из мудрецов, Мемухан, предложил, чтобы царь низложил Астинь и, вместо нее, сделал царицей другую женщину, которая была бы лучше ее (стих 19). Обращает на себя внимание раболепие советников, которые, прежде всего, стремились действовать в угоду царю, улавливая малейший нюанс в его настроении. Из хода рассуждений Мемухана, который нарочито раздувает вину

Астинь, следует, что интересы женщины, даже и царицы, вопрос ее чести во внимание не принимались. Самая жизнь ее зависела от каприза мужчины.

Постановление о низложении Астини, с указанием ее вины, предложено было вписать в законы империи, чтобы никому из жен не повадно было впредь «пренебрегать» желаниями мужей своих, будь то высокопоставленных или низкого рода: от большого до малого; стих 20.

И понравился царю и князьям совет Мемухана (стих 21), и сделал царь по слову его. Письма, утверждавшие полное господство мужчины в доме его, которые были составлены на языках всех народов, населявших империю, были посланы в каждую из областей. Что же касается дальнейшего «развития действия», то сцена для появления на ней Есфири была расчищена.



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.