Есфирь 2 глава

Книга Есфирь
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Позже, когда царь Артаксеркс перестал сердиться, он вспомнил о том, что сделала Астинь. Он также вспомнил и свои распоряжения о ней.
2 Тогда приближённые слуги царя предложили:
«Надо бы поискать красивых молодых девушек для царя.
3 Пусть царь выберет вождей в каждой области своего царства, и пусть эти вожди приведут в столичный город Сузы всех красивых молодых девушек.
4 Пусть девушка, которая понравится царю, станет новой царицей вместо Астинь».
Царю понравилось это предложение, и тогда он так и поступил.
5 В столичном городе Сузы жил один еврей из колена Вениамина по имени Мардохей. Мардохей был сыном Иаира, а Иаир был сыном Шимея, сына Киса.
6 Мардохей был взят в плен в Иерусалиме Навуходоносором, царём вавилонским. Он находился с людьми, которые были взяты в плен вместе с Иехонией, иудейским царём.
7 У Мардохея была племянница по имени Гадасса, которую также называли Есфирь. У неё не было ни матери, ни отца, и поэтому Мардохей воспитывал её. Он удочерил девушку после смерти родителей. У неё было очень красивое лицо и стройная фигура.
8 Когда царский указ был объявлен, много девушек было привезено в столичный город Сузы. Этих девушек отдали под надзор Гегая, и Есфирь была одной из них. Её тоже взяли в царские палаты под опеку Гегая, который отвечал за царских жён.
9 Гегаю понравилась Есфирь. Она понравилась ему больше всех других девушек, и поэтому он незамедлительно дал Есфири косметические средства и особую еду. Он выбрал семь служанок из царских палат и отдал их в распоряжение Есфири. Затем он переселил Есфирь и её служанок в лучшую часть женского дома.
10 Есфирь никому не говорила, что она еврейка. Она никому не рассказывала о прошлом своей семьи, потому что Мардохей не велел ей говорить об этом.
11 Каждый день Мардохей ходил взад и вперёд недалеко от того места, где жили женщины. Он хотел узнать, как поживает Есфирь и что с ней происходит.
12 Прежде чем наступало время каждой девушке предстать перед царём Артаксерксом, она должна была двенадцать месяцев применять такие косметические средства: шесть месяцев — мирровое масло и шесть месяцев — духи и различные другие средства.
13 Когда наступало время девушке идти к царю, ей разрешали взять себе всё, что она хотела из дома, где жили женщины.
14 Вечером девушка входила в царские палаты, а утром она возвращалась туда, где жили жёны царя под надзором Шаазгада, царского евнуха, который отвечал за царских наложниц. Девушка возвращалась к царю только в том случае, если он был очень доволен ею и призывал её к себе по имени.
15 Когда Есфири пришло время идти к царю, она ничего не просила. Она только хотела, чтобы Гегай, царский евнух, который отвечал за женщин, посоветовал, что ей следует взять. (Есфирь была дочерью Абихаила, дяди Мардохея, который удочерил её). Есфирь нравилась всем, кто видел её.
16 Есфирь вошла в палаты царя Артаксеркса в десятом месяце, месяце тебефе, на седьмом году его царствования.
17 Артаксеркс полюбил Есфирь больше всех других девушек, и она завоевала более глубокое расположение и одобрение царя, чем любая из них. Артаксеркс возложил корону на голову Есфири и сделал её новой царицей вместо Астинь.
18 Царь устроил в честь Есфири большой пир для всех знатных людей и вождей. Он объявил праздник во всех областях и разослал дары, потому что был щедрым царём.
19 В то время, когда девушек собирали во второй раз, Мардохей сидел возле царских ворот.
20 Есфирь всё ещё хранила в тайне то, что она еврейка, и никому не рассказывала о прошлом своей семьи, как велел ей Мардохей. Она всё ещё подчинялась Мардохею, как и тогда, когда он заботился о ней.
21 В то время, когда Мардохей сидел возле царских ворот, два царских стражника, Гавафа и Тера, которые охраняли вход, рассердившись на царя, стали замышлять, как бы убить Артаксеркса.
22 Но Мардохей узнал об их планах и рассказал царице Есфири, а Есфирь поведала о них царю. Она также сказала царю, что это Мардохей узнал о заговоре.
23 Донесение Мардохея было проверено, и выяснилось, что оно было верным. Два стражника, которые замышляли убить царя, были повешены на столбе, и всё происшедшее в присутствии царя было записано в книгу царских дел.

Толкование Далласской семинарии

Б. Возвышение Есфири до положения царицы (2:1−20)

Царское достоинство, которое обретает иудеянка Есфирь, дает ей возможность помочь народу израильскому. Царицей она становится еще до того, как у Израиля возникает нужда в ее помощи. Первоначальные читатели книги должны были осознать это как еще одно подтверждение тому, что Бог, заключивший с Израилем завет, стоит на его защите.

1. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИДВОРНЫХ ОТНОСИТЕЛЬНО НОВОЙ ЦАРИЦЫ 2:1−4)

Есф 2:1−4. Когда… гнев царя улегся, он, по всей вероятности, пожалел о своем решении относительно красавицы Астини. Угодливые царедворцы, с одной стороны, всегда готовы были на лету схватывать желание царя, спеша его исполнить, а с другой — не упускали возможности подтолкнуть его к исполнению собственных желаний. И, будучи могущественным правителем, царь в известном смысле зависел от них — как от своих «глаз» и «ушей», доносивших до него информацию из внешнего мира, — далеко не всегда, однако, добросовестно.

В ситуации, возникшей после «устранения» Астини, царедворцы (отроки) позаботились о том, чтобы заполнить пустоту, возникшую в сердце царя. Они предложили ему собрать в престольный город Сузы из всех областей Персии молодых девиц красивых видом, чтобы та из них, которая приглянется царю больше всех, стала царицею вместо Астинь. И снова царь поступил в согласии с советом, который ему дали.

2. ПРИНЯТИЕ ЕСФИРИ В ГАРЕМ (2:5−11)

Есф 2:5−7. Родственник Есфири носил вавилонское имя Мардохей (от «Мардук» — имя главного бога вавилонян). Он был евреем из колена Вениаминова, но скрывал свою принадлежность к народу Израиля, и то же приказал Есфири (2:20).

На основании сказанного в стихе 6 возникала «проблема» с возрастом Мардохея, так как при чтении этого стиха можно подумать, что Мардохей был современником иудейского царя Иехонии, вместе с которым и был переселен из Иерусалима Навуходоносором — в 597 г до Р. Х. Это, однако, означало бы, что в описываемые дни Мардохей был 115−120 лет от роду (а Есфири было, следовательно, лет 80). Но сказанное о «переселении» в стихе 6, скорее всего, относится к прадеду Мардохея Кису (стих 5). О том, что сам Мардохей родился уже в Вавилоне, свидетельствует и имя его.

Вениамитянкой была и Есфирь, двоюродная сестра Мардохея, рано осиротевшая, которую он воспитал как дочь. Ее персидское имя — Есфирь — означало «звезда»; еврейское же имя — Гадасса — значило «мирт» (миртовое дерево). Девица эта была красива станом и пригожа лицем (стих 7).

Есф 2:8−11. Итак, Есфирь стала жить в гареме у Ксеркса, под надзором Гегая, смотрителя царского гарема, в ожидании дня и часа, когда назначат ей предстать перед царем. Ожидание это для каждой из девиц, приведенных в Сузы, длилось не менее двенадцати месяцев, в которые они подвергались постоянным косметическим процедурам — очищению кожи и втиранию в нее дорогих масел и ароматов.

Есфирь с самого начала понравилась Гегаю, приобрела у него благоволение; ей немедленно выданы были косметические средства и все остальное, что полагалось девице, поступившей в гарем. Из жительниц его Есфири назначено было семь служанок, вместе с которыми ее поместили в лучшее отделение женского дома.

Выполняя наказ Мардохея, Есфирь никому не говорила о своей принадлежности к еврейскому народу (стихи 11, 20). Из этого замечания автора, как и из многого другого, о чем читаем в книге, становится ясно, что ни Есфирь ни Мардохей не жили в согласии с законом Моисея (по которому Есфирь, в частности, не могла ни выйти замуж за язычника ни вступить в интимные отношения с мужчиной, который не был ее мужем (Втор 7:1−4; Исх 20:14), но именно это ожидалось от нее в гареме). Автор и не пытается это скрыть, но, напротив, как бы подчеркивает, что несмотря на это Бог не только встал на защиту Есфири и Мардохея, но и использовал обоих их как орудия осуществления Своей воли.

3. ИЗБРАНИЕ ЕСФИРИ ЦАРИЦЕЙ (2:12−20)

Есф 2:12−15. Очевидно, расположение окружающих Есфирь… приобрела благодаря своему мягкому, смиренному характеру. Это видно из такой, в частности, подробности: когда наступало время очередной девице идти к царю, полагалось удовлетворить любое ее желание и царь все, чего она ни потребует, и этим своим правом большинство девиц, надо думать, пользовались. Но Есфирь не просила ничего, кроме того, что назначил ей (как следует из английского текста) смотритель гарема Гегай.

После ночи, проведенной с царем, девица, ставшая наложницей, возвращалась на утро в гарем, но уже в другое отделение его, под надзор другого евнуха — Шаазгаза. Большинство царских жен обречено было провести в гареме остаток своих дней, и многие из них никогда более «не входили к царю».

Есф 2:16−20. Сказано, что в гарем «Артаксеркса» Есфирь… взята была на седьмом году его правления (т. е. в 479 г. до Р. Х.); месяц Тебеф соответствовал декабрю-январю.

И полюбил царь Есфирь более всех жен… и сделал ее царицею, вместо Астинь. И ради Есфири устроен был большой пир, и царь щедро раздавал дары, а провинции, входившие в состав Персидской империи, возможно, получили какое-то налоговое облегчение и сделал льготу областям.

Имеются сведения, что девицы, обитавшие в царских гаремах, собирались «в полном составе» к своему властелину, когда ему предстояло назвать ту из них, которую он избирал царицей. Очевидно, первое такое «собрание» состоялось, когда названа была Астинь (Аместрис?). А второе — когда на место ее Ксеркс «избрал» Есфирь.

Все еще, скрывая свою принадлежность к израильскому народу, Есфирь с некоторого времени, видимо, перестала скрывать, что Мардохей — ее родственник и воспитатель, и благодаря этому он занял какое-то официальное положение при царском дворе, что следует из фразы: Мардохей сидел у ворот царских (стих 19, 21; сравните 3:2). Новое положение, которое дало ему возможность вовремя узнать о замысле Амана, и обусловливает последующее развитие событий.

II. Иудеи под угрозой истребления (2:25 — 4:3)

Многие называли книгу Есфирь «великой коротенькой историей». Как и книга Руфь — еще одно краткое библейское повествование о женщине — книга Есфирь имеет все признаки принадлежности к «большой литературе». В ней налицо конфликтная ситуация, присутствует «соперник», или характер, антагонистический главным действующим лицам, налицо и напряженное развитие действия и элементы иронии.

А. Аман проникается злобой к иудеям (2:21 — 3:6)

1. МАРДОХЕЙ СПАСАЕТ ЦАРЯ (2:21−23)

Есф 2:21−23. Очевидно, войдя в круг лиц, приближенных к царю, Мардохей сумел узнать о том, что двое из числа этих приближенных, а именно евнухи Гавафа и Фарра (полагают, что оберегавшие порог было обозначением какой-то важной должности при властелине) задумали убийство царя. Через Есфирь он довел это до сведения Ксеркса. По расследовании дела наличие заговора подтвердилось, и виновные были повешены, а о благодеянии Мардохея было записано в памятную книгу, куда записывалось все, что происходило при дворе (возможно, и в стране) изо дня в день (сравните 6:1−2).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.