Есфирь 5 глава

Книга Есфирь
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 На третий день Есфирь надела свои царские одежды и пришла во внутренний двор царского дома, встав напротив царского зала. Царь сидел на своём троне в зале, лицом к входу.
2 Когда царь увидел царицу Есфирь во дворе, то благоволил к ней и протянул к ней золотой скипетр, который держал в руке. Есфирь вошла в комнату и, подойдя к царю, коснулась конца царского скипетра.
3 Тогда царь спросил:
«Что тебя тревожит, царица Есфирь? О чём ты хочешь просить меня? Я дам тебе всё, о чём ты попросишь, даже половину моего царства».
4 Есфирь сказала:
«Если это угодно царю, я приготовила пир для тебя и Амана. Прошу тебя, приходите сегодня на пир».
5 Тогда царь сказал:
«Приведите скорее Амана, чтобы сделать, как просит Есфирь».
И царь с Аманом пришли на пир, который приготовила для них Есфирь.
6 В то время, когда они пили вино, царь снова спросил Есфирь:
«Есфирь, о чём ты хотела просить меня? Я дам тебе всё, что ты захочешь, даже половину моего царства».
7 Тогда Есфирь ответила:
«Вот о чём я хотела просить тебя:
8 если я нашла благоволение царя и если царю угодно исполнить мою просьбу, то пусть царь с Аманом придёт ко мне завтра. Я приготовлю ещё один пир для царя и Амана, и тогда я расскажу ему о моей просьбе».
9 Аман ушёл из царского дома в тот день счастливый и в хорошем настроении. Но когда он увидел Мардохея у царских ворот, то очень на него рассердился. Аман был очень зол на него, потому что Мардохей не проявлял никакого почтения, когда Аман проходил мимо. Мардохей не боялся Амана, и это его злило.
10 Но Аман сдержал свой гнев и пошёл домой. Затем он собрал вместе своих друзей и позвал свою жену Зерешь.
11 Аман начал хвастаться тем, какой он богатый и как много у него сыновей. Он рассказывал им о том, как царь оказывает ему почести и как возвысил его над другими вождями.
12 Аман сказал:
«Я единственный, кого царица Есфирь пригласила с царём на пир. Царица и на завтра пригласила меня прийти с царём.
13 Но всё это не радует меня. Я не могу быть по-настоящему счастлив, пока вижу еврея Мардохея у царских ворот».
14 Тогда Зерешь, жена Амана, и все его друзья предложили:
«Вели сделать столб, чтобы повесить на нём Мардохея. Пусть сделают его высотой в 50 локтей! Утром скажи царю, чтобы повесили на нём Мардохея, а после этого иди с царём на пир и будь счастлив».
Аману понравилось это предложение, и он приказал поставить виселичный столб.

Толкование Далласской семинарии

Б. Есфирь раскрывает заговор (главы 5−7)

В этих главах повествование достигает своего апогея. И читатель становится свидетелем того, как зло побеждается добром. Божий народ получает избавление от верной гибели благодаря невероятному, казалось бы, стечению обстоятельств. Для тех, кто веруют в Господа, очевидно, что за всем этим стоял Он, осуществлявший Свои цели. Первым читателям книги, жившим в Палестине, в так называемый «постссыльный» период, она не могла не напомнить, что все они — под Божией защитой, средством которой может послужить даже «забывчивость» языческого царя.

1. ПРИГЛАШЕНИЕ НА ПЕРВЫЙ ПИР, ПРИГОТОВЛЕННЫЙ ЕСФИРЬЮ (5:1−4)

Есф 5:1−4. После трех дней поста, в котором участвовала и сама Есфирь, она приготовилась идти к царю со своей просьбой. Сказано, что это было на третий день, потому что и часть дня учитывалась как целый день (толкование на Мф 12:40).

Целый месяц не вызывал к себе юную царицу Ксеркс (Есф 4:11), тем не менее, когда она, подавляя в себе тревогу и страх, появилась перед ним, то вызвала у повелителя теплое чувство (5:1). И простер царь к Есфири золотой скипетр (5:2). Не сомневаясь, что она пришла с какой-то просьбой, Ксеркс спросил ее, в чем ее просьба состоит.

Здесь и в других местах (5:6; 7:2) он заверяет ее, что до полуцарства дано будет ей. Это идиоматическое выражение, подразумевало, что желание просящего будет исполнено (сравните Мк 6:23). Просьба Есфири оказалась весьма простой: она просила Ксеркса и его первого сановника Амана придти на пир, который она приготовила для своего царственного супруга.

2. ЕСФИРЬ ПРИГЛАШАЕТ ЦАРЯ И АМАНА НА ВТОРОЙ ПИР (5:5−8)

Есф 5:5−8. И пришел царь с Аманом на пир к Есфири. Для Амана это было особой честью — быть приглашенным и допущенным в присутствие царицы: ведь персы всячески ограждали своих жен от внешнего мира, от посторонних взглядов.

Принимать решения за чашей вина — иногда во исполнение своих причуд и прихотей, от которых, однако, могла зависеть судьба как отдельных лиц, так и целых стран и народов, было в обычае у восточных владык. Дела государственной важности решались ими за пиршественными столами. Тем более дела «частные». Так что ситуация складывалась вполне естественная: на вопрос царя, каково же желание ее, Есфирь ответила, что хотела бы и на следующий день увидеть у себя, за пиршественным столом, царя и Амана; завтра она и ответит на вопрос царя (окончание стих 8).

Автор не объясняет, почему Есфирь не сообщила царю об истинной причине заговора Амана уже на первом пиру. Может быть, сразу ей не удалось собраться с силами, чтобы обвинить перед царем его всесильного фаворита. А, может быть, она внутренне ощутила, что в тот день царь не был настроен к ней достаточно благосклонно, чтобы в создавшейся ситуации принять ее сторону… С литературной же точки зрения «отсрочка» нагнетала напряженность — по мере того, как повествование приближалось к своему апогею.

О согласии Ксеркса вторично придти на пир к Есфири читатель узнает из хвастливой речи Амана перед его домашними (5:12).

3. АМАН РАДУЕТСЯ И ГОТОВИТСЯ ПОВЕСИТЬ МАРДОХЕЯ (5:9−14)

Есф 5:9−14. После первого пира у Есфири на душе Амана было легко и весело, но Мардохей испортил ему настроение, ибо, как и прежде, даже не встал… пред ним со своего места… у ворот. Это уж было слишком: самолюбие царского фаворита было тяжело уязвлено. Облегчение от душившего его гнева он нашел, когда, собрав друзей своих и позвав Зерешь, жену свою, стал им хвастливо пересказывать все, что они и без того знали; он говорил о великом богатстве своем и о множестве сыновей своих (их у Амана было 10; 9:7−10, 12), и о том, как высоко вознес его… царь над всеми князьями своими и слугами.

Особенно льстило самолюбию Амана, и он не скрывал этого, что из всех приближенных царя лишь он приглашен был вместе с ним на пир к Есфири сегодня и вновь зван к ней на завтра. Однако все это омрачал ему вид Мардохея Иудеянина, не желавшего склониться перед ним. И тогда Зерешь… и друзья посоветовали ему «ускорить события», да не будет омрачен для него и завтрашний пир у Есфири.

Пусть прикажет он построить виселицу вышиною в пятьдесят локтей (около 23 метров) и повесить на ней Мардохея еще прежде чем отправится с царем… на пир. Очевидно, виселица столь высокая нужна была, по мысли советников Амана, для того, чтобы явить «наглядный урок» как можно большему числу людей: человек, болтающийся на ней выше всех деревьев, будет виден издалека и отовсюду; да неповадно будет никому другому встать Аману поперек пути!

Аман, вероятно, думал и о том, что с устранением Мардохея подавлена будет и всякая возможность сопротивления со стороны евреев… И здесь конфликт между ним и Мардохеем достигает высшей своей точки! Затем напряжение начинает понемногу спадать — благодаря уже запущенному в действие «механизму обстоятельств».

По ходу событий, сменяющих друг друга, читателю напоминается о как будто бы незначительных или позабытых деталях, которые прежде были упомянуты искусным рассказчиком как бы мимоходом. И он осознает, что за каждым событием и фактом, даже таким зловещим, как возведение виселицы, стоял Бог (сравните Деян 2:23, 4:27−28).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.