«Царь, если я нашла твоё благоволение, и если тебе будет угодно, и ты сочтёшь это дело справедливым, сделай для меня вот что. Если царь доволен мной, напиши указ, который бы отменил тот, который разослал Аман. Аман вугеянин замышлял уничтожить евреев во всех царских областях и разослал указы об этом.
«За то, что Аман был против евреев, я отдал его имущество Есфири, а мои воины повесили его на виселичном столбе.
«Евреи в любом городе имеют право собираться, чтобы защитить себя. Они имеют право разбить, убить и истребить любое войско любого народа, который напал на них, на их жён и детей. Евреи имеют право забрать и уничтожить имущество их врагов».
Толкование Далласской семинарии
В. Избавление иудеев; иудеи мстят своим врагам (8:1 — 9:19)
Однако время торжества иудеев приближалось, потому что обстоятельства, от которых зависело их избавление, направлялись Богом. Но в этих обстоятельствах им самим предстояло сыграть активную роль.
1. СТАНОВИТСЯ ПРИБЛИЖЕННЫМ ЦАРЯ (8:1−2)
Есф 8:1−2. Аман был казнен как преступник, и, очевидно, поэтому все его имущество и дом были конфискованы. Однако «обмен ролями» между мертвым уже Аманом и Мардохеем продолжался. Царский перстень с печатью, который дан был Аману, чтобы удостоверить указ Ксеркса об уничтожении иудеев (3:10), теперь передан был Мардохею. Мардохей стал, вместо Амана, сановником наиболее приближенным к царю. Наконец, имущество Амана, повелевшего (в тексте царского указа) «разграбить имение» иудеев (3:13), было передано иудеянке Есфири, которая назначила управлять им Мардохея.
Есф 8:3−6. По законам Персидской империи царский указ, однажды изданный, уже не терял своей силы. Этим объясняется горе Есфири, казалось бы, полностью восторжествовавшей над Аманом, ее мольба к царю отвратить злобу Амана от Иудеев и разрушить замысел его… против них. Царь и сам понимал необходимость в «контрмере», которая ослабила бы или сделала недействительным «тот» его указ. В знак милостивого расположения к Есфири он простер к ней золотой скипетр и благосклонно откликнулся на просьбу ее о возвращении «писем», посланных прежде.
Есф 8:7−8. Благосклонно в том смысле, что, напомнив Есфири о невозможности изменить то, что написано от имени царя и скреплено перстнем царским, дал разрешение ей и Мардохею написать от имени царя все, что им угодно… о Иудеях и тоже скрепить это царским перстнем. Другими словами, сославшись на доказательства своей милости к Есфири и Мардохею (стих 7), «Артаксеркс» дал им понять, что они могут написать письма, подобные тем, что составлены были Аманом, но в пользу иудеев. Таким образом царь узаконивал сопротивление иудеев их врагам.
Есф 8:9−14. Между изданием первого указа (3:12) и изданием второго (стих 9) прошло более 2-х месяцев; с первого по третий месяц (3:12 сравните с 8:9) писцы заняты были кропотливой работой по переписыванию «письма» Амана во множестве экземпляров и на множество языков. Теперь им предстояло заняться новым «письмом». По мере готовности и эти письма рассылались во все «области» империи и столь же спешно доставляли их «на места» гонцы, ехавшие на конях, одногорбых верблюдах (дромадерах) и мулах царских.
До времени начала «конфликта» (тринадцатого дня двенадцатого месяца; 3:7, 13; 9:1), назначенного Аманом «по указанию» жребия, оставалось около 9 месяцев. Достаточно, чтобы иудеи могли подготовиться к «ответным действиям». Новым царским указом им предоставлялось право стать в каждом городе империи на защиту жизни своей, убивая всех сильных… которые во вражде с ними, не щадя детей их и жен; имение таковых иудеям предоставлялось право разграбить (стих 11). Содержание второго указа было почти идентично содержанию первого (сравните 3:13), и различались они лишь своей направленностью на разные «объекты».
3. ЛИКОВАНИЕ ИУДЕЕВ (8:15−17)
Есф 8:15−17. Одежды, в которых вышел от царя… Мардохей, и венец на голове его свидетельствовали, что отныне он — особо доверенное лицо у царя.
И город Сузы возвеселился и возрадовался. сравните эту фразу со сказанным в 3:15 о «смятении в городе Сузах». В обоих случаях прежде всего имелось в виду еврейское население этого города. А у Иудеев было тогда освещение. То есть обилие света в домах, что у всех народов бывает сопряжено с выражением радости, ликования.
По мере того, как новый указ доходил до очередного города и «места», делая праздничным тот день для Иудеев, многие представители других народов страны, охваченные страхом перед ними, сами переходили в иудейство. Происходившие события, во всей их удивительной последовательности, все труднее было приписывать «случаю», людям становилось все очевиднее, что на защите иудеев стоит их Бог.