Есфирь 8 глава

Книга Есфирь
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 В тот же день царь Артаксеркс отдал царице Есфири все вещи, которые принадлежали Аману, врагу евреев. Есфирь сказала царю, что Мардохей — её двоюродный брат, и Мардохей пришёл повидать царя.
2 Царь снял с пальца перстень, который отнял у Амана, и отдал его Мардохею. Тогда Есфирь поставила Мардохея главным над всем, что принадлежало Аману.
3 Затем Есфирь снова обратилась к царю. Она упала к ногам царя и плакала, умоляя царя отменить страшный замысел Амана вугеянина против евреев.
4 Царь протянул золотой скипетр к Есфири. Есфирь поднялась и, встав перед царём,
5 сказала:
«Царь, если я нашла твоё благоволение, и если тебе будет угодно, и ты сочтёшь это дело справедливым, сделай для меня вот что. Если царь доволен мной, напиши указ, который бы отменил тот, который разослал Аман. Аман вугеянин замышлял уничтожить евреев во всех царских областях и разослал указы об этом.
6 Я молю об этом царя, потому что я не смогу вынести бедствие, которое постигнет мой народ. Я не смогу вынести смерти моей семьи».
7 И царь Артаксеркс сказал царице Есфири и еврею Мардохею:
«За то, что Аман был против евреев, я отдал его имущество Есфири, а мои воины повесили его на виселичном столбе.
8 Теперь напишите другой указ от имени царя. Напишите его, чтобы помочь евреям по вашему усмотрению. Затем скрепите этот указ царским перстнем. Ни одно письмо, написанное от имени царя и скреплённое царским перстнем, не может быть отменено».
9 Поспешно были созваны царские писари. Эти события произошли на двадцать третий день третьего месяца сивана. Писари записали всё именно так, как приказал Мардохей, направив письма к евреям и сатрапам (вождям), к начальникам областей и к правителям ста двадцати семи областей от Индии до Эфиопии. Эти указы были написаны на языке каждой области и переведены на язык каждого народа. Они также были написаны и для евреев на их языке и алфавите.
10 Мардохей написал от имени царя Артаксеркса и скрепил эти письма царским перстнем, а затем разослал их с гонцами на быстрых конях, выращенных специально для царя.
11 Царские указы в этих письмах гласили:
«Евреи в любом городе имеют право собираться, чтобы защитить себя. Они имеют право разбить, убить и истребить любое войско любого народа, который напал на них, на их жён и детей. Евреи имеют право забрать и уничтожить имущество их врагов».
12 Указ, дающий евреям все эти права, вступил в силу в тринадцатый день двенадцатого месяца адара. Евреям было позволено расправиться со своими врагами во всех областях земли царя Артаксеркса.
13 Копия письма с царским приказом была разослана, и он стал законом в каждой области. Его объявили всем народам, живущим в царстве, чтобы евреи были готовы к этому особому дню. Евреям было позволено отомстить своим врагам.
14 Гонцы поспешно выехали на царских конях, и сам царь приказал им торопиться. Указ был объявлен также и в столичном городе Сузы.
15 Мардохей ушёл от царя, одетый в особые царские одежды белого и голубого цвета. На нём была большая золотая корона и пурпурная мантия из лучшего льна. Затем в Сузах был устроен большой праздник, и весь народ радовался и веселился.
16 Это был особенно радостный день для евреев — день великого веселья и счастья.
17 Радость и веселье царили среди евреев в каждой области и в каждом городе, куда бы ни доходил царский указ. Евреи устраивали пиры и празднества, и многие люди из других народов из-за страха перед ними становились евреями.

Толкование Далласской семинарии

В. Избавление иудеев; иудеи мстят своим врагам (8:1 — 9:19)

Однако время торжества иудеев приближалось, потому что обстоятельства, от которых зависело их избавление, направлялись Богом. Но в этих обстоятельствах им самим предстояло сыграть активную роль.

1. СТАНОВИТСЯ ПРИБЛИЖЕННЫМ ЦАРЯ (8:1−2)

Есф 8:1−2. Аман был казнен как преступник, и, очевидно, поэтому все его имущество и дом были конфискованы. Однако «обмен ролями» между мертвым уже Аманом и Мардохеем продолжался. Царский перстень с печатью, который дан был Аману, чтобы удостоверить указ Ксеркса об уничтожении иудеев (3:10), теперь передан был Мардохею. Мардохей стал, вместо Амана, сановником наиболее приближенным к царю. Наконец, имущество Амана, повелевшего (в тексте царского указа) «разграбить имение» иудеев (3:13), было передано иудеянке Есфири, которая назначила управлять им Мардохея.

Есф 8:3−6. По законам Персидской империи царский указ, однажды изданный, уже не терял своей силы. Этим объясняется горе Есфири, казалось бы, полностью восторжествовавшей над Аманом, ее мольба к царю отвратить злобу Амана от Иудеев и разрушить замысел его… против них. Царь и сам понимал необходимость в «контрмере», которая ослабила бы или сделала недействительным «тот» его указ. В знак милостивого расположения к Есфири он простер к ней золотой скипетр и благосклонно откликнулся на просьбу ее о возвращении «писем», посланных прежде.

Есф 8:7−8. Благосклонно в том смысле, что, напомнив Есфири о невозможности изменить то, что написано от имени царя и скреплено перстнем царским, дал разрешение ей и Мардохею написать от имени царя все, что им угодно… о Иудеях и тоже скрепить это царским перстнем. Другими словами, сославшись на доказательства своей милости к Есфири и Мардохею (стих 7), «Артаксеркс» дал им понять, что они могут написать письма, подобные тем, что составлены были Аманом, но в пользу иудеев. Таким образом царь узаконивал сопротивление иудеев их врагам.

Есф 8:9−14. Между изданием первого указа (3:12) и изданием второго (стих 9) прошло более 2-х месяцев; с первого по третий месяц (3:12 сравните с 8:9) писцы заняты были кропотливой работой по переписыванию «письма» Амана во множестве экземпляров и на множество языков. Теперь им предстояло заняться новым «письмом». По мере готовности и эти письма рассылались во все «области» империи и столь же спешно доставляли их «на места» гонцы, ехавшие на конях, одногорбых верблюдах (дромадерах) и мулах царских.

До времени начала «конфликта» (тринадцатого дня двенадцатого месяца; 3:7, 13; 9:1), назначенного Аманом «по указанию» жребия, оставалось около 9 месяцев. Достаточно, чтобы иудеи могли подготовиться к «ответным действиям». Новым царским указом им предоставлялось право стать в каждом городе империи на защиту жизни своей, убивая всех сильных… которые во вражде с ними, не щадя детей их и жен; имение таковых иудеям предоставлялось право разграбить (стих 11). Содержание второго указа было почти идентично содержанию первого (сравните 3:13), и различались они лишь своей направленностью на разные «объекты».

3. ЛИКОВАНИЕ ИУДЕЕВ (8:15−17)

Есф 8:15−17. Одежды, в которых вышел от царя… Мардохей, и венец на голове его свидетельствовали, что отныне он — особо доверенное лицо у царя.

И город Сузы возвеселился и возрадовался. сравните эту фразу со сказанным в 3:15 о «смятении в городе Сузах». В обоих случаях прежде всего имелось в виду еврейское население этого города. А у Иудеев было тогда освещение. То есть обилие света в домах, что у всех народов бывает сопряжено с выражением радости, ликования.

По мере того, как новый указ доходил до очередного города и «места», делая праздничным тот день для Иудеев, многие представители других народов страны, охваченные страхом перед ними, сами переходили в иудейство. Происходившие события, во всей их удивительной последовательности, все труднее было приписывать «случаю», людям становилось все очевиднее, что на защите иудеев стоит их Бог.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.