Иов 23 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Тогда ответил Иов:
2 «И сегодня горька речь моя. Несмотря на мои стоны, Он по-прежнему мне наказания шлёт.
3 Если бы знал я, где найти Его, если бы мог я войти в Его жилище,
4 я бы тогда Ему всё смог объяснить и доказать, что невиновен я.
5 Я узнал бы Его ответ и понял сказанное Им.
6 Не стал бы Он тогда наказывать меня, а внимательно бы прислушался к речам моим.
7 Поскольку честен я, Он разрешит мне слово молвить, а затем Судья меня свободой наградит.
8 Когда иду я на восток, то нет там Бога; на запад отправляюсь, и там Его не нахожу.
9 Когда в трудах Своих Он на севере, я Его не вижу; когда Он шествует на юг, я даже отблеска Его поймать не в силах.
10 Но знает Бог, кто я такой. Он испытывает меня как золото, и окажусь я чистым.
11 Ноги мои шли по Его следам, я никуда не сворачивал с Его путей.
12 Я не уклонялся от повелений уст Его, ценя Его слова больше пищи ежедневной.
13 Бог — неизменен, никто не может сбить Его с пути! И делает Он то, что пожелает.
14 Несёт в Себе Он для меня заветы, и планы для меня Ему известны.
15 И потому стою я перед Ним в испуге, одни лишь мысли меня приводят в ужас.
16 Бог заставил мою храбрость трепетать, меня пугает Всемогущий.
17 И всё же тьма, что мне лицо покрыла, заставить не могла меня молчать».

Толкование Далласской семинарии

2. ТРЕТИЙ ОТВЕТ ИОВА ЕЛИФАЗУ (главы 23−24)

Оставив (до поры до времени; глава 31) без внимания голословные утверждения Елифаза, Иов размышляет здесь о несправедливостях, от которых пострадал он и от которых страдают другие. Он опять говорит о желании «представить свое дело Богу» (23:1−7) и сокрушается по поводу недоступности Его и несправедливости (23:8−17) и по поводу Его непонятного молчания относительно безобразий, творящихся в мире (глава 24).

а. «О. если бы я знал, где найти Его» (23:1−9)

Иов 23:1−7. Предложение Елифаза «сблизиться с Богом» (22:21) Иов никак не отвергает, но ведь Бог Сам не допускает, не хочет этого сближения, и потому все еще… горька речь Иова, страдания которого, однако, горше (тяжелее) стонов его. Он горячо желает найти Бога и приблизиться к престолу Его, чтобы изложить пред Ним дело свое. О, если б ему узнать, в чем обвиняет его Всевышний (узнал бы… и понял бы, что Он скажет мне), он постарался бы привести убедительные слова в свое оправдание (стихи 4−5).

Психологически понятны метания Иова от отчаяния (нет у него возможности убедить Бога в своей невиновности; 9:14−16) к надежде: под впечатлением фактов, которые приведет Ему Иов, всемогущий Бог не станет состязаться с ним (в значении «обвинять его»); стихи 4−6. И тогда он, праведник, мог бы состязаться (здесь в значении «доказать свою невиновность»; слову «состязаться» в еврейском тексте (стих 6 и стих 7) соответствуют два разных слова — риб и йаках; оба они являются «судебными терминами»). Если бы Бог благосклонно выслушал его, то, не сомневается Иов, он навсегда получил бы свободу от грозного Судии своего!

Иов 23:8−9. Образное выражение той мысли, что Бог скрывается от Иова, ищущего Его, и Сам избегает сближения с ним.

б. Иов снова настаивает на своей невиновности (23:10−12)

Иов 23:10−12. Проявление к себе вражды со стороны Бога Иов видит в том, что Он, Который знает путь его, потому и уклоняется от встречи с Иовом, что благочестие его Ему известно. В случае «судебного разбирательства» (пусть испытает меня) Иов вышел бы чистым, как золото, выходящее из горнила. Он не сомневается в этом, потому что всегда держался стези Его и от пути Его… не уклонялся, как не отступал от заповедей и «глаголов» Его (стихи 11−12). Здесь, как видим, Иов утверждает прямо противоположное тому, из чего исходил и в чем обвинял его Елифаз (сравните 22:15, 22).

в. Обвинения Иова в адрес Бога (23:13−17)

Иов 23:13−14. И снова Иова охватывает отчаяние: он ощущает безнадежность этого «предприятия» — встречи с Богом «в суде». Как может он противостать Вседержителю, действия Которого неподконтрольны никому! Все, что он наметил выполнить в отношении Иова, Он выполнит, как и многие подобные (в отношении других людей) намерения Свои.

Иов 23:15−17. Иов сознает это и потому страшится Бога и трепещет пред лицем Его. Поэтому, т. е. при мысли о непостижимости характера Бога и своего положения перед Ним, а не по греховности своей, как полагает Елифаз (22:10).

При буквальной передаче с древнееврейского стих 17 звучит иначе чем в синодальном переводе, а именно: «Ибо я погибаю не от присутствия тьмы, ни от мрака, который закрывает лице мое». Иов, очевидно, подразумевал, что погибает он от (по причине) непостижимого для него поведения Господа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.