Иов 27 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 И продолжил Иов свою речь:
2 «Верно, что жив Бог, лишивший меня справедливости. И как верно то, что жив Всемогущий, верно и то, что Он заставил меня горькую чашу испить.
3 Но пока во мне будет жизнь и в ноздрях моих Его дыхание,
4 уста мои неправды не обронят, язык мой не запятнает себя ложью.
5 Пока я не умру, я не признаю за вами правоты, и непорочности моей не изменю.
6 Я неотступно буду отстаивать мою праведность, пока живу, и не буду знать угрызений совести.
7 Да будут враги мои наказаны словно грешники, пусть будут покараны противники мои!
8 На что надеяться неверному, когда Господь отнимет его жизнь?
9 Слышит ли Господь его мольбы, когда к нему несчастье подступает?
10 Найдёт ли он во Всемогущем наслаждение, будет ли призывать Бога во все времена?
11 Я открою вам могущество Господа, я не скрою Его путей.
12 Вы видели всё это сами! Так к чему же все эти слова пустые?
13 Вот уготованное Господом для грешников, вот что достанется жестоким от Бога Всемогущего:
14 у злого человека может быть много детей, но все они погибнут на войне, и никогда у них не будет вдоволь хлеба.
15 Все его дети умрут, и вдовы по нему не будут горевать.
16 Злодей накопит серебро, но для него оно как пыль, и столько соберёт одежд, что для него они как грязь.
17 Пусть собирает он одежду, а праведники пусть её наденут, и серебро его невинные получат.
18 Он строит дом непрочный, словно из паутины, иль как сторожа шатёр.
19 Богатым он ложится спать, но неимущим он проснётся, глаза откроет — всё пропало.
20 Как наводнение, его настигнет ужас, как будто буря сметает ночью всё на своём пути.
21 Восточный ветер подует — и нет его, унесён из дома навсегда.
22 Ураган обрушится на него нещадно, и не сможет он убежать от бушующей стихии.
23 С насмешкой рукоплещут люди и свистят, когда злобные бегут из своего дома».

Толкование Далласской семинарии

б. Иов о судьбе нечестивых (глава 27)

Иов 27:1−6. Продолжая речь свою, Иов говорит горячо и возвышенно. Он клянется именем Божиим в правоте своей. Как жив Бог, — начинает он. Да, Бог отказывает ему в справедливом суде и тем повергает в огорчение и уныние душу Иова (стих 2), но, тем не менее, в его глазах он остается Вершителем правосудия, высшей инстанцией для ищущего правды.

Пока я жив, торжественно заявляет Иов, язык мой не произнесет лжи (стихи 3−4). Не станет Иов, фактам вопреки, возводить на себя «напраслину», не признает он справедливыми своих оппонентов, коль скоро при воспоминании о прожитых им днях совесть его (здесь сердце в значении «совести»; сравните 1Цар 24:6; 2Цар 24:10) не укоряет его.

Иов 27:7−12. Исходя из своей невиновности, Иов объявляет «беззаконниками» тех, кто клевещут на него. Так каждый из троих его оппонентов становится в глазах Иова его «врагом» (стих 7).

Если они, несмотря на то, что Иов клялся именем Божиим и ссылался на свидетельство своей совести, все еще продолжают считать его лицемером, то пусть подумают: какая ему польза в лицемерии? Ведь умирая (а он, Иов, близок к смерти), лицемер не имеет надежды на оправдание перед Богом (стих 8). Между тем, он уверен в своем оправдании и продолжает призывать Бога во всякое время уповая на то, что в конце-концов Вседержитель утешит его (стих 10). В стихе 9 Иов выражает ту мысль, что вопль нечестивца, который обращается к Богу, лишь когда придет на него беда, Всевышний не услышит. Не ясно ли, что поведение и настроение Иова не соответствуют таковым лицемера и беззаконника?

Затем Иов выражает желание (с целью подтверждения своей правоты) «возвестить» троим о действии в мире руки Божией, т. е. об отношении Бога к нечестивым, как он это понимает (стих 11). в стихе 12 он оговаривается, что результаты этого отношения они и сами видели, однако, яростно споря с ним, лишь «пустословили», пытаясь поставить «знак равенства» между его судьбой и судьбой грешника.

Иов 27:13−23. Начиная со стихом 13 и до конца главы, Иов описывает судьбу нечестивых, причем в стихе 13 почти дословно воспроизводит сказанное на этот счет Софаром (20:29). В дальнейшем же повторяет утверждения Елифаза, Софара и Вилдада, словно бы впадая в противоречие с самим собою, поскольку прежде как будто говорил о безнаказанности нечестивых (21:7 и др.). На этом основании некоторые богословы даже склонны были рассматривать стихи 13−23 не как слова Иова, но как «третью речь» Софара.

Большинство же понимают эти стихи именно как патетическую речь Иова, который, на основании высказанных им схожих «положений» приходит к иным выводам и как бы обращает сказанное тремя его друзьями-врагами против них самих. «Зеркало», которое они ставили передним, чтобы он увидел в нем себя, он ставит теперь перед ними, чтобы они уловили принципиальное различие между поведением Иова в страданиях и тех, которые действительно являются «беззаконниками». Следует отметить и то, что конечного наказания нечестивых Иов в действительности и не отрицал (24:18−24). Но в отличие от Софара он отрицал, что наказание постигает их чуть ли не тотчас по совершении преступления (20:5 сравните с 21:7).

В стихах 14−15 говорится о гибели потомков нечестивого от голода, меча и моровой язвы (евр. слово, переведенное в стихе 15 как смерть; сравните 2Цар 24:13). Смерть будет косить их непрестанно, так что вдовы их не будут иметь времени и сил на совершение положенного погребального обряда (на «оплакивание»).

Накопленные нечестивым серебро и одежда уподобятся для него пыли и грязи — в том смысле, что насладиться ими он не сумеет: они станут достоянием «беспорочных» (стихи 16−17).

«Непрочность» дома нечестивца сравнивается с непрочностью временного шалаша, сооруженного сторожем; моль — символ того, что недолговечно и подлежит быстрому истреблению (сравните 4:19).

По некоторым другим переводам в стихе 19 речь идет о внезапной смерти грешника, а не о внезапной потере им всего его состояния.

В стихах 20−22 представлены образные картины гибели беззаконника. В стихе 23 рисуется изумление соплеменников и современников наказанного Богом грешника — участи его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.