Иов 33 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 «Итак, Иов, внимательно послушай, что я тебе скажу.
2 Я говорить готов.
3 Сердце моё чисто, и слова мои будут честны, и о том, что знаю, я правду говорю.
4 Дух Божий сотворил меня, вся жизнь моя от Всемогущего исходит.
5 Слушай меня, Иов, и отвечай, приготовь ответы для спора со мной.
6 Мы одинаковы перед Богом, оба слеплены Им из глины.
7 Не бойся меня, Иов, не стану я с тобой сурово обращаться.
8 Но слышал я, Иов, всё, что ты говорил, я слышал все твои слова:
9 „Чист и безгрешен я, безупречен и ни в чём я неповинен.
10 Но Бог восстал против меня, Он считает меня врагом.
11 Бог на ноги мои кандалы надел, пристально следит за поступками моими”.
12 Но в этом ты, Иов, неправ, потому что Бог знает больше нас.
13 Ты споришь с Богом, Иов, думаешь, что Господь всё должен объяснять.
14 Возможно, Бог действительно даёт объяснения нам, однако люди их не понимают.
15 Бог людям говорит во снах, в видениях ночных, когда их сон глубок.
16 Тогда они пугаются, услышав предупреждения Господа.
17 Бог от неправильных поступков и от гордыни предупреждает их.
18 Предостерегает Бог, чтобы спасти от смерти их, чтоб уберечь от истребления людей.
19 Услышать человеку предупреждения Господние возможно и в постели, когда он от наказания Божьего страдает. Такою болью Бог его предупреждает, что у него болят все кости.
20 Тогда и есть не может человек, из-за боли он и лучшей пищей недоволен.
21 Плоть человека истощается, он тонок настолько, что видны все кости.
22 Он приближается к могиле, и жизнь его близка к концу.
23 У Бога много Ангелов и, быть может, один из них следит за этим человеком и Богу правильный даёт совет.
24 Тот Ангел к человеку добр, и, может быть, он скажет Богу: „Спаси его от смерти, нашёл я способ, как оплатить его грехи”.
25 Тогда вновь станет тело молодым и сильным, и будет этот человек таким же, как в молодости.
26 Он будет молиться Богу, и Господь ответит на его молитву, и закричит он в радости, и Богу поклонится, и будет в праведности жить.
27 С людьми другими он поделится и скажет: „Да, я грешил, я правде изменял, но Бог не покарал меня, как должно.
28 Бог мою душу спас от смерти, и я могу вновь жизнью наслаждаться”.
29 И вновь всё делает Господь для человека этого,
30 чтобы предупредить его, спасти от смерти, чтоб он жизнью насладился.
31 Иов, прислушайся к моим словам, молчи и дай мне дальше говорить.
32 Но если ты, Иов, мне хочешь возразить, то говори, я выслушаю оправдания. Я буду счастлив удостовериться, что невиновен ты.
33 Но если нет, тогда молчи, Иов, и мудрости я научу тебя».

Толкование Далласской семинарии

в. Первый ответ Елиуя Иову (глава 33)

Как это показано в «Обзоре речей Елиуя», молодой богослов дал Иову ответ на жалобы его, сведя их к трем основным. Начинает Елиуй с ответа Иову на то, что Бог будто бы молчит.

1) Итак, слушай, Иов (33:1−7).

Иов 33:1−5. Примечательно, что Елиуй обращается к Иову подчеркнуто лично, неоднократно называя его по имени (стихи 1, 31; 37:14), или ссылается на имя его, говоря о нем в третьем лице (к примеру, 32:12; 34:5 и др.), что совершенно нехарактерно для «трех друзей». Упомянутая особенность речей Елиуя — одно из свидетельств искренности их и горячности. Он призывает Иова говорить «на равных», исходя из того, что оба они сотворены Вседержителем (стихи 4−5).

Иов 33:6−7. В стихе 6 — продолжение мысли о равенстве Елиуя и Иова перед Богом, на этот раз — физическом: Я образован также из брения (из глины). Вместо Бога в первой фразе стих 6 следует читать как «перед Богом»; ясно, что Елиуй не мыслил себя в качестве «заместителя» Всевышнего, но хотел подчеркнуть, что он и Иов равны перед Богом. Отсюда следует, что Иову не надо испытывать страха и смущения перед ним, Елиуем (стих 7). Рука моя не будет тяжела для тебя (в значении «я не стану давить на тебя и «критикой» своей пригибать тебя к земле», как это, подразумевается, делали «трое» в черствости их и высокомерии).

Образ руки, которую Елиуй предлагает Иову, рассматривают и как образ его посредничества между ним и Богом. (В этом, возможно, смысле и употреблено в еврейском оригинале выражение, которое некоторыми переводчиками на другие языки передано как «вместо».) Если исходить из такого понимания текста, то одну свою руку Елиуй хотел бы возложить на Иова, а другую — «положить на небо». Однако, если первое ему было дано, то второе — нет. Поэтому-то все, что Елиуй говорил, хоть и было «шагом вперед» в направлении истины (по сравнению с речами «троих»), оставалось «речами человеческими», посредничеством человека, а в нем Иов не нуждался. его слова в 9:33 — «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас». И в 13:3 — «Но я к Вседержителю хотел бы говорить».

Обзор речей Елиуя:

Сетования Иова Ответы Елиуя
1. Бог молчит, не отвечает мне (13:22; 33:13) Первая речь: Бог говорит — порой в сновидениях и в болезни (глава 33)
2. Бог несправедлив; Он не дает мне облегчения в страданиях (19:6−7; 27:2; сравните 34:5−6) Вторая речь: Бог справедлив (глава 34)
3. Бог равнодушен (к добру и злу): иначе Он вознаградил бы меня, невиновного (10:7; сравните 35:3) Третья речь: Бог выше мира, но слышит и видит происходящее в нем (глава 35)

Много их, учителей, пользовавшихся мировой известностью, «человеческих посредников» — появлялось в истории. Среди самых известных были Будда и Магомет. Но и они и другие клали «свою руку» только на человека, и поэтому достичь действительного соединения человека с Богом не могли. По силам это оказалось лишь Тому, Кто приходил на землю как совершенный Богочеловек, как живое Слово Божие. Имя Ему — Господь Иисус Христос.

2) Елиуй подводит итоги обвинениям Иова против Бога.

Иов 33:8−11. По словам Елиуя, он вслушивался в звук каждого слова, произносимого Иовом: Ты говорил (их и) в уши мои, и я слышал… (стих 8). В дальнейшем Елиуй действительно то и дело ссылался на сказанное Иовом (Таблицу «Елиуй ссылается на слова Иова»), и это давало ему право на объективный анализ его позиции. Вкратце она сводилась к тому, что Иов объявлял себя невиновным и сетовал на несправедливое отношение к себе со стороны Бога, Который считает его Своим противником и уподобил закованному в колоду узнику (стихи 9−11).

3) Елиуй: человеку не следует «состязаться» с Богом (33:12−33).

Иов 33:12−13. Вот в этом (в том, что Бог считает тебя «противником» и несправедлив к тебе — стихи 10−11) ты неправ, восклицает Елиуй. Вседержитель не может враждовать с тобою прежде всего потому, что Он выше человека. Иов считает, что Бог «скрывается от него» (13:24), но и это неверно, поскольку Он никому из людей не дает отчета ни в каких делах Своих.

Зачем же Иову, который и сам догадывается об этом (9:12) и сознает все превосходящие власть и премудрость Бога, вступать в «состязание» с Ним? (стих 13) Если «Бог выше человека», то не следует ли из этого (подразумевает Елиуй), что Иов, как и всякий человек, обладающий ограниченным разумом, просто не может понять смысла и мотивов действий Творца! Люди, возможно, полагают, что они продиктованы Его враждебностью к ним, но на деле это не так.

Елиуй ссылается на слова Иова

Первая речь Елиуя:
33:9а «Чист я» (сравните 6:10; 9:21; 10:7; 12:14; 16:17; 31:6)
33:9б «Без порока» (сравните 13:23; 23:11)
33:9в «Невинен я, нет во мне неправды» (сравните 9:20−21; 10:7а; 27:8)
33:10а «А Он нашел обвинение против меня» (сравните с 10:6)
33:10б «Считает меня Своим противником» (13:24; 19:11)
33:11а «Поставил ноги мои в колоду» (сравните 13:27)
33:11б «Наблюдает за всеми путями моими» (сравните с 7:17−20; 10:14; 13:27)

Вторая речь Елиуя:
34:58 «Я прав» (сравните с 9:15, 20; 27:6)
34:56 «Но Бог лишил меня суда» (отказывает мне в правосудии (ст. 19:6−7; 27:2)
34:68 «Должен ли я лгать на правду мою?» (сравните 27:5−6)
34:66 «Я страдаю без вины» (смысл фразы); (сравните 10:7; гл 31)
34:8 «Нет пользы человеку в благоугождении Богу» (сравните 21:15)

Третья речь Елиуя:
35:2 «я правее Бога» (Елиуй подразумевает, что Иов считает себя «правее Бога», так как стоит за справедливость воздаяния, тогда как Бог карает невинных наряду с виновными; сравните 9:22−23)

Четвертая речь Елиуя:
36:23 «Ты (Бог) поступаешь несправедливо» (сравните 19:6−7)

Иов 33:14−18. Да, Бог не отчитывается в Своих мыслях и делах перед людьми, ибо они не могут понять их, и все-таки, утверждает Елиуй, Он говорит с ними и раз… и, если того не заметят… другой (стих 14). В частности, во сне, в ночном видении, или когда человек охвачен дремотой, Он открывает у человека ухо (образ ниспослания ему откровения) и, чтобы тот не забыл наставления свыше запечатлевает его (буквально — «налагает печать» на то, подразумевается, что «внедрил» в него во сне или через видение); стихи 15−16.

Цель таких откровений, продолжает Елиуй, предостеречь человека от опасного предприятия, греховного поступка или действий, продиктованных гордостью, — с тем, чтобы сохранить ему жизнь (стихи 17−18; пропасть в стихе 18 употреблена в значении «могилы»). (Заметим, что если в ветхозаветное время Бог довольно часто говорил к людям во сне, в видениях или через пророков (Евр 1:1), то в новозаветное время говорит к нам через Христа, Который есть живое Слово (Евр 1:2), и Библию — «богодухновенное Писание»; 2Тим 3:16.)

Иов 33:19−22. И к мучительным для человека «способам вразумления» прибегает Бог, замечает Елиуй. Он говорит к нему, поразив его болезнию… и жестокою болью, так что тот теряет аппетит, и остаются от него «кожа да кости»; и жизнь его готовы взять ангелы смерти (в таком звучании окончание стих 22 ближе к подлиннику).

Иов 33:23−24. Тут скорее Ангел — посредник (евр. мелиц). Если среди множества («тысячи» ангелов найдется «посредник» для сраженного болезнью грешника, который укажет ему на прямый (праведный) путь для него, т. е. на путь покаяния и веры как средство избавления от страдания, то и Бог умилосердится над ним и повелит сохранить человеку жизнь. Очевидно, «умилостивлением» (или «выкупом») для Бога послужат в этом случае пережитые грешником страдания и его раскаяние. (Заметим, что в отличие от Елифаза, не верившего в помощь (и посредничество) ангелов (5:1), Елиуй верил в него.)

Иов 33:25−28. В результате посредничества ангела грешнику будет возвращено здоровье, какое он имел в юности, а главное — праведность его. Он станет духовно сильным и будет постоянно подкреплять себя молитвой Богу и пользоваться милостью Его. (сравните сказанное здесь со схожими словами Елифаза в 22:26 и Вилдада — в 8:6, 21.) Другим людям он станет говорить, что за грехи свои он, хоть и был наказан, но еще недостаточно (я… превращал правду, и не воздано мне; стих 27; сравните 11:6), однако, Бог, в милости Своей, спас его от смерти, и, вот, он снова видит солнечный свет (стих 28).

Мысль Елиуя сводится здесь к тому, что тяжкое страдание может привести человека к еще более глубокой вере в Бога, сделать его Божиим свидетелем перед другими людьми.

Иов 33:29−30. Продолжение той же мысли. К подобным испытаниям, но для блага человека, а не из вражды к нему, Бог может прибегать неоднократно на протяжении его жизни (как и к откровениям — ради предостережения и наставления его), говорит Елиуй. Следовательно, неправ Иов, видящий в постигающих людей бедствиях лишь выражение гнева Божия.

Иов 33:31−33. Настроенный к Иову (в отличие от «троих») благожелательно и сочувственно, Елиуй, с одной стороны, хочет научить его мудрости (Внимай… слушай… я научу тебя; стих 31, 33), т. е. своему пониманию смысла бедствий и их «назначения», а, с другой стороны, хочет знать мнение Иова по поводу того, что он станет ему говорить (его оправдания; стих 32).

Итак, для Елиуя страдание, хотя оно и сопряжено с грехом (стих 27), выполняет скорее «защитную» чем карательную функцию. Елифаз, Софар и Вилдад утверждали, что Бог насылает на людей бедствия, чтобы покарать их; Елиуй же говорит, что Бог делает это с целью наставления и вразумления. Он подчеркивает, что страдание способствует «отвращению от греха» и таким образом спасает от смерти, которую грех за собою влечет. Однако в случае Иова — в той или иной степени — ошибались все четверо, ибо все они исходили из того, что страдания людей всегда сопряжены с их согрешениями.

В конце-концов Бог заговорил к Иову (главы 38−41), заговорил непосредственно, не через ангела. И Иов испытал радость еще более близкого и глубокого общения с Ним (42:5−6, 9), и Он дал ему насладиться долгой и полной жизнью (42:10, 12, 16).

2. ВТОРАЯ РЕЧЬ ЕЛИУЯ (глава 34)

Поскольку Иов хранил молчание (сравните 33:23), Елиуй продолжал говорить. В своей второй речи он отстаивает справедливость Вседержителя, возражая на утверждения Иова, будто он — несправедлив. Вначале Елиуй обращается ко всем слушающим его (стихи 2−15), а, начиная со стихом 16, — преимущественно к Иову, желая привлечь его особое внимание к своим словам.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.