Иов 34 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 И продолжал Елиуй:
2 «Послушай, мудрый человек, что я скажу, и обрати внимание, умнейший,
3 поскольку ухо разбирается в словах, как разбирается язык в еде.
4 Послушаем же доводы и сами решим, что верно, узнаем вместе то, что хорошо.
5 Вот говорит Иов: „Я невиновен, однако Бог ко мне несправедлив.
6 И хоть я прав, меня лжецом считают; за мною нет вины, но Его стрелы неисцелимую мне доставляют боль”.
7 Больше нет человека, подобного Иову, который томится жаждой наносить оскорбления Богу.
8 С людьми дурными водит дружбу он и знается со злыми?
9 Поскольку он сказал, что никакой нет пользы человеку, который хочет Богу угодить.
10 Способные понять, послушайте меня! Бог далёк от зла, Бог Всемогущий не сотворит греха.
11 Он человеку платит согласно его делам, даёт нам то, что заслужили.
12 Немыслимо, чтоб сотворил Господь неправое, чтоб был несправедливым Он.
13 Поставлен властвовать Господь не нами, ответственность за мир никто на Господа не возлагал.
14 Когда б Господь решил забрать Свой дух, Своё дыхание у жизни,
15 тогда погибли бы все люди на земле, и все опять бы в прах вернулись.
16 И если вы действительно мудры, то будете внимательны ко мне.
17 Властителем не может быть тот, кто не любит справедливость. Иов, Господь силён, неужели ты судить Его способен как неправого?
18 Господь говорит царям: „Вы ничего не стоите!” Господь говорит князьям: „Вы — зло!”
19 Господь не любит властелинов больше других людей, и не предпочитает богатых беднякам, поскольку каждый — творение Его.
20 Посреди ночи мгновенно умирают люди, приходит болезнь и уносит их. Даже те, кто властью наделён, и те умирают без причины.
21 Бог пристально следит за поступками людей, Он видит каждый совершаемый ими шаг.
22 Нет ни тени глубокой, ни тёмного места, где может скрыться приносящий зло.
23 И поэтому нет нужды для Бога назначать даты Своего суда, чтоб людям для правосудия предстать.
24 Властителей, зло приносящих, не спрашивая истребляет Бог и выбирает новых.
25 Поскольку Он следит за всеми их делами, Он низлагает их и в час ночной им уничтожение шлёт.
26 За беззакония карает их Господь, и прилюдно Он накажет их за то,
27 что следовать они Ему не захотели и волей Его пренебрегли.
28 Они — причина вопля бедных, когда взывают они о помощи Господней. И плач нуждающихся услышал Он.
29 Но, если Он молчит, кто Бога может осудить? Если лицо Своё Он прячет, кто Его увидеть сможет? Он всё равно остаётся властителем над людьми и народами.
30 Господь не позволит царствовать грешному или злому.
31 Допустим, скажет Богу человек: „Да, я виновен, но отныне не грешу”.
32 Научи меня, Боже, открой мне те грехи, которые без ведома своего я совершил, и если плохо поступил я, то больше этого не будет.
33 Иов, ты хочешь, чтоб Господь тебе награду дал, но ты раскаяться не хочешь. Принять решение ты должен, а не я! Скажи, Иов, что думаешь ты?
34 Мудрый, послушав меня, сказал бы:
35 „Иов глупость говорит, в словах его нет смысла”.
36 Я думаю, Иов достоин наказания намного большего, поскольку нам он отвечает так, как ответили бы злые.
37 Иов к грехам своим прибавляет непослушание, он сидит перед нами, нас оскорбляя, и насмехается над Богом».

Толкование Далласской семинарии

а. «Выслушайте, мудрые…» (34:1−4)

Иов 34:1−4. Собственно, уже в первой своей речи Елиуй, показав направленность страданий на благо человека, отверг самое предположение о том, что суд Божий может быть судом неправедным. Во второй речи он старается показать, что и всем мирозданием Бог управляет в согласии с правдой и справедливостью.

Елиуй призывает слушателей ко вниманию и рассудительности, чтобы вместе «распознать истину» (распознаем, что хорошо; стих 4) относительно взаимоотношений Бога и человека, и, в частности, на примере Иова.

б. Елиуй отвергает заявление Иова о Божием неправосудии (34:5−9)

Иов 34:5−9. Опять Елиуй приводит несколько высказываний Иова, точнее обобщает их смысл (Таблицу «Елиуй ссылайся на слова Иова»). Он, мол, говорит, что прав, но Бог не дает ему возможности доказать это, что, побуждая его признать свою вину, «друзья» заставляют его лгать на правду его, тогда как рана (болезнь) его остается «неисцелимой» по причине гнева Божиего, обрушившегося на него, человека без вины, неизвестно за что (стихи 5−6).

Хотя лишь сказанное Иовом в 21:15 можно расценить как близкое к мысли о бесполезности стремления угодить Богу, Елиуй приписывает ему такое высказывание в довольно категорической форме (стих 9). Возможно, право на это ему дает множество других высказываний Иова (к примеру, 9:22, 30−31; 21:7, 9; 35:2). В стихах 7−8 Елиуй обвиняет Иова на основании того вывода, который делает в стихе 9. Коль скоро Иов убежден в «неправосудии» Бога и в том, что нет смысла в «угождении» Ему, то не является ли он «членом сообщества» беззаконных и нечестивых? Он, находящий удовлетворение в обвинениях, которые выдвигает против Бога, не пьет ли глумление, как воду! (сравните со схожими выражениями Елифаза в 15:16).

в. Елиуй отстаивает справедливость Бога и Его беспристрастие (34:10−20)

Иов 34:10−15. Слова Елиуя в стихах 10−11 перекликаются со словами Вилдада в 8:3−4. Начиная со стихом 13, Елиуй обосновывает свое утверждение, обобщенно выраженное в стихе 12: Бог не делает неправды, и Вседержитель не извращает суда.

В русском тексте мысль подлинника в стихе 13 передана не совсем верно. Стих этот следует читать так: «Кто вверил Ему землю, и кто поставил вселенную на ее основании?» Ясно, что не существует кого-то выше Бога, кто «обязал» бы Его создать вселенную и в составе вселенной землю и управлять ими, подразумевает Елиуй. Это было актом свободной воли Творца.

Как же возможно, чтобы он был несправедлив к собственному творению? В стихе 14 Елиуй развивает мысль о добровольном, бескорыстном, движимым любовью управлением Бога миром. Если бы Он «отнял» у всего сущего сердце Свое, и у земли — дух — и дыхание Свои (правильнее именно так), которые дают ей жизнь (стих 14), то всякая плоть… погибла бы… и человек превратился бы в прах, из которого был сотворен (стих 15).

Иов 34:16−20. Елиуй просит особого внимания Иова. И продолжает свою мысль: Ненавидящий правду и попирающий справедливость разве мог бы владычествовать над вселенной? Разве не пришли бы в этом случае в расстройство установленные Богом законы, которыми вселенная управляется? Нет, Бог есть носитель высшей правды и человеку не дано обвинить Его (стих 17). Даже и земные правители в той или иной степени блюдут справедливость правосудие (стих 18), тем белее Бог, для Которого все люди — от бедняка до «князя» — равны, потому что все они дело рук Его (стих 19).

В стихе 20 Елиуй иллюстрирует беспристрастие Бога. Он не принимает сторону «власть имущих». И они умирают… внезапно; исчезают (гибнут) среди ночи, под ударами восставшего народа. Их гибель, однако, как и изгнание сильных, фактически совершается не человеческой силой, а по воле Божией.

г. «Ибо очи Его над путями человека» (34:21−30)

Иов 34:21−30. Возможно, здесь Елиуй отвечает на сетования Иова, что Бог медлит с совершением правосудия (24:1−21). Ничто не скрыто от Него, говорит Елиуй, и делающим беззаконие негде укрыться от Него.

Буквальный перевод с еврейского стиха 23 звучит так: «Он (Бог) не имеет нужды смотреть на человека еще и еще, чтобы привести его пред Свое судилище» он делает это в одночасье и приводит Свой приговор в исполнение (возможный намек на желание Иова предстать перед Богом для «справедливого суда»; (глава 23). В Своем всеведеньи, продолжает Елиуй, Бог и без исследования знает неблаговидные дела сильных, потому и сокрушает их и ставит других (лучших) на их места (стих 24). (Может быть, говоря о ненужности для Бога «долгих исследований», чтобы сокрушить сильных мира сего, Елиуй имел в виду и Иова.)

Бог разоблачает нечестивых и без промедления (ночью, т. е. в одну ночь) поражает их в назидание другим (стихи 25−26). Он поражает их за то, что сошли с путей Его и угнетают бедных (стихи 27−28). Человек не в силах нарушить того, что исходит от Бога, или добиться от Него того, что Ему неугодно.

Ни даруемой Им тишины не может он возмутить, ни увидеть лица Его, если Он его скрывает. Скрывает ли он его от одного человека (как Иов, требующий «немедленного суда») или от целого народа… (стих 29). Даже если Бог долго «не реагирует» (по мнению человека) на грех и зло, Он остается всесильным и «всеправедным» (34:17) Правителем мира (хочет сказать Елиуй), Который заботится о том, чтобы к соблазну народа, на погибель ему, «не царствовали лицемеры» (стих 30).

д. Елиуй осуждает Иова за мятежное настроение его и нежелание покаяться (34:31−37)

Иов 34:31−33. В стихах 31−32 Елиуй говорит о неуместности ропота перед лицом Бога, с необходимости для человека смириться перед Ним. Иову ли учить Бога, как поступать, и каких принципов держаться в управлении миром и в Его отношениях с человеком? Вторая часть стих 33 не одинаково звучит в русском и английском переводах.

Если принять правильность русского текста, то вот смысл этой части: если ты отвергаешь то, что от Бога, что мог бы ты предложить взамен? Слово за тобой — не за мной: говори, что знаешь. А вот как понята вторая часть стих 33 английскими переводчиками: «(за добро и зло) Он станет воздавать независимо от того, отвергаешь ты это или принимаешь. Знаешь ли ты что-то, что можешь возразить на это? Тогда говори…»

Иов 34:34−37. Елиуй тут же, однако, продолжает (не дождавшись ответных слов Иова), что, если бы он и произнес их, всякий разумный человек отказал бы им в смысле (стихи 34−35). в стихах 36−37 речь Елиуя приближается по резкости своей к речам «троих», в частности, Софара (11:5−6). Но это имеет свое объяснение. Елиуй исходит из понимания наказания как средства вразумления грешника.

В свете этого он желал бы, чтобы Иов, чьи «ответы» (речи, слова) ставят его в ряд «людей нечестивых», был испытан до конца (пока не покается). Иначе, рассуждает он, может произойти худшее: Иов еще более отступит от Бога. Насмешливыми хлопками в ладоши он станет прерывать их речи, чтобы самому наговорить против Бога новые дерзости.

3. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ ЕЛИУЯ (глава 35)

Опровергнув в предыдущей речи мысль Иова о неправосудии Божием, в этой Елиуй пытается развенчать другую его мысль — о бесполезности благочестия. Он подходит к этой проблеме с двух сторон: а) на Бога, управляющего вселенной, ни невиновность человека ни его греховность не оказывают никакого воздействия, и б) на сетования и плач Иова Бог не отвечает по причине гордыни патриарха.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.