Иов 4 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Тогда Елифаз из Фемана ответил:
2 «Я должен кое-что сказать. Расстроит ли тебя, если буду говорить?
3 Иов, ты многих выучил людей. В слабые руки ты силу вложил.
4 Слова твои тем людям помогли, которые упасть готовы были. Ты силу дал тем людям, которые уже не были способны стоять.
5 Теперь же беды и к тебе пришли, и ты пал духом. Ударили несчастья по тебе, и сокрушился ты!
6 Ты Богу поклоняешься и веруешь в Него. Воистину ты добрый человек, так пусть же это будет твоей надеждой.
7 Подумай вот о чём, Иов: невинный ни один поруган не был, и не бывает уничтожен добрый.
8 Я видел тех людей, которые преждевременно расстались с жизнью. Однако все они виновны были в злодеяниях своих.
9 Их убивает Божье наказание, и Божий гнев уничтожает их.
10 Как львы рычат и воют злые люди, но Бог их заставляет замолчать, лишая их зубов.
11 Да, эти злые люди львам подобны, которые найти не могут жертву. Они погибли, а дети их умерли голодной смертью.
12 Мне тайно весть была принесена, ушами слышал я лишь шёпот этой вести.
13 Как будто бы ночной кошмар сна меня лишил.
14 Я был испуган, и от дрожи тряслись все кости у меня.
15 Перед лицом моим дух прошёл, и встали дыбом волосы мои.
16 Тот дух спокойным оставался, но что это было, увидеть я не мог. Глазам моим явился облик, и всё молчало. Затем услышал я спокойный голос:
17 „Не может человек быть больше прав, чем Бог. Не может быть он чище, чем Творец.
18 Послушай, Бог не может даже на слуг небесных положиться и недостатки даже у Ангелов находит Он.
19 Конечно же, люди намного хуже! В непрочных глиняных домах они живут, построенных в пыли. Не составляет никакого труда разрушить их, сделать это так же просто, как раздавить простую моль.
20 Люди умирают от восхода и до заката, и никто не замечает их исчезновения. Конец приходит им, и навсегда они уходят.
21 Натянуты веревки их шатров, и умирают они, мудрости не зная”».

Толкование Далласской семинарии

1. ПЕРВАЯ РЕЧЬ ЕЛИФАЗА (главы 4−5)

а. Его упрек Иову (4:1−6)

Иов 4:1−2. Сознавая, что своими словами не облегчит, но усугубит страдания Иова, Елифаз, тем не менее, решается высказать их — ради торжества истины, как он понимает ее.

Иов 4:3−5. С похвалой отозвавшись о том, что, вот, он, Иов, наставлял… и… поддерживал… укреплял… многих ослабевших душевно и духовно, что он находил для таковых слова утешения и совета, Елифаз вслед за тем упрекает Иова: А теперь, когда несчастье пришло к тебе, ты изнемог… упал духом. Утешавший других себя утешить не может… Елифаз, видимо, не вполне сознавал, что тому, кто страдает, нелегко «наставить и поддержать» самого себя. Сделать это по отношению к Иову следовало бы тому же Елифазу!

Иов 4:6. В этих словах Елифаза можно усмотреть упрек, однако, не вполне искренний и даже произнесенный с известной иронией. Ведь надеждою и упованием для Иова были его богобоязненность… и непорочность. А теперь он говорит так, словно больше не боится Бога! (сравните 15:4). Упрек Елифаза мог сочетаться и с «напоминанием» Иову: коль скоро он всегда почитал Бога, пусть положится на Него и теперь.

Но в форму ироничного ли упрека или напоминания Елифаз облекает свою исходную мысль, противоположную утверждениям Иова (и это видно из стиха 7): лишь грешников постигают беды и несчастья, и раз они стали уделом Иова, он не может считать себя праведником, пострадавшим незаслуженно. Елифаз таким образом олицетворяет в книге дух традиционного благочестия, исходящего из закона воздаяния.

б. Рассуждения Елифаза относительно страданий (4:7−11)

Иов 4:7−9. В этих и последующих стихах он излагает свою «теорию страданий»: невинный не погибает, праведных не искореняют, но только те, кто сеяли зло, пожинают его (сравните Притч 22:8; Ос 8:7; 10:13). Уподобив «сеющих зло» земледельцам, Елифаз и об уничтожении «злых всходов» говорит, прибегая к той же метафоре: «дуновение Божие» и «дух гнева Его», от которых они погибают (стих 9), подобны знойному ветру пустыни, сжигающему урожай на корню (сравните Иер 4:11; Иез 17:10).

Однако теория Елифаза легко опровергается фактами: те, кто не делают зла, нередко страдают, а злые — живут припеваючи. В этом-то и состояла мысль Иова, которая проходит через всю книгу. Надо сказать, что, хотя в Ветхом Завете явно ставится ударение на зависимости участи людей от их поступков, есть в Библии и немало «опровержений» закона прямого воздаяния. (к примеру, Лк 13:4−5; Ин 9:1−3; 1Пет 2:19−20. От ред.)

Между тем, Елифаз, в подтверждение своей теории, апеллирует к жизненному опыту Иова (стих 7) и ссылается на собственные наблюдения (стих 8), но это не делает ее намного убедительней.

Иов 4:10−11. Здесь видят образ некогда сильной и многодетной семьи Иова: подобная семейству львов, она, тем не менее, погибла, сокрушена, рассеяна.

в. Елифаз рассказывает о своем видении (4:12−21)

Иов 4:12−16. Желая придать авторитетность своим богословским представлениям, Елифаз рассказывает о ночном видении, которое было послано ему. Внезапно, среди сумятицы мыслей, какая бывает, когда человек вдруг пробудится от тревожного сна (здесь передано как среди размышлений о ночных видениях) Елифаз будто бы услышал слово, произнесенное шепотом (по-русски передано как нечто; стих 16), от чего объял его ужас, и он содрогнулся до костей. Дух прошел над ним, продолжал Елифаз, и волосы у него стали… дыбом от страха. Затем дух остановился, но облик его был трудно различим (стих 16), однако, Елифаз ощутил тихое веяние (сравните 3Цар 19:12) и услышал голос…

Иов 4:17−21. Если ночное видение действительно посетило Елифаза, то в поставленном ему вопросе: человек праведен ли пред Богом? (такой перевод еврейского меэлоах некоторые богословы предпочитают фразе в сравнительной степени: человек праведнее ли Бога? Стих 17; сравните Чис 32:22) — уже содержится негативный ответ, подтверждаемый в стихе 18: если даже ангелы не вполне чисты и совершенны и имеют недостатки в глазах Бога, так что Он им не доверяет, то люди тем более.

Многообразно описывает Елифаз обреченность человека смерти (как следствие его греховности): тело его сотворено из праха земного, и жизнь его скоротечна, словно жизнь моли (стих 19), так что он умирает, не достигши мудрости (т. е. не научившись бояться Бога; сравните 28:28).

Повторим, что рассказ Елифаза о его ночном видении призван был подтвердить его теорию страдания как воздаяния за грех.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.