Иов 5 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 «Иов, ты, если хочешь, можешь звать, но нет здесь никого, кто б мог тебе ответить! Ни к одному из Ангелов тебе не повернуться!
2 Гнев глупого убьёт его, а зависть смертельна будет для простака.
3 Я видел глупого, который думал, что ему ничто не угрожает, но неожиданно он умер.
4 Никто помочь не может его детям, и не было в суде того, кто б мог их защитить.
5 Голодные съедали посаженный им урожай. Те люди собирали даже зёрна, растущие среди терновника. Всё взяли жадные, что было.
6 Плохие времена не из пыли рождены, и не восстают они из грязи.
7 Но человек родился для несчастий, и это так же верно, как искра вылетает из костра.
8 Но, если бы, Иов, я был тобой, я б повернулся к Богу и рассказал Ему обо всех своих несчастьях.
9 Прекрасных дел Господних люди понять не могут.
10 Конца не знают чудеса Господние. Он шлёт земле дожди и воду на поля.
11 Господь смиренных возвышает и делает печального счастливым.
12 Бог останавливает замыслы злоумных и не дает успеха им достичь.
13 Бог ловит мудрых в их ловушки, чтобы их планы сбыться не могли.
14 Такие умники и средь бела дня спотыкаются и чувствуют себя как человек, который ищет путь в потёмках.
15 Господь от смерти охраняет бедных, Господь спасает и от могущества злоумных хитрецов.
16 У бедных есть всегда надежда. Тех, кто Бога не боится, Он карает.
17 Счастлив человек, когда его Господь поправит. Не жалуйся, если Всемогущий наказал тебя.
18 Бог накладывает повязки на нанесённые Им раны. Он может кого-нибудь поранить, но Его же руки и лечат.
19 От многих бед Господь тебя спасёт, Он защитит тебя от всех несчастий.
20 Бог от смерти тебя спасёт, когда будет голод, Он не даст тебе умереть во время войны.
21 Люди с острыми языками могут плохое о тебе сказать, но Господь охранит тебя. И не страшись, если придёт беда.
22 Ты посмеёшься над разрухой и голодом, и звери хищные тебя не устрашат.
23 Даже с камнями в поле ты найдёшь примирение, и дикие звери будут в мире с тобой.
24 Ты будешь жить в мире, поскольку в безопасности твой шатёр, и, сосчитав всё своё добро, увидишь, что ничего не пропало.
25 У тебя будет много детей, так же много, как на земле травинок.
26 Ты будешь подобен пшенице, что дождалась сбора урожая. Так и ты доживёшь до старости.
27 Иов, мы научились этому и знаем твёрдо, что правда это всё. Поэтому ты слушай нас, Иов, и сам всему учись».

Толкование Далласской семинарии

г. Совет Елифаза Иову (5:1−16)

Иов 5:1−7. Продолжая свою речь, Елифаз отметает целесообразность обращения к ангелам («святым»): они не помогут Иову, ибо и сами не совершенны (4:18); как же поручиться им перед Богом за безгрешность человека, низшего, по сравнению с ними, создания! Итак, нет у Иова защитников ни среди людей ни среди небожителей.

Сетования Иова (глава 3) Елифаз расценивает как гневливость и раздражительность… глупца.

Начиная со стихом 3, Елифаз, снова ссылаясь на свой жизненный опыт, говорит о том, как гибнут «глупцы»: конечную судьбу их («проклятие дома их») можно предсказать заранее, когда они только «укореняются», т. е. в начальной поре их процветания (сравните 4:9, 19).

Прозрачно и, значит, безжалостно намекая на бедствия, постигшие Иова, Елифаз говорит о гибели детей «глупца» (стих 4), его урожая (который расхищен будет и через терновую ограду, стих 5), о разграблении всего его имущества (стих 5). Из сказанного Елифаз делает вывод, что не из земли вырастает беда, которая приходит к человеку, но в нем самом обитает она, ибо такова его природа. Человек рождается на страдание. Ибо он совершает преступления, за которые следует возмездие, и это так же закономерно, как то, что искры устремляются вверх.

Иов 5:8−16. Но если человек (а, значит, и Иов) грешен от природы, То почему бы ему не признаться в этом и не обратиться к Богу, Который благостен и всемогущ (стихи 9−10) и сострадает униженным (стих 11), гордых же, которые противятся Ему, напротив, наказывает (стихи 12−14). В стихе 15 подразумевается, что Бог спасает бедного от клеветы (от меча, исходящего из уст) и от руки сильного. Хотя в принципе совет Елифаза, обращенный к Иову, нельзя назвать неверным, он, исходя из того, что бедствия постигли Иова как кара за грехи его, ошибался.

д. Елифаз напоминает о благословениях Божиих (5:17−27)

Иов 5:17−27. В стихе 17 Елифаз снова выражает главную свою мысль: через наказание Бог… вразумляет человека, и поэтому наказанию надо радоваться, а не отвергать его. Целью же вразумления как раз и является привести человека к осознанию его греха, к смирению перед Богом. После чего последуют «возвышение и спасение» смирившегося. Елифаз подробно перечисляет и описывает благодеяния Божии: нанося раны. Он… Сам и обвязывает их, поражает, но и врачует.

Если Иов примет совет Елифаза, то сколько бы бед ни постигло его («шесть и семь»), Бог спасет его от них. В стихе 19 за числом «шесть» следует другое — то, что на порядок выше его, — это характерный для Библии литературный прием, выражающий идею полноты; сравните Притч 30:15, 18, 21, 29; Ам 1:3, 6, 9, 11, 13; 2:1, 4, 6.

Из возможных бед Елифаз упоминает смерть от голода, гибель на войне, страдания от клеветы и опустошения (связанного, возможно, с вражеским нашествием; стих 21). Дикие звери не будут опасны смиренному (а, значит, и Иову, если смирится), и даже камни будут в союзе с ним (т. е. не повредят урожаю его полей); стихи 22−23. Дом твой будет в безопасности, говорит Елифаз, и, осматривая его, ты не найдешь недостатки в нем (именно так следует читать окончание стих 24). У тебя будет многочисленное потомство, и ты умрешь, достигнув зрелости (сравните 42:17). Во всем этом и состоит мудрость, которой они владеют, и Иову необходимо задуматься над этим; таков итог сказанному им, который Елифаз подводит в стихе 27.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.