Псалмы 101 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Молитва страдающего человека, когда он слаб и изливает свои жалобы Господу.
2 Господь, услышь мою молитву! Мой плач о помощи пусть до Тебя дойдёт.
3 Не отверни Своё лицо, когда со мной случается несчастье. Услышь меня, ответь скорей, когда Тебя зову.
4 Жизнь моя тает словно дым иль догорающий костёр.
5 Мои силы покинули меня, иссохло моё сердце как трава, и о еде я даже позабыл.
6 Я похудел от грусти и печали, лишь кожа и кости остались от меня.
7 Я как сова в пустыне одинок, как филин, на развалинах живущий.
8 Лежу в бессоннице, похож на птицу одинокую на крыше.
9 Враги меня позорят каждый день. Они смеются надо мной и проклинают.
10 Скорбь — моя пища, солоно моё питьё от слёз.
11 Всё потому, что на меня разгневался Господь. Вознёс вначале и отбросил прочь.
12 Жизнь моя тает как тени уходящего дня. Иссохло моё сердце как трава.
13 Но Ты, Господь, всегда на троне, Ты царствуешь из рода в род.
14 Когда Ты поднимешься, то принесёшь успокоение Сиону и милосердием его Ты одаришь.
15 Слуги Твои его камнями дорожат, и даже пыль его для них забот достойна.
16 Имя Всевышнего все почитают, земные цари Тебе честь воздадут. Народы имени Господнего убоятся, честь воздадут Тебе цари земные.
17 Господь отстроит заново Сион, и все увидят Его славу.
18 Молитвам обездоленных Он внемлет и глух не будет к их мольбам.
19 Да будет это всё записано для новых поколений, чтобы восхвалили Господа они.
20 Со Своего святилища Господь посмотрит вниз, с небес Он землю всю осмотрит,
21 чтобы услышать стоны заключённых и освободить приговорённых к смерти.
22 Тогда люди на Сионе о Господе станут говорить, в Иерусалиме Его имя будут восхвалять.
23 И соберутся все народы вместе, на поклонение все к Нему придут.
24 Кончились мои силы, жизнь моя укоротилась.
25 Тогда сказал я:
«Не дай мне умереть, пока ещё я молод. Господь, Ты вечен. Во веки вечные Ты будешь жить.
26 Ты создал мир. И небо — рук Твоих творение.
27 Они уйдут в небытие, но Ты жить вечно будешь. Они износятся как старые одежды, и как одежды они будут заменены Тобой.
28 Но Ты, Всевышний, неизменен, Ты будешь вечно жить.
29 Мы — сегодня Твои слуги! Здесь наши дети будут жить, и даже их потомки придут сюда и будут прославлять Тебя».

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 101

Необычная надпись, соответствующая первому стиху этого псалма, говорит о нем как о псалме-размышлении в тягостных обстоятельствах, как о псалме личной печали (каковым он в большей своей части и является). Мысли, содержащиеся в нем, перекликаются с таковыми в Пс 21, 68, 78. Известное сходство наблюдается также между этим псалмом и некоторыми размышлениями и высказываниями в Ис 40−66.

А. Скоро услышь меня. Ибо сердце мое поражено (101:2−12)

Пс 101:2−12. Страждущий, который обращается к Господу, испытывает крайнюю нужду в скором ответе Его, ибо скорбь его, уныние и печаль достигли предела. Услышь… скоро услышь меня! — молит он. На языке образов аллегорий описывает он свою бедственную ситуацию. Быстро бегущие дни свои, которые проводит в страдании, псалмопевец уподобляет дыму, бесследно тающему в воздухе; горечь мыслей, преследующих его, так глубоко проникает в него, что и кости его словно обожжены ею и уподобились головне.

Сердце его поражено, и иссохло, как трава (часто встречающийся в Библии образ бедствия, гибели: сравните стих 12; Пс 36:2; 102:15−16; Ис 40:6−8). Страждущий лишился аппетита (стих 5), и от этого, как и от постоянных стенаний своих, настолько исчах, что остались от него «кожа да кости» (стих 6). В стихах 7−8 — образы его одиночества.

Он знает, что враги клянут (стих 9) именем его тех, кому хотят несчастья (т. е. желают им таких же несчастий, какие обрушились на псалмопевца). В стихе 10 можно видеть сугубо образное выражение, но фраза Я ем пепел, как хлеб, может подразумевать и то, что в знак печали псалмопевец постоянно посыпает пеплом голову. Причину своих страданий он видит в гневе Господа, у Которого когда-то он знал блаженные дни (Ты вознес меня), но теперь он низринут Им в пучину бедствия. Я иссох, как трава, повторяет он (стих 12 сравните со стихом 5). Жизнь его ненадежна и неустойчива, как уклоняющаяся тень.

В. Господь умилосердится над Сионом (101:13−23)

Пс 101:13−14. Внезапный «поворот темы» — от эфемерности существования псалмопевца к вечности Божиего бытия. Очевидно, причина страданий автора связана была со страданиями всего Сиона (Иерусалима), и сам псалом написан был в связи с каким-то бедствием, постигшим город. Но вот в псалме возникает мажорная нота, ибо поющий его выражает уверенность в том, что Господь умилосердится над Сионом, ибо… пришло время… помиловать его.

Пс 101:15−18. Он напоминает Господу о безмерной любви к Иерусалиму его жителей, которым дороги не только камни его, но и пыль («прах»), покрывающая его улицы. И проникается все большей верой в то, что Господь откликнется на молитву беспомощных и вновь созиждет Иерусалим; он уже не сомневается в возвращении в город главы Господней, которой убоятся… все цари земные.

Пс 101:19−23. И о том, что произойдет, узнают потомки; ибо об этом напишется, и они тоже вознесут хвалу Господу, Который внимательно всматривается с небес в то, что происходит на земле (стих 20). Он слышит стон узников и посылает освобождение обреченным на смерть (оконч. Стих 21). По этой причине с благодарностью возвестят на Сионе имя Господне и хвалу Ему в Иерусалиме в тот день, когда соберутся народы вместе и для служения Господу (стих 23), провидит псалмопевец.

В. Лета Твои не кончатся (101:24−29)

Пс 101:24−29. И опять неожиданный «поворот темы»: снова сетует псалмопевец на изнурившее его страдание, попущенное Господом, которое сократило дни его (стих 24). Он просит не восхищать души его теперь, когда он прожил лишь половину дней своих. Жизнь Самого Господа бесконечна (Твои лета в роды родов: стих 25), так пусть же Он в милости Своей хоть несколько продлит и его жизнь, подразумевает псалмопевец.

В стихах 26−28 — краткий, но торжественный гимн величию и неизменности в вечности Бога-Творца, которые подчеркиваются бренностью и «изменяемостью» творения (сравните 2Пет 3:10; Откр 21:1).

«Гимн» этот цитируется автором послания к Евреям (Евр 1:10−12). Псалмопевец обращается в стихе 26−28 к вечному Господу, с Которым новозаветный писатель отождествляет Иисуса Христа как того Бога, Который создал этот мир и «содержит» его силой Своей.

В стихе 29 автор псалма выражает надежду на осуществление идеального предназначения еврейского народа, на то, что он будет жить в согласии с Господними заповедями и из рода в род утверждаться пред лицем Господа. Народ этот, однако, «уклонился» от путей, указанных ему, и на «сегодняшний день» предназначение это осуществляется христианами.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.