Псалмы 102 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Душа моя, Господа восхваляй, каждая частица тела моего, славь Его святое имя.
2 Душа моя, Господа восхваляй и не забывай Его доброту.
3 Он грехи прощает наши, все болезни наши лечит.
4 Жизни наши от могилы бережёт, любовь и сострадание нам даёт.
5 Он желания наши исполняет, добротой одаривает нас. Возвращает Он нашу молодость, и обновляемся мы подобно орлу, обновляющему свои перья.
6 Господь беспристрастен, угнетённым Он справедливость несёт.
7 Бог законам Своим научил Моисея, Он Израилю великие дела Свои показал.
8 Милосерден и милостив Господь, терпелив и полон любви.
9 Он не всегда осуждает и на людей не гневается вечно.
10 Он не обходится с нами, как мы того заслужили, не воздаёт нам за наши грехи.
11 Его любовь к Своим ученикам столь же высока, сколь небо над землёй.
12 Наши грехи забрал от нас так далеко, как отдалён восток от запада.
13 Бог милостив к Своим ученикам, как милостивы отцы к своим детям.
14 Он знает всё о нас, ведь нас Он сотворил из праха.
15 Господь знает, что наши жизни коротки, они подобны траве. Он знает, что мы будто полевой цветок, который быстро растёт,
16 а когда подует горячий ветер, он умирает, и ничто не укажет нам на то место, где он рос.
17 Но будет вечной Его любовь к тем, кто идёт за Ним, любовь Его будет незыблемой ко всем грядущим поколениям.
18 Он добр к тем, кто следует Его заветам и помнит повеления Его.
19 На Небе Его трон стоит, и Он с вершин повелевает всем.
20 Ангелы, слову Его послушные, Господа восхваляйте.
21 Войска Небесные, Бога восхваляйте! Вы — слуги Его, так исполняйте Его волю.
22 Он создал всё, Он правит всем на свете. Так восхваляй же Господа, душа моя!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 102

Это искренний, проникновенный гимн Божией любовной заботе о человеке, трогательной снисходительности Творца к нему, тленному Своему творению. Автором псалма, как следует из надписи, был царь Давид.

А. Благослови, душа моя, Господа (102:1−5)

Пс 102:1−5. Всем существом своим хочет славить царь Господа, не забывая многочисленных и явных благодеяний Его. К числу этих благодеяний он относит и прощение Богом многих недостойных поступков своих («беззаконий»), и исцеление от болезней; под «недугами» во 2-ой фразе стиха 3 могут, кстати, пониматься и недуги духовные. Давид «напоминает» своей «душе», т. е. самому себе, что и от прямой угрозы погибели не раз избавлял его Господь, и неоднократно являл ему милость Свою и щедроты (стих 4).

В первой части стих 5 та, очевидно, мысль, что всякое желание человека, направленное на благо, Господь исполняет. Во второй части этого стиха подразумевается древнее поверье, бытовавшее на Востоке, что организм орла полностью обновляется каждые десять лет; псалмопевец говорит, таким образом, о том, что Господь, поддерживая в человеке бодрость тела и души, как бы хранит его в состоянии непреходящей юности (сравните со схожими мыслью и образом в Ис 40:31).

Б. Давид о снисходительности и сострадании Господа к людям (102:6−18)

Обращаясь к явлению Бога в истории Израиля, Давид размышляет о верности Его слабым и грешным людям, с которыми Он связал Себя узами завета.

Пс 102:6−9. Господь вступается за всех обиженных: праведный суд Его в конечном счете совершается в их пользу (стих 6). В стихе 7 Давид говорит о решающем факте израильской истории; о даровании Божиего закона Моисею. И там же — о явлении Господом чудных дел Своих перед сынами Израилевыми и для их блага. Псалмопевец напоминает (стих 8) самому себе и своим слушателям о том, что Господь — щедр… долготерпелив и многомилостив. В таких словах, обращаясь к евреям на Синае, дает им откровение о Себе Сам Бог (Исх 34:6).

От Его же имени об этих Его свидетельствах говорил народу пророк Иоиль (Иоиль 2:13); сравните Неем 9:17; Пс 85:15; 144:8; Иона 4:2. В стихе 9 та мысль, что гнев Бога — и по силе своей и по продолжительности — далеко «уступает» тому, что в действительности заслуживают люди, упорствующие в грехах своих, заблуждениях и непослушании.

Пс 102:10−13. Здесь предыдущая мысль развивается на языке аллегорий. В стихе 12 подразумевается, в частности, то, что как далек восток от запада, так далеко «не соответствуют» наказания Божии греховности человеческих дел и поступков. Воистину, делает из этого вывод псалмопевец, Господь… милует… боящихся Его… как отец милует сынов (стих 13).

Пс 102:14−18. Несмотря на хрупкость человека и скоропреходящность его жизни, в глазах Господа ценны хранящие завет Его и исполняющие заповеди Его. Они и потомки их ощущают на себе праведность («правду», стих 18) Господа, находятся под защитой Его. В стихах 14−16 — образы упомянутой человеческой хрупкости, незащищенности, о которых Господь, сотворивший людей и сострадающий им, знает лучше всех. Он знает… что мы — персть, т. е. прах: из праха сотворены и в прах уходим.

Знает, что и следа не остается от человека на месте, где он когда-то жил: …и место его уже не узнает его (стихи 14, 16). Противопоставляя бренность человеческого существования вечному бытию Божию, Давид обосновывает нужду людей в Боге: не друг на друга, а только на Господа следует полагаться им, ибо милость… Господня от века и до века к боящимся Его (стих 17).

В. Славословие Господу (102:19−22)

Пс 102:19−22. Господь царствует над всем Своим (стих 19). Да благословляет оно (все дела Его; стих 22), как и все силы небесные (Ангелы и все воинства, служители его; возможно, имеются в виду различные иерархии «небесных служителей») своего Творца. Проникновенным, из сердца идущим славословием, с которого начал этот псалом, Давид и завершает его: Благослови, душа моя, Господа!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.