«Я дам вам землю хананеев. Она будет частью вашего наследства».
«Не причиняйте зла народу, избранному Мною. Не причиняйте зла Моим пророкам».
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 104
Прослеживая отдельные аспекты истории Израиля (от Авраама до начала скитаний евреев в пустыне), характер которых определяло Божие вмешательство, ибо это Он чудесным образом вел Свой народ — во исполнение обетований, которые дал ему по завету, — псалмопевец славит величие любви Господа к «помазанным» (стих 15) Его.
А. Хвала величию Господню (104:1−6)
Пс 104:1−6. Призыв к славословию Господа и к возвещению в народах чудесных Его свершений («дел Его»). «Хвалиться именем Его святым» (стих 3) — то же, что возвещать о свойствах Божией личности, открытых людям. Ищущие приблизиться к Господу да радуются («веселятся») в сознании, что Он — истинно Всемогущий Бог (стих 3). Постоянно вспоминая все, что Он сотворил для Израиля, народ этот должен во всем полагаться только на Него: искать Господа и силы Его и лица Его всегда (стихи 4−5). Следует обращение к сынам Иакова, которых Господь избрал (стих 6).
Б. Хвала верности Его (104:7−41)
Пс 104:7−15. Господь, чьи суды совершаются (в значении: чьи решения и справедливые воздаяния за добро и зло осуществляются) по всей земле, есть Бог наш, Который вечно помнит завет Свой с нами, — напоминает псалмопевец Израилю; не обязывает ли это нас тем более хранить верность Ему? — подразумевает он (стих 5 сопоставьте со стихом 8, 42). Факты, на которые автор ссылается в стихах 8−11, запечатлены в ветхозаветной истории (Быт 12:1−3; 15:18−21; 22:15−18; 28:13−15; 32:12).
Когда он говорит о начале образования Израиля как великого народа, находившегося под особым покровительством Господа и защитой Его (стихи 12−15), то, возможно, имеет в виду переход Авраама из Ура Халдейского в Харан (Быт 11:31), Ханаан (Быт 12:4−5), Египет (Быт 12:10−20), а затем — на юг (т. е. в пустыню Негев); Быт 20:1. «Помазанные Мои» в стихе 15 тождественно по смыслу «богоизбраным» и относится ко всему еврейскому народу.
Пс 104:16−41. Продолжается перечисление фактов из еврейской истории в той последовательности, как они запечатлены в книгах Бытия и Исхода: о появлении евреев в Египте, возвышении Иосифа фараоном, о долговременном пребывании Израиля в Египте, где весьма размножил Бог народ Свой (стихи 16−24; сравните Быт 37; 39−41; Исх 1:6−14). «Землей Хамовой» в стихе 23 Египет назван потому, что основателем его считался один из сыновей Хама.
В стихах 25−36 следует рассказ о том, как евреев возненавидели в Египте, и как Господь — через рабов своих Моисея и Аарона — совершил чудеса… в земле Хамовой, т. е. подверг египтян десяти казням (сравните Исх 7−11; Пс 77:43−51); скнипы в стихе 31 — то же, что «мошка», «гнус».
В стихах 37−41 говорится об исходе евреев из Египта и о том, как Господь питал и поил их в пустыне.
В. Хвала Господу за избавление Его (104:42−45)
Пс 104:42−45. Псалмопевец говорит о том, что Господь — по слову, которое дал Аврааму… вывел народ Свой из рабства, и дал ему в наследие землю обетованную, поставив благополучие или неблагополучие его в будущем в зависимость от того, будет ли он следовать уставам и законам Его. Объяснение завершающего псалом восклицания Аллилуия! в комментариях на Пс 103:35.