Псалмы 105 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Прославляйте Господа! Благодарите Господа за доброту Его; любовь Его беспредельна.
2 Неописуема великая любовь Господняя, безграничны должны быть наши похвалы Ему.
3 Блажен, кто соблюдает справедливость, кто праведен в любые времена.
4 Так вспомни, Господи, меня, когда покажешь людям доброту Свою, когда спасать их будешь, и ко мне приди на помощь.
5 Господь, позволь мне разделить с Твоим народом всё то хорошее, что делаешь Ты для него. Позволь мне быть счастливым с ним, вместе с Твоим народом восхвалять Тебя.
6 Грешили мы не менее отцов, творили беззаконие и несправедливость.
7 Когда отцы наши в Египте были, Твоих чудес не поняли они. Не помня доброты Твоей, восстали у моря Красного против Тебя.
8 Но Бог их спас ради Своего имени. Господь их спас, чтоб Свою силу показать.
9 Он повелел, и расступилось море, и Он провел как по суше их.
10 Господь спас их, избавив от врагов.
11 Покрыли воды их, и ни один не спасся.
12 Тогда Господу поверили отцы и в своих песнях восхвалили Его имя.
13 Но вскоре позабыли, что Он сделал, советами Его пренебрегли.
14 Но изголодались они в необитаемой пустыне и Господа решили испытать.
15 И Он исполнил всё, о чём они просили, но также и болезни страшные наслал.
16 И позавидовали они тогда Моисею, а также святому священнику Господа Аарону.
17 Земля разверзлась, поглотив Дафана и Авирона со всеми их людьми.
18 Вдруг пламя вспыхнуло, и нечестивцы все сгорели.
19 Они тельца возле Хорива сотворили и идолу золотому поклонились.
20 Израильтяне Господа святого променяли на изображение быка, жующего траву.
21 Они забыли спасшего их Бога, Который чудеса творил в Египте
22 и дива сотворил в земле у Хама, а также у Красного моря совершил великие дела.
23 Господь хотел истребить народ, но Моисей, Его избранник, встав пред Ним, умолял Господа не уничтожать людей, и Бог оставил их в живых.
24 И в землю благостную, Ханаан, идти они не пожелали, Господним не веря обещаниям, что Бог поможет им победить врага.
25 В шатрах своих они недовольство выражали и к Богу отказались в подчинение прийти.
26 Тогда Он поднял руку и поклялся, что погибнуть их в пустыне Он заставит,
27 а их потомков победят народы и разбросают их по всей земле.
28 Тогда в Ваал-Фегоре они Ваалу поклонялись и ели жертвы, чтобы почтить умерших.
29 И Бог от этого разгневался на них, и разразилась среди них чума.
30 Но Финеес молился Богу, и Господь смертельные болезни прекратил.
31 Он праведными считал поступки Финееса, и поэтому люди запомнят его имя навсегда.
32 У вод Меривы люди вызвали гнев Божий и на Моисея беды навлекли.
33 И огорчили люди Моисея, и согрешил устами он своими.
34 Они не уничтожили народы Ханаана, как им велел Господь,
35 а стали жить средь них, обычаи усвоив их.
36 Поклонялись идолам они, что стало их ловушкой.
37 И жертвовали демонам и сыновей, и дочерей своих.
38 Невинную кровь проливали, кровь сыновей и дочерей, которых жертвовали идолам, и осквернили землю кровью той.
39 Делами недостойными своими запачкали себя и осквернили.
40 И потому на них разгневался Господь, отвергнув Своих избранных людей.
41 Господь их передал другим народам, и стали ими управлять враги.
42 От угнетения врагов их жизнь невыносимой стала.
43 Господь их много раз спасал, но от Бога отвернувшись, они погрязли в собственном грехе.
44 Но зов их слышал Он, когда они в несчастье были,
45 и Он смягчился от Своей любви, и вспомнил соглашение, данное им.
46 И тем народам, что пленили их, внушил Он сострадание.
47 Спаси нас, Господи, Бог наш, собери нас и спаси от чужих народов. Тогда мы сможем прославлять Твоё святое имя, с радостью Тебя мы будем восхвалять.
48 Во веки веков благословен Господь, Бог Израиля! Так пусть же прославляется Он вечно! Пусть весь народ скажет дружно:
«Аминь!» Слава Господу!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 105

Изложение истории еврейского народа (в основных чертах) доведено в предыдущем псалме до исхода из Египта; здесь оно продолжается по тому же принципу: автор псалма переходит от одного из наиболее значимых фактов, оставивших в истории след, к другому. И на примере их показывает, что на верность Бога Израилю народ этот, на протяжении своей истории, сплошь и рядом отвечал неверностью и неблагодарностью.

В Пс 105, который может быть назван псалмом исповедания, прослеживаются некоторые из актов неповиновения израильтян Богу и следовавшие за этим наказания. Псалмопевец возносит далее молитву об избавлении его народа из плена (очевидно, вавилонского; стих 47). Схожее «исповедание» находим в Неем 9. Черты сходства имеет Пс 105 с Ис 63 и Иез 20.

А. Молитва о даровании благоденствия (105:1−5)

Пс 105:1−5. Риторический вопрос в стихе 2 подразумевает, что никому не под силу описать могущество Господа во всей его полноте, как и вознести Ему достойную Его… хвалу за все чудесные дела, которые Он совершил для Израиля. Счастливы те, кто блюдут справедливость («хранят суд») и поступают по правде во всякое время! — восклицает псалмопевец в стихе 3. Милости Господней к себе и спасения для себя (стих 4) он хочет как для одного из представляющих еврейский народ, благоволения к которому молит у Бога (подразумевая, по-видимому, освобождение из плена; сравните стих 47). Мысль об этом развивается в стихе 5.

Б. Исповедание в грехах народа (105:6−46)

Пс 105:6. Признание в согрешениях «отцов» служит введением к последующему экскурсу в историю.

Пс 105:7−12. Здесь ссылка на события, происшедшие при пересечении евреями Чермного моря. Отцы… не уразумели чудес Твоих (стих 7) надо понимать в том значении, что всего явленного им Господом прежде они не оценили, как должно, не поняли до конца всего его значения. Поддавшись панике при виде приближающегося фараонова войска (Исх 14:11−12), они «расписались» в своем маловерии. Подробно о сказанном в стихах 8−12 читаем в Исх 14:26 — 15:21.

Пс 105:13−33. С грустью констатирует псалмопевец, что отцы, скорые в маловерии своем как на панику при первой опасности, так и на радость при недвусмысленном явлении помощи свыше, скоро забыли о ней: По мере продвижения к обетованной им земле они все чаще являли нетерпение (не дождались Его изволения; стих 13), заботились лишь о насыщении плоти (Увлеклись похотением) и тем искушали Бога (стих 14; Чис 11:4), и тогда Он, исполнив их «похотение», наказал их губительною болезнью («язвою»; стих 15). О ропоте против Моисея и Аарона (стихи 16−18) читаем в Чис 16; 26:8−9.

Хорив — древнее название горы Синай (стих 19; Втор 5:2; Мал 4:4). В стихах 19−25 речь идет о том, как в стане евреев, пока Моисей находился на горе Синай, отлили золотого тельца, чтобы, вместо Бога, поклониться истукану. В образе вола, ядущего траву (стих 20), или тельца, поклонялись своему богу Апису египтяне, и с культом этим еврейские рабы были хорошо знакомы. Придя в ярость от столь явного отступления их от Него, Иегова хотел истребить их, и спасло евреев заступничество Моисея (Исх 32).

В стихах 24−27 подразумевается факт, описанный в Чис 14:26−35. Евреи презрели… землю желанную, не верили слову Его. Это сказалось в том, что они более поверили «впечатлениям» своих «соглядатаев», посланных на разведку в Ханаан (Чис 13; Чис 14:1−4) чем Господу. В стихах 28−31 имеется в виду согрешение израильских воинов с язычницами-моавитянками (Чис 25). И ели жертвы бездушным означает, что и евреи стали поклоняться «бездушным идолам» и есть идоложертвенное мясо.

Ревность по Боге у Финееса, произведшего суд над провинившимися, была вменена ему в праведность; долгое время после этого люди из рода Елеазара, к которому принадлежал Финеес, были первосвященниками в Израиле (в чем евреи видели награду за праведность Финееса).

Не выдержав ропота соплеменников, вверенных ему Богом, Моисей… погрешил устами… у вод Меривы и был за это наказан (потерпел за них) тем, что лишен был права войти в землю Ханаанскую (стихи 32−33; Исх 17:2−7; Чис 20:2−13; о «согрешении Моисея устами» и о реакции Бога на это в стихе 11−12).

Пс 105:34−46. Псалмопевец напоминает затем еврейскому народу, как за свое упорство, непослушание и постоянные отпадения от Бога Он попустил им. вместо того, чтобы «истребить народы», о которых Он сказал им (Втор 7:1−2), смешаться с ними и научиться скверным делам их. Евреи стали служить истуканам их, которые были для них сетью (стих 36; Втор 7:5, 16, 25−26 и сравните Суд 2:11−12. Стихи 37−38 сравните с Втор 32:17). О справедливом гневе Бога на «блудодействовавших» израильтян (стихи 39−41) также в Суд 2:14, 20. И стали язычники обладать ими, так как Сам Бог предал их в руки их (стих 41); полагают, что в этой фразе более всего имеется в виду переселение Иуды в Вавилон.

Неоднократно, однако, Бог избавлял избранных Своих и снова наказывал за неослабевавшее их упорство и продолжавшееся беззаконие (стих 43). И опять, видя скорбь их и слыша вопль их, приходил к ним на помощь, возбуждая к ним сострадание со стороны тех, которые увели их в плен (стихи 44, 46). В свете этого и следует понимать «раскаивался» в стихе 45 — как «снисходил», «сострадал», ибо Господь не действует ошибочно, чтобы затем «раскаиваться» в обычном понимании этого слова.

В. Молитва об избавлении (105:47−48)

Пс 105:47−48. Собери нас от народов в стихе 47 говорит о рассеянии Израиля в то время, когда Пс 105 был написан.

Славословием в стихе 48 завершается 4-ая книга Псалтири. Стих этот схож со стихом 13 в Пс 41 — славословием, завершающим 1-ую книгу. Относительно Аллилуия в толковании на Пс 103:35.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.