Псалмы 108 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь, Кого я восхваляю, услышь мою молитву, не молчи!
2 Все злобные осыпают меня ложью.
3 Словами ненависти опутали и нападают без причины.
4 В ответ на всю мою любовь они меня же обвиняют, поэтому, Господи, взываю я к Тебе.
5 За всё моё добро злом заплатили, за мою дружбу — ненависть в ответ.
6 Они сказали:
«Пусть наизлейший будет защищать его в суде, пускай стоящий рядом будет обвинителем его.
7 Пусть на суде он будет признан виноватым, и пусть даже его молитвы обернутся против него.
8 Да будут сочтены дни его, другой пускай придёт на его место.
9 Пускай осиротеют его дети, жена его вдовой пусть станет.
10 Пусть его дети обнищают и покинут свой дом родной, превращённый в руины.
11 Да заберут кредиторы всё, что он имел, пусть посторонние растащат все плоды его труда.
12 Да не найдётся никого, кто был бы добр к нему, и пусть никто его сирот не пожалеет.
13 Да будут уничтожены его потомки, да сотрётся его имя из памяти грядущих поколений.
14 Пусть помнит Господь отца и матери его грехи и никогда их не простит.
15 Да будут их грехи всегда пред Богом, чтобы с лица земли Он память стёр о них за то,
16 что он не совершал добра. Любовь неведома ему, до смерти загонял он тех, кто беспомощен и беден.
17 Любил он насылать проклятья, пускай они к нему вернутся. Он людям не желал добра, так пусть же и его добро обходит.
18 Проклятия стали частью его повседневной жизни, они слились воедино с сущностью его. С такой же лёгкостью он проклинает, как будто бы одежды он сменяет иль воду пьёт, иль маслом тело натирает.
19 Одеждой тело покрывающей его, пускай ему проклятья будут, ремнём, что держит ту одежду.»
20 Мои враги меня оклеветали, так пусть же их проклятия станут наказанием для них.
21 Но добрым, Господи, со мной останься, и тем самым честь имени Своему воздай, спаси меня Твоей любовью верной.
22 Ведь беден и бессилен я, печалью наполнено сердце разбитое моё.
23 Я чувствую приближение смерти, я таю словно вечерняя тень. Подобен я ничтожной мошкаре, которую отметают прочь.
24 Я измождён и худ, от голода в коленях слабость.
25 Я стал предметом для злословья, встречая, головой качают люди.
26 Помоги мне, Господи, Твоей любовью, Боже мой, спаси!
27 Пускай узнают все, что сделал Ты, что от Твоего могущества пришло спасение.
28 Они пускай клянут, но Ты благослови, пускай напав, они позор узнают, тем самым счастье Своему слуге Ты принесёшь.
29 Пусть обвинители мои как платьем покроются позором и бесчестьем.
30 Я Господа восславлю пред толпой, и устами моими Ему хвалу я вознесу.
31 Ведь Он беспомощных спасает от тех, кто осуждает их на смерть, всегда защищая их.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 108

Это молитва Давида, обращенная к Господу, в которой он просит об отмщении своим врагам, безжалостно преследующим его. Этот псалом изобилует проклятиями, преимущественно направленными в адрес одного из врагов Давида. Во вступлении к книге Псалтырь объясняется смысл темы «Проклятий в псалмах».

А. Жалобы на коварных врагов (108:1−5):

Пс 108:1−5. Давид возносит хвалу Богу и молит Его «не промолчать», т. е. не оставить безнаказанными тех, кто безжалостно преследует Давида, отвечая ему злом на добро, и ненавистью на любовь.

Б. Проклятия в адрес одного из врагов (108:6−20):

Пс 108:6−19. Существует предположение, что врагом, вызвавшим особое чувство гнева у Давида, был Доик идумеянин, главный смотритель над стадами Саула. Он коварно предал Давида, скрывавшегося от царя, а затем умертвил 85 священников во главе с Ахимелехом (1-й Царств 22).

Настроение псалма определяется той горечью, которой томится несправедливо гонимый праведник. Он молит Бога о возмездии своим мучителям, которые являются не только его личными врагами, но и нечестивцами, противными Самому Господу. В стихах 6−7 представлен образ суда над ненавистником. Этот суд настолько же беспощаден, насколько были беспощадными и поступки нечестивца. «Молитва его да будет в грех» — возможно означает то, что на суде нечестивец начнет молиться, но не из-за раскаяния, но из-за страха, т. е. неискренне, поэтому пусть такая молитва лишь усугубит его грех.

Косвенные свидетельства того, что в Псалме 108 подразумевался именно Доик идумеянин, можно увидеть в стихе 8. Давид просит о том, чтобы не только дни этого человека были краткими, но и чтобы достоинство его перешло к другому. Имеется ввиду занимаемое им почетное положение главного смотрителя царских стад. Ссылка на это место находится в Деяния 1, когда апостолы избрали Матфия вместо повесившегося Иуды. Другими словами, предатель Доик выступает прообразом Иуды Искариота. Возможно, что автору книги Деяний было известно, что Доик тоже был лишен своего положения.

В стихах 8−19 перечисляются проклятия, которые Давид призывает на голову не только своего врага, но и на всех его близких. В древности на Ближнем Востоке была распространена идея о том, что дети наследуют не только образ жизни своих родителей, но и их характер, психологию. Поэтому в представлении Давида «сироты» Доика должны были вырасти такими же порочными людьми, как их отец. И он просит Господа обречь их на погибель (стихи 12−13).

В сущности, псалмопевец хочет, чтобы к его жестокому врагу, возлюбившему проклятие (16−17), был применен древний принцип «око за око, зуб за зуб». В стихе 16 могли подразумеваться несчастные священники в Номве, безжалостно умерщвленные Доиком. За злодеяние против таких «бедных» людей да истребится даже память о роде Доика на земле.

Пс 108:20. Такого же воздаяния от Господа Давид желает всем своим врагам, видя их врагами и Самого Господа.

В. Молитва о помощи (108:21−31):

Пс 108:21−25. Молитва к Господу о поддержке и милости. «Беден и нищ» — это часто встречающийся в псалмах образ, передающий бедственное состояние человека, взывающего к Богу. «Сердце мое уязвлено во мне» — другими словами, я пал духом и не нахожу в себе силы больше держаться.

Пост о котором упоминает Давид в стихе 24, был, скорее всего, вынужденным. Спасаясь от постоянных преследований, он не всегда имел пищу, и поэтому он ослаб, похудел, и уже еле стоял на ногах. Враги же гонят его с такой злобой, с какой прогоняли саранчу с полей. Кроме того, они еще и издеваются над ним, насмешливо кивая головами в его адрес (стихи 23, 25).

Пс 108:26−31. Заключительная молитва Давида о том, чтобы нечестивцы осознали, что это Господь воздает им (26−27). Будучи убежден в том, что Бог всегда будет защищать бедного (находиться «по правую руку от него»), псалмопевец выражает намерение громко прославлять Господа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.