Псалмы 113 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Когда Израиль покинул Египет, покинули потомки Иакова чужеземную страну,
2 сделал Господь Иуду Своим особенным народом, Израиль сделал Он царством Своим.
3 Красное море увидело это и отступило, повернула вспять река Иордан.
4 Запрыгали горы словно бараны, а холмы — словно овечки.
5 Почему ты, Красное море, отступило? Почему, Иордан, обратился ты вспять?
6 Почему вы, горы, запрыгали словно бараны? Холмы, почему вы как овечки запрыгали?
7 Трепетала земля перед Господом, Богом Иакова.
8 Он заставил воду течь со скал, обрушил поток из твёрдого камня.
9 Не нам, Господи, принадлежит вся слава, а только Тебе, поскольку незыблемы любовь и преданность Твоя.
10 Почему люди спрашивают:
«Где Бог наш?»
11 Он всегда на небесах и творит всё, что пожелает.
12
«Боги» других народов — всего лишь статуи, сделанные из золота и серебра, идолы, созданные людьми.
13 У них есть рты, но они немы, у них глаза есть, но они не видят,
14 есть уши, но они не слышат, носы есть, но не знают запахов они.
15 И руки есть у них, но осязать они не могут, есть ноги, но они не знают, как ходить, из горла их ни звука не выходит.
16 И уподобятся им те, кто делает их, кто в них верит.
17 Народ Израиля, доверься Господу, Он для тебя и помощь, и защита.
18 Доверься Господу, дом Аарона, Он для тебя и помощь, и защита.
19 Кто предан Господу, пускай доверится Ему, для вас Он и помощь, и защита.
20 Господь нас помнит и благословит. Благословит Господь Израиль и дом Аарона.
21 Благословит Он преданных Ему: и малых, и великих.
22 Пускай всё больше вам даёт Господь, и вам, и детям вашим.
23 Пусть вас благословит Господь, Кем небо и земля сотворены.
24 Ему принадлежат высоты неба, но землю людям Он отдал.
25 Возносят Господу хвалу не мёртвые, сошедшие во мглу молчания,
26 а мы, кто Бога превозносит, сегодня и во веки веков. Восхваляйте Господа!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 113

Этот псалом, идущий в еврейской (и английской!) Библиях под номером 114, в обеих (точнее, в английских переводах — соответственно еврейскому тексту) разделается на два псалма (114 и 115 — начиная с 9-го стиха Псалма 114). Следующий, согласно греческому (и русскому!) счету, псалом, а именно тот, который известен как 114-ый в синодальной Библии, в еврейской и английской Библиях является Псалмом 116.

Пс 113:1−8 представляет собой праздничное, пасхальное, песнопение на тему исхода Божиего народа из Египта (Исх 12).

А. Поэтическое размышление по поводу исхода (113:1−8)

Пс 113:1−8. Относительно народа иноплеменного в стихе 1 напомним, что тогда как евреи происходили от Сима, родоначальником египтян был Хам.

Две фразы стиха 2 по сути синонимичны: в обеих утверждается одна и та же мысль, что Бог отделил еврейский народ от других народов, сделав его своей святынею: последнее слово может быть понято и в более узком смысле: именно «среди иудейского племени» было воздвигнуто святилище Господне. В стихах 3−4 — поэтическое описание «разделения» Чермного моря, а также землетрясения в районе Синайской горы (горы прыгали, как овны), которое сопутствовало получению евреями Моисеева закона. В стихе 8 ссылка на истечение воды из скалы как на свидетельство чудесного проявления воли Божией.

Начиная со стихом 9, вводится тема противопоставления всесильного Бога евреев немощным языческим идолам. Она переходит в призыв к упованию на Господа и в обоснование этого призыва (стихи 17−26).

Б. Не нам, Господи… дай славу (113:9−16)

Пс 113:9−16. Псалмопевец просит, чтобы Господь — ради милости, которую только Он в состоянии оказывать людям, и ради истины, которая только в Нем, — Сам прославил имя Свое, или утвердил все значение Своей Личности, среди языческих народов, чтобы у них и сомнения не возникало во всесилии Его (стихи 9−10).

Мысль о всесилии Бога небесного формулируется в стихе 11: Он творит все, что хочет. Следует (стихи 12−15) противопоставление Ему языческих идолов, сотворенных руками человеческими, пусть из драгоценных, но металлов, а потому неспособных ни к какому действию. Да станут такие же бессилие и беспомощность участью тех, кто надеются на идолов (стих 16).

В. Призыв к упованию на Господа (113:17−19)

Пс 113:17−19. Он обращен ко всему дому Израилеву, включая священников (Дом Ааронов). Всем боящимся Господа следует уповать только на Него (вспомним о многочисленных, на протяжении истории Израиля, обращениях его к языческим богам), ибо лишь Он подает истинную помощь Своему народу, лишь Он — щит его.

Г. Обещание благословения (113:20−26)

Пс 113:20−26. В стихе 21 утверждается, что благословения Господни простираются на всех боящихся Его — как на знатных людей, так и на простых. Обещание все новых благословений (включая материальные) тем, кто боятся Господа, и детям их (стих 22). Благословенны евреи, избранные Господом, Который сотворил небо и землю и дал ее сынам человеческим (стихи 23−24).

В стихах 25−26 мысль о том, что только живым дано славить Господа, и обещание благословлять (славить) Его отныне и вовек. Хвалебным возгласом Аллилуйя псалом завершается.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.