Псалмы 21 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Дирижёру хора. Под звуки мелодии «Лань рассвета».
Песнь Давида.
2 Господи, мой Боже, почему Ты оставил меня? Почему Ты стал так далёк, что не слышишь мою мольбу о спасении?
3 Молю Тебя днём, но Ты не слышишь, ночью кричу, но Ты не отвечаешь.
4 Боже, Ты — Господь Святой, Который восседает на престоле восхвалений народа израильского!
5 На Тебя уповали наши отцы и обрели спасение.
6 Они Тебя о помощи молили, и Ты их спас. Предки верили в Тебя, и Ты их веру оправдал.
7 Я же червю подобен, а не человеку. Народ меня стыдится, презирает!
8 Всякий, кто видит, надо мной глумится, оскорбляет, головой качает.
9 Говорят они:
«Господа моли, быть может, Он тебе поможет. Если Он смилостивится, то спасёт тебя».
10 Лишь на Тебя я уповаю, Боже, Ты обо мне заботился с момента рождения моего. Меня Ты ободрял и утешал, когда ещё у материнской был груди я.
11 Ты Богом был моим со дня моего рождения, Тебе я был доверен с того момента, когда покинул чрево матери моей.
12 Господь, не оставляй меня, всё ближе мои беды и некому помочь мне.
13 Враги мои сильны как дикие быки, они окружили меня как могучие васанские быки.
14 Рвущие добычу львы с оскалом пасти разевают на меня.
15 Сила моя утекла как вода, кости не держатся все вместе, растаяла храбрость как горячий воск.
16 Высохла сила наподобие глиняного горшка, язык присох к гортани, в пыли Ты меня оставил умирать.
17 Меня обступили злые люди, как стая свирепых псов приближаются они. И вот они уже мне пронзили руки и ноги, словно льву.
18 Кости свои могу я сосчитать. Все смотрят на меня, зло замышляя.
19 Делят меж собой мою одежду и бросают жребий, кому достанется одеяние моё.
20 Господи, не оставляй меня! Ты — моя сила, так поспеши на выручку скорей!
21 Спаси жизнь мою от меча. От псов этих жизнь мою бесценную спаси!
22 Упаси меня от львиной пасти и от рога дикого быка.
23 О славе Твоей расскажу моему народу, восхвалю Тебя на собрании великом.
24 Все, кто почитают Господа, восхваляйте Его! Восхваляйте Его, потомки Иакова! Бойся Его, народ Израиля!
25 Потому что не пренебрегает Он скорбящим, не отворачивается от воззвавшего к Нему.
26 От Тебя моя хвала исходит, Боже, перед всем собранием великим все свои клятвы исполню здесь, перед теми, кто чтит Тебя!
27 Пусть наедятся бедные досыта. Восхваляйте Бога, ищущие Его! Да будут счастливы ваши сердца вовеки.
28 Так пусть же народы всей земли помнят Господа и к Нему возвратятся! Пусть все народы поклонятся Господу,
29 так как Он народов всех Владыка!
30 Пусть все люди на земле насытятся, и Господу пускай поклоняются они! И все вы, смертные, кто обратится в пыль, склонитесь перед Ним!
31 Будут потомки наши служить Ему; ещё не рождённые о Нём узнают.
32 Своим детям расскажут они о делах Его праведных и Его добре.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 21

Хотя в историческом плане некоторые связывают написание Псалма 21 со временем гонений Саула на Давида, но этому нет достаточно убедительных аргументов. В тексте псалма мы видим образ казни и казнимого, и это скорее относится к распятию Иисуса Христа, чем к чему-то, что могло происходить в личной жизни Давида. К примеру, в первой части второго стиха мы видим слова, которые позже были произнесены Христом, висящим на кресте.

В Евангелиях просматривается прямая связь между отдельными фразами этого псалма, или даже целыми его стихами, и событиями, связанными со страданиями Спасителя на кресте (стихи 9, 17 и 19). Также, стих 23 цитируется автором послания к Евреям (Евр 2:12). По вдохновению свыше Давид говорил о собственных страданиях в таких поэтических выражениях и образах, которые спустя тысячилетие буквально осуществились в крестных страданиях Иисуса Христа.

Стоит заметить, что в Псалме 21 нет слов покаяния или ненависти в адрес врагов. Этот псалом является сетованием праведника, обреченного нечестивцами на смерть.

Горячая молитва «богооставленного» (21:2−11):

Окруженный врагами, охваченный чувством богооставленности, Давид в глубине души все-таки верил, что Бог не совсем отвернулся от него. Стихи 2−11 образуют вводную часть псалма и являются плачем псалмопевца. Их можно подразделить на две части: сетование (стихи 2−6) и переход к выражению надежды на Бога (стихи 7−11).

Вводная надпись содержит указание на авторство Давида, и также на то, что этот псалом исполнялся во время утреннего богослужения («при появлении зари»).

Пс 21:2−3 Давид испытывает сильное чувство оставленности Богом, но в то же время он осознает, что молитвы «отцов» Бог не оставлял без ответа (стих 5). Иисус Христос, распятый на кресте выразил всю Свою скорбь словами из этого псалма: «Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил Меня?» (Матфея 27:46; Марка 15:34). Давид проникнут ощущением, что его вопль не достигает Бога, источника его спасения. Потому что хотя он «вопиет» днем и ночью, он не слышит ответа.

Пс 21:4 Надежда Давида основывается на том, что Бог евреев является Святым, и, значит, Он покровительствует Своему народу Израилю, который непрестанно прославляет Его.

Пс 21:5−6 Предки Давида обращались с молитвами к Богу, и они не разочаровывались в этом. Мысли об этом поддерживают в Давиде душевные силы.

Пс 21:7−9 Окруженный презрением людей, Давид уподобляет себя «червю» в их глазах; они постоянно поносят его, осуждающе покачивая головами. Сказанное Давидом в стихе 8 о себе самом явно перекликается со словами, которыми евангелист Матфей описывал тех, кто злорадно наблюдал, как умирает на кресте Иисус Христос (Матфея 27:43). Те люди, конечно же, не осознавали, что перед ними страдающий Мессия, и что на них исполняется пророчество, произнесенное Давидом за тысячу лет до этого.

Пс 21:10−11 Здесь псалмопевец обосновывает свою веру в Господа тем, что он впитал ее с молоком матери.

Жалоба страдающего царя (21:12−19):

Пс 21:12 Давид жалуется Господу потому что кроме Него он не видит другого помощника для себя.

Описание Давидом его врагов и переносимых им страданий снова можно подразделить на две части: стихи 13−16 и 17−19.

Пс 21:13−14 Своих врагов псалмопевец уподобляет тупым, безжалостным животным: тельцам (быкам) и львам. Васан, находился в Галилее, восточнее Киннеретского моря. Его население занималось скотоводством, этот район славился богатыми пастбищами (подробнее об этом рассказывается в толковании к Ам 4:1). Отсюда происходит образ «тучных васанских тельцов».

Пс 21:15−16 Давид образно описывает свое тяжелое физическое состояние, причиной которого является преследование его врагами. Он видит себя лежащим в «смертном прахе».

Пс 21:17 Псалмопевец сравнивает своих врагов с псами не только по причине их злобы. На древнем Востоке собаки (псы) питались падалью. Таким образом Давид хотел сказать, что ненавидящие его ждут его гибели, чтобы наброситься на него и растерзать. Слова «пронзили руки мои и ноги мои» пророчески относясь к Иисусу Христу, хотя Давид и говорил это о самом себе.

Пс 21:18−19 Эти слова тоже являются пророческими по отношению к Иисусу Христу. Сравните их с Матфея 27:35; Марка 15:24; Луки. 23:24; Иоанна 19:23−24.

Пс 21:20−22 Давид обращается с мольбой к Господу как к источнику силы. Здесь снова используется образ псов как и в стихе 17.

Обещание прославлять Бога (21:23−32):

Пс 21:23 Обещание Давида возвещать имя Божие и восхвалять Бога среди еврейского народа почти дословно передается автором послания к Евреям как слова Иисуса Христа (Евр 2:12).

Пс 21:24−27 Здесь тон псалма изменяется, он становится мажорным. Как бы в исполнение обещания, данного в предыдущем стихе, Давид призывает все «семя Иакова» (Израильский народ) славить Господа и благоговеть пред Ним за то, что Он не пренебрег скорбью страждущего (Давида) и услышал его. Можно предположить, что эта часть псалма была написана Давидом после того, как он был избавлен в его бедственной ситуации. Но, также может быть, что здесь псалмопевец просто выражает свою уверенность в том, что Бог ответит. В стихе 27 вероятно выражается мысль о том, что Господь, избавляет и не оставляет без пропитания бедного.

Пс 21:28−32 Здесь описывается обращение к Господу, Который является единственным Владыкой над всеми народами («все концы земли» и «все племена язычников»). Перед Богом преклонятся как сильные мира сего («все тучные земли»), так и вообще все смертные, нисходящие в прах и не способные жить дольше положенного им времени. В стихе 31 речь может идти не только о еврейском народе, но о будующих поколениях, которые станут «Господними» через веру во Христа. Господь ответил на молитву Давида, Он отвечает и на молитвы праведников, — и об этом будут возвещать людям в будущие времена, утверждая в них веру в Бога (стих 32).

&


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.