Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 33
Это еще одна песнь хвалы, написанная Давидом после того, как он, притворившись безумным, спасся от филистимского царя Анхуса (1-й Царств 21:10−15). Авимелех у филистимлян был царским титулом, таким же, как фараон у египтян. Псалом 33 также является призывом Давида к израильскому народу хвалить и славословить Господа.
Благ Господь для уповающих на Него (33:2−11):
Пс 33:2−4 Стихи 2−10 есть образец той «непрестанной хвалы» Господу, которую псалмопевец обещает возносить (стих 2). В стихе 4 призыв к совместному «величанию» Господа.
Пс 33:5−7 Давид делится здесь собственным духовным опытом: он взыскал Господа, и Господь услышал его и избавил от всех опасностей. Он утверждает, что обращающие взор к Господу не разочаруются, но свет Его коснется их душ, и лица их просветлеют (стих 6). «Нищий» в стихе 7 означает бедствующий.
Пс 33:8−11 «Ангел Господень ополчается» — здесь имеется в виду Ангел-хранитель или Сам Господь (смотрите толкование на Быт 16:9). Небесный Защитник охраняет нуждающегося так же надежно, как если бы целый «полк» воинов окружал его. А если кто-то сомневается в этом, то пусть убедится на собственном опыте: «вкусите и увидите, как благ Господь!» Действительно, счастлив человек, который уповает на Него! «Бойтесь Господа, святые Его» (стих 10) — другими словами, благоговейте перед Господом, верующие в Него. Во второй части этого стиха псалмопевец утверждает, что такие люди не останутся в нужде (сравните Псалом 17:3; 22:1; 83:12). «Скимны» (стих 11) — это молодые львы.
Господь благословляет праведных долголетием (33:12−23):
Пс 33:12−15 Здесь начинается наставление Давида о том, как жить долгой и полноценной жизнью в Господе. Условием такой жизни, прежде всего, является «страх Господень», т. е. благоговейное отношение к Господу. В этом залог долгих и благополучных дней (стихи 12−13). А также в том, чтобы удерживаться от зла и клеветы, делать добро, и стремиться к миру (стих 14−15).
Пс 33:16−23 в стихе 16−17 о Всевышнем говорится в человеческих терминах: «очи Господни… уши Его… лице Господне». Назначение этих образов в том, чтобы показать чуткое и внимательное отношение Господа к праведникам, и отвержение Им злых людей, о которых даже память будет истреблена с земли. В древневосточном сознании истребление рода, а тем более памяти о нем, являлось едва ли не самой страшной карой (Притчи 10:76).
В стихе 21 обращает на себя внимание фраза о «костях, ни одна из которых не сокрушится» — этот образ не раз встречается в Библии. Он передает идею надежной защиты как символического сохранения в целости. Стих 21 этого псалма и Исход 12:46 применяются в Евангелии от Иоанна к Спасителю (Ин 19:36).
Весь Псалом 33 представляет собой акростих (каждый его стих начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательности, и только одна буква, между стих 6 и 7, опущена). Однако, на последний стих 23 алфавитный порядок не распространяется, возможно потому, чтобы привлечь к нему особое внимание. В этом стихе подводится итог того, почему следует хвалить Господа: уповающих на Него Он избавляет от гибели.