«Я спасу тебя!»
«Нет больше Бога, подобного Тебе! От нападений сильных защищаешь слабых Ты. Ты от грабителя спасаешь бедняка».
«Да, да, мы видели всё сами, какое ты преступление совершил».
«Добились мы всего, чего хотели», иль говорить:
«Мы уничтожили его».
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 34
Это псалом-сетование, он насыщен мольбою об избавлении от врагов, беспричинно преследующих Давида.
А. Мольба об избавлении от преследователей (34:1−10)
Пс 34:1−6. О борющихся с ним Давид говорит в судебно-правовых терминах, как если бы они вели юридическую тяжбу против него. Бог, к защите Которого он прибегает, видится Давиду в облачении сильного воина Да посрамит Он желающих смерти Давида, да уподобит их праху (по другим переводам — шелухе и полове) уносимому ветром Ангел Господень в стихе 5 и 6 (идет ли речь об ангеле-хранителе Давида или о воплощении Самого Господа) символизирует здесь справедливое воздаяние.
Пс 34:7−10. Грамматическая категория единственного числа в стихе 8, по-видимому, свидетельствует о том, что речь здесь идет о Сауле, «искавшем души» Давида, хотя тот с неизменным благородством вел себя по отношению к царю и его приближенным (стихи 13−14). Да упадут преследующие его в яму, которую вырыли ему, молит псалмопевец, да запутается он (Саул?) в сети, которую тайно раскинул для Давида. И станет Давид радоваться о Господе… о спасении Его всем существом своим (все кости мои скажут; Господи! кто подобен Тебе?).
Б. Жалоба на ненависть, ничем не обоснованную (34:11−18)
Пс 34:11−18. Псалмопевец говорит о безысходности своего положения: ему воздают… злом за добро и обвиняют его в том, в чем он не повинен; душа его мечется в одиночестве (стихи 11−12). в стихе 13−14 — красноречивое свидетельство о не заслуженности страданий Давида: во время болезни преследователей его он одевался в знак печали во вретище, постился и молился, как если бы скорбел из-за друга, брата или матери. Не вполне ясна фраза о «возвращающейся молитве» (стих 13).
Может быть, речь идет о том, что она оставалась без ответа; существует, однако, предположение, что это образ глубокой внутренней молитвы, которая исходила из уст Давида и снова как бы возвращалась в недро (сердце) его (слова ее как бы жили у него в сердце). Так или иначе, ответом на такое отношение с его стороны были злорадство и клевета, злоба и насмешки его врагов (стихи 15−16). Доколе же Господь будет терпеть это (стих 17), доколе не избавит Давида от кровожадных преследователей его (львов)?
В стихе 18 — обещание прославить Господа за спасение от врагов, восхвалить Его среди… многочисленного израильского народа.
В. Псалмопевец жаждет справедливости (34:19−28)
Пс 34:19−26. Он снова подчеркивает, что враждующие против него не имеют для этого оснований, говорит о лицемерных их «перемигиваниях» (мол, знаем мы нечто о нем!). Под «мирными земли» (стих 20) Давид, возможно, подразумевал себя и своих сторонников: не было на них вины (стих 19), но против них плелись интриги и составлялись лукавые замыслы. В стихе 21 — продолжение этой же мысли, что со стихом 19: враги «перемигивались» и клеветали, будто знали, видели подтверждения злым умыслам Давида.
Да не даст Господь восторжествовать злобным клеветникам! (стих 19) Да не умолчит Он (ибо если кто действительно видел и знает правду, так это Он!), да не отойдет от Давида (стих 22). Продолжение той же мольбы в стихах 23−24: по справедливости (правде) Своей да решит Господь «тяжбу» между Давидом и его врагами, да не даст им восторжествовать над ним и осуществиться несправедливым их намерениям (стих 25). Позор да придет на головы тех, кто радуются несчастию Давида.
Пс 34:27−28. О радости и торжестве для тех, кто поддерживают Давида, сознавая его правоту, просит он, чтобы они могли непрестанно величать Господа, желающего мира рабу Своему, проповедовать справедливость Господа и воздавать Ему хвалу, всякий день обещает Давид в заключение этого псалма.