Псалмы 37 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Песнь Давида в честь дня памяти.
2 Господи, не накажи меня в гневе и не упрекай, когда сердит.
3 Причиняешь боль мне, Господи, нанёс глубокие Ты раны мне.
4 После наказания Твоего болит у меня всё тело. Согрешил я, и наказал Ты меня, и до самых костей боль пробирает меня.
5 Как тяжкое бремя вина меня гнетёт.
6 Поступил я неразумно, и теперь на мне смердящие, гноящиеся раны.
7 Согнувшийся и поникший, весь день я подавлен.
8 Горю я в лихорадке, всё тело моё болит.
9 Я ничего не чувствую, кроме боли, от боли в сердце всё время стенаю.
10 Господи, слышал Ты стоны мои, вздохи мои от Тебя не скрыты!
11 Колотится сердце, сила моя ушла, я зрение теряю.
12 Так как болен я, друзья и соседи избегают, моя семья, и та сторонится меня.
13 Враги постоянно козни строят, лишь ложь и слухи обо мне разносят.
14 Я словно глухой, что не слышит, я словно немой человек, который слова вымолвить не может.
15 Подобен я тому, кто глух, кто не слышит, что о нём другие говорят. Я не могу возразить своим врагам, и доказать несправедливость их обвинений.
16 Я жду Тебя, Господи Боже, надеюсь, что Ты ответишь и защитишь меня.
17 Поэтому Господу молился я:
«Не дай врагам потешаться надо мною, когда от боли изнываю я. Горделивым смеяться не позволь, если случайно оступлюсь и упаду».
18 Я к смерти близок, Господи, и боль моя всегда передо мною.
19 Господи, свои грехи Тебе исповедав, я раскаиваюсь о них и сожалею.
20 Враги же мои сильны и здоровы, только ложь обо мне разносят
21 и злом за добро мне воздают. В помыслах моих лишь добрые поступки, поэтому враги ещё усерднее нападают на меня.
22 Не покидай меня, Боже, молю Тебя, не отдаляйся.
23 Приди на помощь поскорее, Господь, Спаситель мой!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 37

Этот псалом — песнь печали. В надписи, соответствующей стих 1, помимо указания на автора, читаем: В воспоминание. При более полном переводе с еврейского это звучало бы как «В воспоминание о субботе». Некоторые богословы читают эту надпись как «В воспоминание о покое (субботнем)»; исходя из содержания псалма, фраза может быть понята как лаконичное указание на молитву страждущего к Богу о ниспослании покоя.

Свое мучительное физическое состояние и гонения на него со стороны его врагов псалмопевец сознает как наказание, ниспосланное ему свыше за совершенный им грех. Искренне каясь в нем перед Господом, он умоляет Его о сострадании и избавлении.

А. О наказании Господнем (37:2−13)

Пс 37:2−3. Давид молит Господа не обличать его столь «яростно» и, наказывая его, умерить Свой гнев, ибо терзающая его боль, подобная боли от вонзившихся в тело стрел, — нестерпима.

Пс 37:4−9. Образ «руки Божией, тяготеющей над ним» (стих 3), получает развитие в стихе 4: это гнев Божий, поразивший Давида какой-то столь тяжкой болезнью, что нет места в плоти его, которое не болело бы, и даже в кости его проникла эта боль. Он сознает, что грехи его — велики, и в нынешнем своем состоянии ощущает их как тяжелое физическое и нравственное бремя, которое ему приходится нести. В стихах 6−9 — подробности о «страданиях тела», сопряженных с моральными страданиями, как от сознания своей вины, так и от потери уважения со стороны окружающих (следующие стихи): Я… кричу от терзания сердца моего (стих 9).

Пс 37:10−13. В стихе 10 — выражение страстного упования страдальца на Господа, пред Которым открыты все желания его и Который слышит все его стоны и вздохи (воздыхание его). Свет очей Давида оставил его (стих 11); фраза может быть понята как буквально (от болезни ослабло зрение царя), так и в переносном смысле — все, что было благого в жизни Давида: сила, здоровье, преданность друзей и ближних, а главное — милость Божия, сопутствовавшая ему, — всего этого больше нет у него. В этой связи высказывают мысль, что таинственная болезнь, изнурившая Давида, оттолкнула от него даже его близких, которые увидели в ней знак Божией кары. Враги же царя, «искавшие души его», восприняли ее как «свидетельство» собственной правоты и усилили козни против него (стих 13).

Б. Упование страдальца (37:14−23)

Мотив покаяния и надежды на то, что, в конце концов, Господь услышит Давида и сжалится над ним, звучит во второй части псалма с особой силой.

Пс 37:14−19. Видя, как сети клеветы и заговора все более стягиваются вокруг него, Давид реагирует на это, как глухой… и немой, вероятно, потому, что и в этом видит часть Божиего наказания. В сложившейся ситуации он целиком уповает на Господа, а в устах своих ответа… не имеет (стихи 14−15). Он лишь надеется, что Господь не даст его врагам, которые стремятся показать, что они выше его — теперь, когда «нога его поколебалась», восторжествовать над ним, хотя он и близок к падению (стихи 16−18). Ибо он всем сердцем сознает грех свой и сокрушается о беззаконии своем (стих 19). Полагают, что более всего преследовало Давида «сокрушение» о его грехе с Вирсавией, о гибели Урии, и что Пс 37 был, следовательно, написан в дни заговора, который готовил против отца Авессалом.

Пс 37:20−23. Жалоба на врагов, которые живут и укрепляются, и воздают ему злом за добро (для государства в целом, как и для многих своих подданных в отдельности, Давид действительно был добрым царем). Не оставь же меня, Господи, молит он в завершение псалма, но поспеши на помощь мне… Спаситель мой.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.