Псалмы 38 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Дирижёру хора. Идифуну. Песнь Давида.
2 Я сказал:
«В выборе слов мне необходимо осторожным быть и не грешить языком. Пока со мной злые люди рядом я закрою рот свой на замок».
3 И вот не сказал я ни слова, даже хорошего ничего не сказал, однако это ещё больше меня огорчило.
4 Гнев бушевал во мне. И только стоило мне об этом подумать, как гнев всё сильнее разгорался словно пламя. И тогда я наконец заговорил:
5 «Скажи мне, Господи, когда конец придёт мой? Скажи, как долго буду жить, скажи, как долго мне ещё осталось?
6 Твоей волей — недолги дни мои.
7 Дни мои зеркальному отражению подобны, тяжёлый труд наш — ни к чему. Всю жизнь стараемся копить пожитки, но после смерти нашей не знаем кому достанутся они.
8 Господи, есть ли у меня надежда? Мои надежды все в Тебе!
9 Спаси меня от всех моих грехов, не позволяй другим словно с глупцом со мною обращаться.
10 Я замолчу! Я слова не скажу, ведь Ты всё как нужно сделал.
11 Но перестань наказывать меня, вот-вот умру я от Твоих ударов!
12 Нас за дела неправедные наказывая, на путь справедливый наставляешь Ты. Как моль пожирает ткань, так и Ты уничтожаешь то, чего мы жаждем. Воистину, человек словно облако, едва появившись, исчезает. Селах
13 Услышь, Господь, мою молитву, мой крик о помощи услышь, моим слезам внимание обрати, ведь я всего лишь странник, идущий с Тобой по этой жизни. Как все мои отцы, я проживу здесь лишь недолго.
14 Прошу, оставь меня в покое, чтобы был я счастлив, пред тем как уйду из жизни я.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 38

Этот псалом, написанный Давидом, предназначался для исполнения тем хором, которым руководил Идифум. «Надпись» соответствует стих 1. Тема псалма — быстротечность и хрупкость человеческого бытия; как и в предыдущем псалме, в нем ярко выражена надежда на Господа, звучит мольба, чтобы немногие дни, остающиеся псалмопевцу, Господь дал ему провести в мире и покое.

По своему содержанию и выраженным в нем мыслям Пс 38 является продолжением Псалма 37 — только тема врагов, преследующих Давида, звучит в нем не так явно. Очевидно, мучительная болезнь, столь подробно описанная Давидом в Пс 37, привела его к мыслям о «суетности» человеческой жизни, о скорой кончине.

А. Дни человеческие, как «пяди» (38:2−7)

Пс 38:2−4. Охваченный этими мыслями о краткости бытия, Давид исполнен желания не грешить «на путях своих» и языком своим, не поддаваться на провокации окружающих его нечестивцев, но обуздывать перед ними уста свои. Он говорит Богу, что так и поступал, и даже о добром, которое делал, не напоминал им, однако, скорбь его — оттого, что он усиленно подавлял свои чувства, — лишь возросла (подвиглась); стих 3. И, вот, не в силах побороть горечь в сердце и в мыслях своих («огонь возгорался» б нем, когда он думал о преследователях своих, о мучительной своей болезни и о приближающейся смерти), Давид стал говорить словами этого псалма к Богу.

Пс 38:5−7. Он просит Его открыть ему тайну дней его, дабы… знал он, сколько их осталось (сравните Пс 89:10, 12); в изнурившей его болезни они представляются ему краткими, как пяди («пядь» — старинная мера длины, соответствовавшая ширине ладони). В стихах 6−7 — мысли о призрачности и суетности человеческого существования (сравните с Иов 7:7; стих 11 в этом псалме, сравните 11 с. 61:10; 143:4).

Б. Вся надежда — на Господа (38:8−14)

Пс 38:8. Сознавая, что всеми своими бедами он обязан своим согрешениям, Давид провозглашает, что вся его надежда на Господа.

Пс 38:9−12. Он молит Господа очистить его от всех беззаконий и не отдать на поругание врагам (здесь безумному). В стихе 10 — образ полной покорности Давида Богу. В стихе 11 — снова мольба об избавлении от «ударов Божиих» — ввиду крайне бедственного состояния Давида. В стихе 12 под «обличениями» понимаются наказания за грехи. Нет среди людей такого, который не вызывал бы, если не делами своими, то мыслями, словами и чувствами, гнева Божия. Однако если Бог станет «обличать» человека за все его преступления, то он рассыплется, как ткань, изъеденная молью. Краса здесь образ силы, здоровья, благоденствия.

Пс 38:13−14. Следовательно, лишь милостью и снисхождением Божиими храним человек в своей земной жизни, которую за краткость ее псалмопевец уподобляет странствованию. А себя, как и «всех отцов своих», — страннику и пришельцу. Услышь, Господи, молитву мою, взывает Давид. Помоги мне (нам), подразумевает он, на опасных путях нашего странствования, где столько соблазнов и зла, руководи нами.

Отступи от меня в стихе 14 надо понимать в значении мольбы о прекращении нынешних страданий. Прежде чем я отойду, просит Давид, дай мне подкрепиться (возможно, в значении «очиститься в глазах Божиих от согрешения своего и не умереть теперь от этой болезни»). Эта последняя мольба Давида напоминает по настроению своему некоторые молитвы Иова (сравните, к примеру, Иов 7:19, 21; 9:34; 10:20−21).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.