Псалмы 49 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Господь Бог Всемогущий заговорил, от востока до запада созывая всех.
2 С Сиона Бог сияет прекрасным светом.
3 Грядущий Бог молчать не будет, Он бурей окружён, и пламя перед Ним пылает.
4 В свидетели Господь призывает небеса и землю, чтобы судить Свой народ.
5 Он говорит:
«Придите все, кто верит в Меня, ведь вы со Мной вступили в соглашение».
6 О правоте Его свидетельство небес, о том, что Бог — Судья. Селах
7 Бог говорит:
«Народ Мой, слушай внимательно Мои слова. Израиль, против тебя Я буду говорить, так как Я — Господь, твой Бог.
8 Не упрекаю тебя ни за жертвы твои, ни за дары сожжённые, которые ты приносишь каждый день.
9 Но мне не нужны быки из стойла или козлы из вашего загона.
10 Потому что все звери Мне принадлежат, и на тысячах холмов Мой скот пасётся.
11 Я знаю всех птиц в горах, всё живое в поле Мне принадлежит.
12 Если б голоден Я был, Я бы вам не сказал, поскольку земля и всё, что есть на ней, Мне принадлежит.
13 Не ем Я мясо быков и кровь козлов не пью.
14 Исполните всё, что Богу Всевышнему обещали вы, принесите Мне жертвы благодарности.
15 Зовите Меня в несчастье, Я спасу, и вы тогда Мне хвалою воздадите».
16 Грешным же Он сказал:
«Кто дал вам право говорить о Моих законах или о Моём соглашении твердить?
17 Когда поправляю вас, вы сердитесь, когда говорю, то не слушаете Меня.
18 Когда вы видите вора, то сразу же к нему примкнуть стремитесь. Увидев прелюбодея, вы согрешить готовы с ним.
19 Языки ваши злобы полны, и ложь на устах у вас.
20 Без умолку обсуждаете вы людей и даже клевещете на собственного брата.
21 Молчал Я, когда это видел, и поэтому вы решили, что Я с вами, но Я укорю вас и в грехах ваших обвиню.
22 Пусть это поймут все те, кто Бога позабыл, вам от Моей кары не найти спасения!
23 Но человек, приносящий жертвы благодарности, тем самым оказывает Мне почёт. Того, кто живёт праведно, Я Своею силою спасу».

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 49

Перед нами нравоучительный псалом, написанный Асафом, одним из ведущих музыкантов-левитов в дни царя Давида (1Пар 16:4−5); Асаф известен как автор целого ряда псалмов, в частности, псалмов 72−82. Двумя темами этого песнопения являются богопоклонение человека и его отношение к ближнему в свете Десяти заповедей.

Асаф рисует сцену суда в небесах, суда, в процессе которого Господь станет «испытывать» сердца Своего народа и строго разбирать дела его. В двух главных грехах обвинит Бог народ, провозглашает Асаф: в формальном, не от сердца идущем, поклонении Ему и в лицемерном поведении друг по отношению к другу. Что касается первого греха, то народу, если он хочет угодить Своему Богу, следует приносить Ему жертвы благодарения от сердца послушного и уповающего на Него.

А. Явление Господа — Судии (49:1−6)

Пс 49:1−3. Вот картина, нарисованная Асафом. Бог всех богов (подразумеваются языческие боги, которым поклонялись народы, окружавшие Израиль, да нередко и он сам; здесь таким образом утверждается высшая власть Иеговы над вселенной), Который есть Господь, призывает всю землю — от востока (от восхода солнца) до запада — во свидетели Своего суда над Израилем.

Небесный Судия является… с Сиона, обладающего несравненной красотой (стих 2; сравните Пс 47:3), т. е. оттуда, где возведено жилище Его. Знаки силы Его — огонь поедающий, и… сильная буря — сопутствуют Ему.

Пс 49:4−6. стих 4 следует понимать в том смысле, что небо и земля (т. е. все, что обитает во вселенной) призываются быть свидетелями Божиего суда (другими словами, в нем повторяется мысль, выраженная в стихе 1). Ответчиками же на этом суде станут «святые Его», т. е. народ, отделенный Господом для Себя и вступивший с Ним в завет, подтвержденный жертвоприношением на Синае (стих 5).

Перед началом суда праведность (в русском тексте — правду) Высшего Судии, Который есть Бог, провозгласят… небеса (стих 6). Два обвинения от имени Господа изложены затем Асафом (стихи 7−15 и 16−23).

Б. Обвинение в формальном богопоклонении (49:7−15)

Пс 49:7−13. Не за неукоснительное соблюдение ритуала жертвоприношений осуждает евреев их Бог (во фразе всесожжения твои всегда предо Мною, очевидно, подразумевались постоянные ежеутренние и ежевечерние всесожжения), а за бездушный, формальный характер их. Израиль словно бы позабыл, что Господь, Которому принадлежат все звери в лесу и весь скот, пасущийся на горах, не нуждается в тельцах и козлах его; они ведь не нужны Ему для пропитания (стихи 12−13). Ритуал жертвоприношений учрежден Им ради людей, которые отчаянно нуждаются в Боге. (Напомним, что в представлении язычников их боги действительно зависели от их жертвоприношений и без них существовать не могли.)

Пс 49:14−15. Итак, не жертвенные животные сами по себе важны были Богу, а искренность человеческого упования на Него, с которым эти животные Ему приносились. Принеси в жертву Богу хвалу (т. е. чувство благоговения перед Ним), провозглашает псалмопевец от Его имени, и исполни обещания (воздай обеты), которые ты даешь Всевышнему. И вот тогда, если ты призовешь Меня в день скорби, как бы продолжает Господь устами Асафа. Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня (под «прославлением» подразумеваются непроизвольные, искренние выражения радости по поводу Господних благодеяний).

В. Обвинение в лицемерии (49:16−23)

Пс 49:16−17. Грешно перед Богом (выдвигает второе обвинение от имени Господа Асаф) проповедовать законы, уставы Его и учить завету Его других (стих 16), отвергая их в то же время в собственном сердце («ненавидя» их) и пренебрегая ими («бросая их за спину», словно нечто ненужное; стих 17); внешнее благочестие и есть в глазах Бога пренебрежение заповедями Его.

Пс 49:18−22. Псалмопевец ссылается на несколько примеров нечестия скрываемого под видом внешнего благочестия: пособничество ворам (сравните Исх 20:15), общение с прелюбодеями (сравните Исх 20:14), склонность к клевете (сравните Исх 20:16). Повинных в этом Господь предостерегает, чтобы не принимали долготерпение Божие (стих 21) за Его терпимое отношение к подобным делам. Бог — не человек, и если Он медлит с наказанием, то это не значит, что формальное поклонение — это все, что Ему нужно. Нет, довольствующихся им. Он изобличит, представив пред глаза их грехи их. И избавляющего… не будет, грозно предупреждает Он.

Русскому Я не восхитил в англ. тексте Библии соответствует «Я не уничтожил» (точнее — «не разорвал на части»).

Пс 49:23. В заключение псалмопевец провозглашает, что лишь тому явлено будет спасение Божие, кто, чтя Бога сердцем, наблюдает за путем своим. Сравните с советом Иисуса Христа «поклоняться Богу в духе и истине» (Ин 4:24).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.