Псалмы 59 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Дирижёру хора. На мелодию «Лилия соглашения».
Миктам Давида в поучение,
2 который был написан в то время, когда Давид воевал с Сирией месопотамской и цованской и когда Иоав вернулся и победил двенадцать тысяч едомских воинов в Соляной долине.
3 Ты, Боже, прогневался на нас, и, отвергнув, уничтожил. Вернись и силу дай!
4 Ты землю сотрясал, и она раскололась; наш мир разрушается словно ветхая стена. Прошу Тебя, восстанови его!
5 Народу Своему Ты послал беду, от которой нас шатает словно от вина.
6 Но для тех, кто Тебе верен, Ты знамя развернул, чтоб под укрытие они к нему бежали. Селах
7 Ради спасения тех, кого Ты возлюбил, даруй нам помощь силою Своею.
8 Из храма Своего Бог молвил:
«Я буду победителем, ликуйте! Я разделю среди Своего народа Сихем и долину Сокхов.
9 Моими будут Галаад и Манасия, Ефрем мне станет шлемом, а Иуда — скипетром Моим.
10 Чашей для омовения ног Моих станет Моав, Едом станет рабом, подносящим Мои сандалии. Я одолею филистимлян и провозглашу победу».
11 Кто меня поведёт на Едом, на этот укреплённый город?
12 Не Ты ли, Боже, отвернувшийся от нас, кто в битву с нашими войсками больше не идёт?
13 Дай помощь победить врага, так как помощь людская бесполезна.
14 Только Бог нам может силу дать, только Он поможет победить врага!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 59

Это нравоучительное поэтическое произведение (Писание Давида для изучения). Шушан-Эдуф звучит в буквальном переводе как «Лилия завета». Полной уверенности, что так называлось «музыкальное орудие», нет; возможно, подразумевалось название песни, на мотив которой следовало исполнять данный псалом. Пространной вводной надписи соответствуют (в русском тексте) два первых стиха. Мы узнаем (из стиха 2) повод для написания псалма: поражение, нанесенное иудейским полководцем Иоавом идумеям в долине Соляной.

Это было время, когда Давид воевал с сирийцами на севере (2Цар 1); воспользовавшись этим, идумеи ворвались в Иудею с юга и подвергли беззащитную территорию сильнейшему опустошению. Связанные с происшедшим горестные раздумья (которые сменяются, однако, новым приливом надежды на Господа и даже уверенностью в том, что Он «избавит» народ Свой и дарует ему победы) легли в основу Псалма 59. Давид мог написать его во время (или вскоре после) победоносного сражения (возглавленного им самим, Иоавом и Авессой) с идумеями (2Цар 8:13; 3Цар 11:15−16; 1Пар 18:12; также комментарий на 1Пар 18:12, где объясняется, почему в разных книгах Священного Писания приводится неодинаковое число уничтоженных в этом сражении идумеев).

Как и многие другие псалмы, Пс 59 построен в форме молитвы. Сознавая, что и победы и поражения исходят от Господа, Давид молит о даровании Израилю помощи свыше, и тут же выражает уверенность в том, что она будет ему оказана, и враги его потерпят поражение.

А. Молитва об избавлении (59:3−7)

Пс 59:3−5. В этих стихах (как уже сказано) подразумевается опустошение, произведенное идумеями в «южных пределах» Иудеи. В глазах Давида несчастье это было попущено Господом «отринувшим» евреев, на которых Он прогневался. Это Он Сам сокрушил их (руками идумеев). Обратись к нам снова, молит псалмопевец (стих 3) в стихе 4 — образ «потрясенной» земли, которая колеблется как бы от землетрясения.

Под «вином изумления» в стихе 5 подразумевается вино, смешанное с растительными соками, вызывавшими головокружение. Это образ изумления (горестного, испуганного удивления) евреев при мысли, что Бог, их защитник, действительно, по-видимому, отвернулся от них.

Пс 59:6−7. Продолжение молитвы. Даруй боящимся Тебя знамя. Поднятое знамя — символ военной победы, как упавшее — поражения. Ради истины (стих 6); в этой фразе подразумевается восстановление безопасного (под защитой Бога) существования «возлюбленных Им» иудеев.

Текст стихов 7−14 в этом псалме идентичен тексту стихов 7−14 в Пс 107.

Б. Уверенность в победе (59:8−10)

Пс 59:8−10. Давид говорит здесь от имени Господа, будучи уверен в Его помощи. (Возможно, ему было дано откровение свыше, когда он находился в скинии.) Это Он, Которому принадлежат все племена и народы, избавит Израиль (руками Давида) от зла, которое они чинят ему, и повергнет их к ногам его. В стихе 8 речь о «разделении» земли и «очищении» ее в пользу Божиего народа. (В тридцати с лишним километрах на востоке от Сихема. расположенного на территории колена Ефремова, находился, вблизи р. Иордан, город Сокхоф, принадлежавший племени Гада.) Ефрем назван «крепостью главы» в силу центрального положения в земле Израиля этого большого и сильного племени. Иуда скипетр Мой. Из колена Иудина вышел Божий избранник — царь евреев Давид.

Под «Галаадом» понимались колена Рувима и Гада (они занимали восточный берег Иордана); как на восточном, так и на западном берегу этой реки селилось племя Манассии. Все они принадлежали Богу. В стихе 9 как бы обозначены границы тогдашнего Иудейского царства, и выражена мысль, что нападения на него враждебных племен не приведут к желательным для тех результатам, ибо Иудея — страна Бога. Вскоре Давидом действительно было нанесено сокрушительное поражение идумеям в долине Соляной, что и послужило поводом к написанию Псалма 59.

В стихе 10 — образы грядущего рабского положения врагов Израиля. Моав уподобляется чаше, подносимой победителю для омовения ног. На Идумею (Едом) Давид (и в его лице Сам Бог) наступит ногой. И филистимлянам предлагается приветствовать Давида как победителя. Многочисленные войны этого Божиего избранника с соседними языческими народами, включая филистимлян, действительно большей частью были победоносными.

В. Упование на Бога (59:11−14)

Пс 59:11−14. В поставленных им трех риторических вопросах Давид выражает надежду, что Тот Самый Бог, Который отринул евреев, попустив идумеям причинить им значительный урон (стихи 3−5), поведет Свой народ к грядущим победам. Сознавая всю ненадежность человеческих мер защиты (стих 13), он взывает к Нему о помощи. Упование его звучит как убежденность: С Богом сила будет на нашей стороне. Он низложит врагов наших.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.