«Господь человека силой наделяет».
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 61
Вводная надпись, свидетельствующая об авторстве и о том, что псалом был предназначен для исполнения хором под руководством Идифума (одного из главных музыкантов-левитов в дни Давида), соответствует в русском тексте стиху 1.
Угнетенный растущей против него оппозицией, Давид размышляет о Боге, на Которого упование его. Надежность этого упования он противопоставляет ненадежности упования на людей.
Пс 61 может быть разделен на три станса по четыре стиха в каждом. Первые два (стихи 2−5 и 6−9) начинаются с одной и той же фразы: «Только в Боге успокаивается душа моя», а третий (стих 10−13) — с фразы, содержащей некое утверждение обратного порядка, а именно, что полагаться на людей — пустое дело.
А. Только в Боге успокаивается душа моя (61:2−5)
Пс 61:2−3. От Бога приходит успокоенность и в самых тягостных обстоятельствах, размышляет псалмопевец, от Него приходит спасение. Мысль о том, что никто и ничто не в состоянии «обесславить» Божию помощь, передана через часто встречающееся сравнение Бога с «твердыней» (или скалой), с надежным убежищем. Давид сознает, что у него нет оснований сомневаться в этом: не поколеблюсь более.
Пс 61:4−5. В стихе 5 речь о тех, которые задумали свергнуть Давида с высоты не только престола его, но и авторитета, каким он пользуется в народе, для чего они, противники его, распускают о нем лживые слухи и клеветы; в глаза они лицемерно славословят его (благословляют), а в сердце своем ненавидят (стих 5). Все, о чем здесь говорится, наводит на мысль о мятеже, который готовил против Давида Авессалом. Доколе вы будете налегать на человека, т. е. нападать на меня и плести против меня козни? — восклицает Давид. Задуманное вами так же ненадежно, как наклонившаяся стена, или как шатающаяся ограда. Вы будете низринуты (Богом, подразумевает он, ибо Бог — на его стороне).
Б. Надейтесь на Бога во всякое время (61:6−9)
Пс 61:6−9. стих 6 в первой своей части повторяет первую часть стиха 2; во второй части он звучит несколько иначе, ибо на Него надежда моя. В стихе 7 снова мысль о том, что Он — твердыня и убежище, что в Нем — спасение, и что во всем этом не приходится сомневаться. То же в стихе 8. В Боге Давид видит залог силы своей и славы, как среди друзей, так и среди врагов. Он призывает народ надеяться на Бога во всякое время, не забывая, что только Он — прибежище в несчастии, и молиться Ему искренне, от сердца (стих 9).
В. Бог каждому воздает по делам его (61:10−13)
Пс 61:10−11. В стихе 10 под «сынами человеческими» понимаются простолюдины, а под «сынами мужей» — люди знатного происхождения. Но те и другие — суетны и лживы, на чаше весов они не перетянут друг друга, ибо и вместе они легче пустоты (в переводе на английский язык — «дыхания») Можно ли полагаться на них в деле избавления из бедственных обстоятельств? (подразумевает псалмопевец). В этом же стихе мысль о суетности и скоропреходящности жизни независимо от того, какое социальное положение занимает человек.
В стихе 11 — предостережение против суетных же (пустых) упований на богатство, к тому же нечестно нажитое. Глупо полагаться на него как на некую опору и тщеславиться им. Даже когда оно умножается. не следует отдавать ему сердце.
Пс 61:12−13. Ибо всерьез полагаться можно только на Бога. Мысль, выраженную в этих стихах, следует понимать так: две вещи однажды сказал Бог, и я слышал их: что сила у Господа, и что милость у Него. И поэтому, заключает псалмопевец, Ты… Господи… воздаешь каждому по делам его.