Псалмы 72 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Бог добр к Израилю, к тем, чьи сердца чисты.
2 Но я почти поскользнулся и, опору потеряв, едва не согрешил.
3 Я роскошь злых увидел, позавидовал высокомерным.
4 Они полны здоровья, им за жизнь нет необходимости бороться.
5 Людского бремени они лишены, никакие беды их не угнетают.
6 Словно ожерелья или одежды свою горделивость и жестокость они выставляют напоказ.
7 Что-либо возжелав, они немедленно себе это забрать готовы, делают они всё, что хотят.
8 Они о других зло и плохо говорят, во всём горды и упрямы, страдание всегда готовы людям причинить.
9 Себя считают божествами, они думают, будто правят всей землёй.
10 И даже Божьи люди следуют за ними, делая всё, что прикажут им.
11 Они говорят:
«О наших делах не знает Всевышний».
12 Все гордые злобой полны, но их богатство растёт день ото дня.
13 Зачем в чистоте своё сердце я содержал и держался вдалеке от греха?
14 Боже, все дни в страдании я пребываю и по утрам наказание терплю.
15 Но если б продолжал я говорить такое, то предал бы Твой народ.
16 Пытался я понять, в чём дело, но не приходило понятье,
17 пока не пошёл я в Божий храм, где осознал, что случается со злыми.
18 Совершенно ясно, что Ты их опасности подверг, и, оступившись, они не смогут смерти избежать.
19 Несчастья нагрянут нежданно, для грешников грянет гибель, они в смятении погибнут.
20 Господи, станут злые подобны страшному сну, который в миг пробуждения мы забываем. Словно ночные кошмары исчезнут они.
21 Когда сердце моё скорбело, когда терзалась душа,
22 глуп я был и ничего не понимал, гневно относился к Тебе, Боже, словно бесчувственный зверь.
23 Но я навсегда с Тобой, Боже, Ты за руку держишь меня.
24 Мне указываешь путь Своим советом, а после меня во славу приведёшь.
25 И когда я вознесусь на небеса и в Твоём присутствии пребуду, тогда ничего на земле не пожелаю я.
26 Плоть моя и сердце могут ослабеть, но Ты — Источник моей силы. Ты будешь со мной везде и всегда!
27 Кто далёк от Тебя, тот смертен, Ты погубишь отрицающих Тебя.
28 Всё, что необходимо мне, — это быть рядом с Богом! Господа, Владыку моего, сделал я прибежищем своим. Боже, о свершениях Твоих пришёл я рассказать.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 72

III. Книга III (Псалмы 72−88)

Одиннадцать из 17 псалмов, составляющих эту книгу, приписываются Асафу (Пс 72−82), один — Давиду (Пс 85), три — сыновьям Кореевым (Пс 83, 84, 86), один — Еману (Пс 87) и один — Ефаму (Пс 88). Асаф, Еман и Ефрам были левитами-музыкантами, жившими в дни царя Давида (1Пар 15:17, 19).

Мотивы этого псалма перекликаются с таковыми Псалма 48; схожи размышления их автора — Асафа. Оба они могут быть отнесены к так называемым «псалмам мудрости».

В Пс 72 Асаф признает, что сомнения едва не одолели его, потому что долгое время он сравнивал жизнь безбожников со своей собственной, и сравнение это было не в его пользу. Сомнения не отступали, доколе во святилище Божием ему не открылась ошибочность его рассуждений и выводов, ибо там он внезапно «уразумел», что воистину незавидна участь нечестивцев (стихи 17−18).

А. Мысли о процветании нечестивых (72:1−14)

Пс 72:1−3. Мысль о благости Бога к чистым сердцем объединяет первый и последний стихи этого псалма. Бог… благ к ним и к Израилю, восклицает Асаф в стихе 1, но затем признается, что едва не пошатнулся в вере в Господа (образ «поскользнувшихся ног» в стихе 2), сравнивая преуспевание нечестивых с нелегкими обстоятельствами «прочих людей», включая, очевидно, и его собственные.

Почему те, которые противятся Богу, живут лучше, нежели уповающие на Него? — спрашивал он себя. Экспрессивность вопросов и сомнений, возникавших у псалмопевца, подчеркнута им стилистически: стихи 2, 22−23 и 28 он начинает с выражения, соответствующего «А я» (в русском тексте сохранено лишь в стихе 2).

Пс 72:4−12. Итак, Асафа мучило то, что не боящиеся Бога как будто и страданий не знают до самой смерти, и ударам… не подвергаются наравне с прочими людьми (стихи 4−5); на работе человеческой нет их в стихе 5 следует понимать в значении «нет на них тягот человеческих, не знают они трудностей». В стихе 6 — образ гордости и дерзости, которые как бы стали «второй натурой» людей, не знающих Бога («безумных»; стих 3). Бродят помыслы в сердце (стих 7) означает, что те, о которых говорит автор, пребывают во власти своих нечистых помыслов и не заботятся о несовместимости их с волей Божией.

Нечестивцы — циничны и высокомерны. Они повсюду (по всей земле) распространяют клевету, радуясь злым последствиям ее (стихи 8−9). При этом они решаются дерзко мыслить и говорить о Самом Господе (поднимают к небесам уста свои; возможно, имеется в виду «критическое» восприятие «безумными» заповедей Божиих).

Трудно поддается переводу стих 10. Но, очевидно, смысл его в том, что заразительному примеру «преуспевающих нечестивцев» следует и народ Божий, который в массе своей не противится дурным человеческим наклонностям и страстям, совершает, не зная меры, беззакония разного рода (пьет эту воду полною чашею). Делающие все это «утешают» себя надеждою, что Бог все равно не узнает, они доходят до дерзкого сомнения в Его всеведении.

Пс 72:13−14. Асаф признается в охватившем его сомнении, которого не избегли многие уповавшие на Бога до и после него: если Господь дает процветать нечестивцам и попускает страдания праведным, то не напрасно ли он старался очистить сердце свое от злых помыслов и не совершать злых дел (омывать в невинности руки свои)? Не напрасно ли он постоянно обличал себя и тем причинял себе боль (подвергал себя ранам)?

Б. Доколе… не уразумел конца их (72:15−28)

Пс 72:15−20. Мучимый сомнениями, псалмопевец, однако, не делал их «достоянием гласности», ибо сознавал: если он станет вслух рассуждать так, то причинит вред народу божиему («роду сынов Твоих»). Долго боролся он с тем, что смущало его, трудно ему было… уразуметь это (стих 15−16). Колебания оставили псалмопевца, когда он однажды вошел… во святилище (стих 17).

Представляется, что в тот раз он вознес у жертвенника молитву, на которую получил ответ, и открылись его глаза на истинную судьбу тех, кто не боятся Бога. Он вдруг уразумел, что ненадежны («скользки») пути их, и Господь внезапно низвергает их в пропасти, и благоденствие их скоропреходяще, как сновидение.

Пс 72:21−26. С этим «уразумением» пришло к Асафу и другое, не менее важное: он понял, что, лишь будучи «невеждой», мог усомниться в правоте Божиих решений и дел; когда сердце его кипело от возмущения, а душа — терзалась, он был… пред Богом, как скот, не способный мыслить. И теперь он утешается сознанием, что, хоть и «поскользнулся», но, в сущности, всегда оставался с Богом, Который держит его за правую руку (стихи 21−23) и подает ему советы, к которым он прислушивается.

И потом примешь меня в славу может быть прочитано и как «поведешь меня со славою» (в значении «с честью проведешь меня через испытания»). В свете того, что в Ветхом Завете понятие славы применительно к отдельным людям редко подразумевало славу небесную, псалмопевец скорее имеет здесь в виду свое пребывание под благословениями Божиими на протяжении своей земной жизни. В отличие от ветхозаветных, верующие новозаветного времени знают, что нечестивцы наказываются, а праведники — награждаются Богом и за пределами земного существования.

Асаф провозглашает, что, кроме Бога, нет ничего по-настоящему желанного для него ни на небе, ни на земле (стих 25). Пусть он страдает физически и душевно (стих 26: Изнемогает плоть моя и сердце мое), лишь в Боге, с Которым он неразлучен (Бог… часть моя вовек) черпает он поддержку и силы (Он твердыня сердца моего). В Нем — духовное богатство псалмопевца, которое намного ценнее того материального благосостояния, которым наслаждаются многие нечестивцы, ибо его богатство вечно.

Пс 72:27−28. Теперь он не сомневается в этом, как и в том, что «удаляющиеся от Бога» обречены на гибель. Как истинное благо для себя воспринимает Асаф свое стремление к Богу и упование на Него.

Так было всегда: близость к Господу помогала и помогает верующим правильно соразмерять ценность материального и духовного и остерегаться чрезмерного увлечения «материальным», чтобы «не отступить от Бога».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.