Псалмы 73 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 За что Ты нас, Господь, покинул, почему посылаешь гнев на паству Свою?
2 Вспомни всех, кого в давнее время Ты обрёл, вспомни Тобой спасённое племя, вспомни Сион, где Ты жил.
3 Пройди сквозь эти вечные руины, Боже. Вернись в святилище, которое разрушил враг!
4 Врага военные кличи Твой храм оглашали. Водрузили они там знамёна свои в знак того, что в войне победили.
5 Солдаты врага врата в храм разрушили, как будто лес своими топорами вырубили они.
6 Топорами и секирами изувечили резные стены храма Твоего.
7 Дотла они храм Твой спалили, разрушили до основания святилище, воздвигнутое в Твою честь.
8 Враги сказали:
«Мы полностью их покорим».
И подожгли все те места, где Богу поклонялись мы.
9 Для нас больше нет знамений, нет больше пророков, и никто не знает, как долго это будет продолжаться.
10 Сколько ещё будут над нами враги насмехаться и Тебе оскорбления наносить?
11 Почему нам в помощи отказываешь Ты? Своею силой уничтожь врага!
12 Боже, Ты царствовал над нами ещё испокон веков, Ты много раз нам приносил спасение.
13 Ведь это Ты Своею силой морские глубины вскрыл, и голову сломал дракону в океане.
14 Ведь это Ты снёс головы Левиафану и тело в пустыне бросил в пищу зверю.
15 Ведь это Ты ручьи и реки высек, Ты иссушил неиссякающие реки.
16 Тебе принадлежат и день, и ночь, ведь это Ты создал луну и солнце.
17 Ведь это Ты пределы дал всему земному, Ты сотворил зиму и лето.
18 Так вспомни, Господи, как насмехался над Тобою враг, как люди глупые глумились.
19 Не отдай нас врагу, словно беззащитную голубку в лапы дикого зверя. Не забудь людей своих, переполненных печалью.
20 Не забывай соглашение Своё, потому что насилие переполняет землю.
21 Не дай угнетённым бесчестья, да вознесут Твоё имя обездоленные и бедняки.
22 Восстань, о Боже, для сражения, вспомни, как над Тобой долго смеялись глупцы.
23 И не забудь криков врагов Твоих, которые слишком часто Тебя оскорбляли.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 73

Хотя в псалме нет исторических ссылок, по которым можно было бы судить о времени его написания, картина состояния еврейского народа, возникающая из него, соответствует лишь времени после вавилонского опустошения, происшедшего в 586 г. до Р. Х. Иерусалим и храм были разрушены, сожжены Навуходоносором, множество израильтян уведено было в изгнание, и не было в это время пророка (стих 9) у евреев. Естественно, Асаф — автор этого псалма — не мог быть современником царя Давида; он был, очевидно, одним из его потомков.

А. Молитва в напоминание (73:1−2)

Пс 73:1−2. «Навсегда» во фразе отринул нас навсегда — поэтическая гипербола; псалмопевец подразумевает, что Бог попустил долговременное испытание Своему народу, а не «отринул» его полностью и насовсем. В стихе 2 — собственно «напоминание» в поэтизированной форме: сонм Твой — это еврейский народ, который Бог издревле избрал (стяжал) Себе; поведя его от Авраама, Он сделал его Своим особым достоянием. На горе Сион, напоминает псалмопевец, Ты вселился в храм Твой.

Б. Плач о разрушении храма (73:3−9)

Пс 73:3. «Вековые развалины» в стихе 3, видимо, свидетельствуют о написании псалма не сразу после сожжения города и храма, а по прошествии какого-то времени, способствовавшего дальнейшему разрушению и запустению священных мест.

Пс 73:4−9. Под «собраниями» в стихе 4, вероятно, подразумевались издавна возникавшие у евреев «школы сынов пророческих» (комментарии на книги Царств), которые представляли собой своего рода «кружки» для совместного изучения Божиих откровений и для совместных же молитв. Вероятно, завоеватели преследовали тех, кто в них объединялись. Фраза «поставили знаки свои вместо знамений наших» может быть прочитана в том смысле, что все, что так или иначе относилось к еврейской священной атрибутике, было уничтожено, и повсюду были введены новые порядки и правила, установлены чуждые евреям изображения.

В стихах 5−6 речь идет о варварском разрушении секирами (топорами) резных украшений храма. в стихе 7 — о сожжении Божьего «жилища». Места собраний в стихе 8 — то же, что «собрания» в стихе 4. Нет уже пророка… кто знал бы… (стих 9). Пророки были в древнем Израиле проводниками Божественной воли, они стояли между Богом и Его народом. В то время, когда, очевидно, был написан Пс 73, пророк Иеремия уже умер (в Египте), а пророк Иезекииль сам находился в плену (этот же псалом-плач, псалом — «напоминание» исходит как бы от имени немногих евреев, остававшихся в Палестине).

В. Мольба о помощи (73:10−17)

Пс 73:10−17. В отсутствие пророка псалмопевец обращается к Богу непосредственно, моля Его о помощи и спрашивая, доколе продлится сие испытание и позволено будет врагам хулить… имя Господне.

«Десница» (правая рука) — символ силы Божией. Из среды недра Твоего (т. е. «от глубины Твоего сердца») порази противников Твоих и наших (стихи 10−11), молит псалмопевец Бога, спасающего землю Свою (стих 12).

В стихах 13−17 — аллегорическое изображение Божиего могущества. Так в стихе 13 подразумеваются чудесный переход евреев через Чермное море и гибель преследовавших их египтян (Ты сокрушил головы змиев в воде). «Левиафан» (стих 14), или крокодил, здесь символ фараона, врага евреев. Псалмопевец имеет в виду, что тела потонувших в море египтян, будучи выброшены на сушу, «стали пищей», по всей видимости, не людей, а народа пустыни, под которым, в свою очередь, могли подразумеваться хищники, в частности, шакалы, населявшие пустыню (сравните с «народом» муравьев и мышей в Притч 30:25−26). Далее, в стихах 15−17, Божие могущество прославляется на других «примерах».

Г. Вспомни же… (73:18−23)

Пс 73:18−23. Вспомни же, молит псалмопевец, что люди безумные (вавилоняне) хулят имя Твое. «Горлица» в стихе 19, как и «собрание убогих», — Израиль. Вспомни, Боже, о Своем завете с Израилем! Ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия (стих 20), точнее, сами эти места стали ими. Тут, очевидно, речь о том, что по опустошении израильской земли вавилонянами в ней расплодились разбойничьи шайки, укрывавшиеся в многочисленных горных пещерах ее.

Да не возвратится не отвеченной молитва Твоих угнетенных и нищих, чтобы они могли восхвалять имя Твое, — таков смысл стих 21.

Восстань, Боже ради дела Твоего, не оставь без внимания происходящего, вспомни, не забудь! — этими нотами мольбы завершается Псалом 73.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.