Псалмы 76 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Дирижёру хора, Идифуну. Одна из песен Асафа.
2 О помощи просил я Бога, Тебе молился я, о Боже. Услышь меня, молю!
3 К Тебе я прихожу с бедою, к Тебе всю ночь я поднимаю руки, но утешения нет душе.
4 Все мысли о Тебе, но стон нет сил сдержать, душа изнемогает. Селах
5 Ты мне и глаз сомкнуть не дал, хотел я слово вымолвить, но в огорчении я ничего не смог сказать.
6 Я размышлял о днях, давно уже прошедших.
7 Я ночью песни свои вспомнил, и что случилось, пытался осознать. Затем себя спросил я:
8 «Навечно ли Господь покинул нас, вернёт ли Он доброту Свою?
9 Неужели навсегда прошла Его неизмеримая любовь? Услышим ли Его опять?
10 Неужели Он забыл о милосердии и вместо сострадания в гневе обратился к нам?»
Селах
11 Затем подумал я:
«Вот мысль, которая меня тревожит: „Неужели Бог покинул нас?”»
12 Я не забуду о делах Господних, об исполненных Им чудесах.
13 Я буду думать о делах Твоих, обо всём, что Ты сотворил, я буду размышлять.
14 Боже, святы все дела Твои! Нет в мире божества, в величии сравнимого с Тобой!
15 Ты людям показал могущество Твоё, Господь, творящий чудеса.
16 Своею силою Ты спас народ Свой, потомков Иакова и Иосифа. Селах
17 Вода Тебя увидела, о Боже, и испугалась, глубокий океан затрепетал от страха.
18 Из туч тяжёлых падал дождь, раскаты грома оглашали небо, и всё пронзали Твои огненные стрелы.
19 Гром в урагане слышался, земля от молний вспыхнула и сотряслась.
20 Твой путь, Господь, через моря лежал, через глубины, но следов не оставалось.
21 Рукою Моисея и Аарона Ты словно стадо вёл людей Своих.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 76

Автор, Асаф, создает этот псалом в обстоятельствах крайне безотрадных. Душа его, вероятно, угнетена горестными событиями, следующими в жизни еврейского народа одно за другим, — так что создается впечатление, что «Бог забыл миловать» (стих 10) народ Свой. Отчаяние, однако, перемежается с надеждой. Последняя укрепляется в душе псалмопевца, когда он размышляет о прошлых чудных явлениях силы Господней в жизни евреев, в частности, об избавлении их из египетского рабства. Вводная надпись соответствует стиху 1.

А. Скорбь богооставленности (76:2−10)

Пс 76:2−4. В день скорби псалмопевец не перестает взывать… к Богу. Душа его отказывается от утешения (стих 3); здесь, вероятно, та мысль, что, «рассуждая по-человечески», ничто не сулит ему «утешения», и даже молитва не приносит успокоения. Однако всю ночь напролет псалмопевец пребывает в молитвенной позе: руки его простерты к небу и не опускаются; в благоговейном трепете и «изнеможении духа» он непрестанно думает о Боге (стих 4).

Пс 76:5−7. Душевное потрясение, испытываемое им, мешает ему связно выражать свои мысли (говорить). По ночам он вспоминает прежние песни свои, в которых славословил Господа, избавлявшего Израиль в дни древние, и духом своим пытается проникнуть в смысл происходящего, предугадать дальнейшее развитие событий (дух мой испытывает; стих 7).

Пс 76:8−10. Бог не отвечает на его молитвы, на молитвы Израиля. Неужели навсегда отринул их Господь? — в страхе вопрошает себя Асаф. И для грядущих поколений (в род и род) «не действительно» более (пресеклось) слово (здесь в значении «обетований») Его?

Б. Проблеск надежды (76:11−21)

Пс 76:11−19. Не видя отрады в настоящем, ибо «изменилась десница («правая рука» — символ могущества) Всевышнего» по отношению к Израилю (стих 11). Асаф единственный способ не впасть в последнее отчаяние видит в том, чтобы предаться воспоминаниям и размышлениям о чудных делах, совершенных Господом для евреев в прежние времена. Он славит великого Бога, равного Которому нет, чей путь… свят (стихи 14−15). В стихах 16−19 Асаф вспоминает об избавлении сынов Иакова и Иосифа из Египта. (в стихе 17 аллегорическое описание того, как, «увидев Бога», убоялись и расступились воды Чермного моря.)

Пс 76:20−21. Собственно, мысли об этом чуде, воспеваемом автором на языке поэтической гиперболы (сила Иеговы действует в развязанных Им природных стихиях; стихи 18−19), продолжаются и дальше; ими псалом и завершается. В стихе 20 Бог невидимый (следы Его неведомы) как бы шествует по волнам Чермного моря. Фраза о «неведомых следах» Бога может означать и то, что естественными законами объяснить совершенное Им нельзя. Это Он доверил Моисею и Аарону вести народ Свой, как стадо (стих 21).

Видимо, мысли о непостижимом, что волей Господа происходило в жизни еврейского народа прежде, успокаивает Асафа и возвращает ему веру в то, что, если народ этот всем сердцем вновь обратится к своему всемогущему Богу, Он вернет ему Свои «милость и щедроты».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.