Псалмы 89 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Молитва Моисея, Божьего человека.
2 Господь, Ты был жилищем нашим испокон веков.
3 До сотворения земли и рождения гор Ты Богом был. Ты был всегда и всегда пребудешь Богом.
4 Силою Своей людей Ты создаёшь, и снова в прах их обращаешь.
5 Тысяча лет для Тебя словно вчерашний день, словно пара часов ночных.
6 Ты сметаешь людей, и они словно сон, словно трава, что поутру пробилась: утром была свежа трава, но вечером, увядая, засыхает.
7 Нас ярость Твоя поглощает, нас пугает Твой гнев.
8 Все грехи наши перед Тобой как на ладони, и тайные грехи Тебе известны.
9 На нас Ты гневаешься день за днём, наши годы кончаются словно вздох.
10 Жизнь наша — около семидесяти лет, а наиболее сильные около восьмидесяти проживут. Переполненные страданием, быстро наши жизни проходят, и мы улетаем.
11 Силы гнева Твоего не измерит никто, но гнев Твой столь велик, сколь уважение, что к Тебе должны мы проявлять.
12 Научи и дай нам осознать, как коротки и быстротечны наши дни, чтобы скорее мудростью смогли наполнить мы сердца.
13 Господи, будь добр и к нам вернись, к слугам Твоим сострадание прояви.
14 Каждое утро наполни нас Своей любовью, чтобы мы радовались день изо дня.
15 Столько нам радостных дней дай, сколько дал нам печальных, пусть счастье на смену горю придёт.
16 Пусть увидят слуги Твои всё то прекрасное, что для нас Ты сделал. Дай детям их увидеть Твою славу.
17 Господи, будь добр к нам, и дай успех во всяком деле, во всех начинаниях удачей награди.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 89

IV. Книга IV (Пс 89−105)

В этом разделе 17 псалмов, и все они, за исключением трех, — анонимны. Псалом 89 был написан Моисеем, а Псалмы 100 и 102 — Давидом.

Вечное бытие Бога псалмопевец противопоставляет скоропреходящему бытию человека; сетуя, что дни человеческие проходят под знаком Божиего гнева, он молит Всевышнего, чтобы в сострадании Своем Он даровал народу Своему успех в его трудах и радость среди его печалей.

Согласно имеющейся надписи, которая в русском тексте соответствует стиху 1, Пс 89 является Молитвой Моисея, человека Божия (сравните Втор 33:1). И хотя многие толкователи Библии не соглашаются с этим, серьезных оснований отвергать авторство Моисея нет. Будучи принятой, она, однако, не помогает установить повода написания псалма.

В процессе 40-летнего скитания евреев по пустыне и гибели за это время целого поколения их, вышедшего из Египта, поводов могло представиться немало. Существует предположение, что Пс 89 был написан Моисеем к концу его жизни, перед вступлением еврейского народа в землю обетованную. Очевидно, перед нами самый древний из 150 псалмов, составляющих Псалтирь.

А. О мимолетности человеческого бытия (89:2−12)

Пс 89:2−6. Псалмопевец говорит о несоизмеримости существования вечного Бога и смертных людей, для которых (здесь подразумеваются евреи, познавшие этого Бога) Он из поколения в поколение является защитой и укрытием (стих 2). «Земля и вселенная» (стих 3) в еврейском тексте переданы двумя синонимами; поэтическое слово тебел, переведенное как «вселенная», означает плодоносную, производящую жизнь, часть земли. Слово это часто встречается в Псалтири.

Мысль о мимолетности человеческого бытия выражена в стихе 4: Господь, «живущий» над границами времени, «возвращает» человека в тление, или в «прах», из которого он был создан (стих 4).

Для вечного Бога, существующего вне времени, и тысячелетие исчезает мгновенно и бесследно, словно один день, который прошел. Стража в ночи (сравните Пс 62:7) составляла примерно четыре ночных часа, т. е. «стражами» измерялись три, очевидно, ночных периода (Суд 7:19, где речь идет о среднем из таких периодов); для спящего человека одна стража пролетала мгновенно.

Человека, чья жизнь мимолетна, Моисей уподобляет траве, которая, едва зазеленеет, как уже и засыхает (стих 6 сравните с Пс 36:2; 101:5, 12; 102:15−16; Ис 40:6−8).

Пс 89:7−12. Грехи явные, как и тайные беззакония людские, которые вовсе не тайна для Бога, вызывают гнев и ярость Всевышнего, от которых люди мечутся в растерянности (мы в смятении; стих 7) и «исчезают» с лица земли. Все дни наши прошли под знаком гнева Твоего (стих 9), сетует Моисей, возможно, имея в виду годы, проведенные евреями в пустыне, где Бог нередко карал Свой народ за согрешения его и отступления от заповедей закона.

По сравнению с годами патриархов, сократилась жизнь их, и теперь они живут семьдесят, а при крепком здоровье восемьдесят лет, грустно замечает автор псалма, и лучшая их часть проходит в тяжелом труде, либо в болезнях. Быстро… проходят они, и мы летим (в значении «бесследно улетают наши дни»). Кто знает до конца силу гнева и ярости Твоих, и в чем еще проявятся они! — восклицает Моисей.

Кто может по мере посылаемых Тобою бедствий (страха Твоего) предсказать те, которые ожидают впереди (очевидно, так следует понимать окончание стих 11). Но Ты знаешь, сколь быстротечны дни наши, подразумевает он, прося Бога, во избежание новых бедствий, научить людей так счислять дни (стих 12) их жизни, чтобы по ходу их обретать мудрость и благочестие.

Б. Мольба к Богу (89:13−17)

Пс 89:13−17. Это мольба о возвращении народу милости Господней: Обратись, Господи! Умилосердись над рабами Твоими. После всего пережитого нами (стих 15) дай нам радоваться и веселиться во все дни наши.

В стихе 16 Моисей молит Бога, чтобы дело Его, ради которого Он отделил для Себя народ, который вывел из Египта, продолжалось и в нынешнем и в последующих поколениях евреев-да знают и «сыны рабов Твоих» славу Твою. И благоволение, и помощь Его во всем (в деле рук наших споспешествуй нам) да пребудут со всеми ними (стих 17), просит псалмопевец.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.