Исход 13 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Тогда Господь сказал Моисею:
2 «Всякий мальчик-первенец, рождённый израильтянкой, будет принадлежать Мне, всякий первенец, от человека до скота, будет Моим».
3 «Запомните этот день, — сказал Моисей народу. — Вы были рабами в Египте, но в этот день Господь Своей великой силой освободил вас. Не ешьте хлеба с закваской.
4 Сегодня, в месяце авиве, вы уходите из Египта.
5 Господь дал вашим предкам особое обещание, обещал отдать вам землю хананеев, хеттеев, аморреев, еввеев и иевусеев. Когда Бог приведёт вас в землю, изобилующую всяким добром, помните этот день. Этот день в первом месяце года должен быть для вас особым днём — днём поклонения.
6 В течение семи дней вы должны есть только пресный хлеб, а на седьмой день должны устраивать великий праздник — праздник в честь Господа.
7 Итак, в течение семи дней вы не должны есть хлеб, в котором есть закваска. В вашей земле нигде не должно быть хлеба, замешенного на дрожжах.
8 В этот день вы должны говорить своим детям: „Мы соблюдаем этот праздник, потому что Господь вывел нас из Египта”.
9 Этот праздник поможет вам помнить — он будет словно тесьма, повязанная на руку, словно знамение перед твоим взором. Этот праздник поможет тебе помнить учение Господа, поможет тебе помнить те события, когда Господь Своей великой силой вывел тебя из Египта.
10 Так вспоминай же об этом празднике в назначенное время каждый год.
11 Господь приведёт тебя в землю, которую обещал тебе дать. Сейчас там живут хананеи, но Бог обещал твоим предкам, что отдаст эту землю тебе. И после того как Бог отдаст тебе эту землю,
12 помни, что ты должен отдать Господу каждого мальчика-первенца и каждую перворождённую скотину из приплода.
13 Каждого перворождённого ослёнка можно выкупить у Господа. Ты можешь отдать ягнёнка и оставить себе ослёнка. Если же не хочешь выкупить ослёнка у Господа, то убей его, это будет жертвоприношение — ты должен сломать ему шею. Каждого мальчика-первенца ты должен выкупить у Господа.
14 В будущем твои дети спросят, зачем ты делаешь это. „Что всё это значит?” — спросят они, и ты ответишь: „Господь Своей великой силой вывел нас из Египта. Мы были там рабами, но Господь спас нас и привёл сюда.
15 Фараон в Египте упорствовал и отказывался отпустить нас, но Господь убил всех первенцев в той земле, убил весь перворождённый скот и всех сыновей-первенцев. Потому я и отдаю Господу каждое перворождённое животное мужского пола и тем выкупаю у Господа моих первенцев сыновей”.
16 Это будет тесьмой, повязанной тебе на руку, знамением перед взором твоим, чтобы помнить, что Господь вывел нас из Египта Своей великой силой».
17 Когда фараон отпустил народ из Египта, Господь не дал им пойти по дороге, ведущей в землю филистимлян по берегу Средиземного моря, хотя это и был самый короткий путь. Господь сказал:
«Если израильтяне пойдут по этой дороге, им придётся воевать и тогда они могут передумать и возвратиться в Египет».
18 Поэтому Господь повёл их другой дорогой, через пустыню у Красного моря. Израильский народ был облачён в военные доспехи, когда выходил из Египетской земли.
19 Моисей нёс с собой останки Иосифа, так как Иосиф, умирая, взял с сынов Израиля обещание сделать это для него. «Когда Бог спасёт вас, — сказал Иосиф, — не забудьте унести с собой из Египта и мои кости».
20 Выйдя из Сокхофа, израильский народ остановился в Ефаме, вблизи пустыни.
21 Господь же шёл перед ними, днём — в облачном столбе, указывая путь, а ночью — в огненном столбе, чтобы при свете этого огня они могли продолжать путь ночью.
22 Облачный столб был с ними весь день, а огненный столб — всю ночь.

Толкование Далласской семинарии

Исх 13:1−16. После вводных фраз об израильских перворожденных (стихи 1−2), которых следовало посвящать на служение Господу (поскольку они были пощажены при совершении 10-ой казни), Моисей говорит народу о праздновании Пасхи и опресноков (стихи 3−10), а затем возвращается к теме первенцев (стихи 11−16).

Моисей опять напомнил народу о значительности того дня, когда они были выведены (сравните 12:24−27) из земли рабства (буквально дома рабства) Божией рукою крепкою (сравните толкование на 3:19), направившей их в землю обетованную. (По поводу хананеев и других этнических групп, упоминаемых в 13:5, толкование на 3:17, а по поводу земли, где течет молоко и мед, толкование на 3:8.) Победоносное это событие следовало ежегодно поминать и отмечать семидневной церемонией праздника опресноков.

Как и Пасха (12:26−27), праздник Опресноков имел большое воспитательное значение в семье (13:8−9). Это празднование уподоблялось Моисеем знаку на их руках или памятнику пред их глазами, т. е. постоянному напоминанию о том, как Бог крепкой рукою избавил их из Египта. Некоторые ортодоксальные евреи интерпретируют этот отрывок (а также Втор 6:8; 11:18) буквально и, помещая абзацы Закона (а именно Исх 13:2−10; Втор 6:4−9; 11:13−21) в небольшие мешочки, так называемые филактерии, повязывают их на руки и прикрепляют ко лбу, хотя Бог, по всей вероятности, не это имел ввиду.

Когда они войдут в землю обетованную (Исх 13:11), первенцы из сыновей и скота мужского пола должны будут посвящаться Господу (сравните стих 2; Чис 18:15). Животные включены сюда по той причине, что они тоже «выиграли» от избавления, дарованного Богом Израилю во время совершения 10-ой казни. Поскольку ослы считались нечистыми животными (Лев 11:2−4), то их нельзя было приносить в жертву, но можно было выкупить (зд, евр. падах — «снова купить, уплатив цену») или, вместо осла, принести в жертву ягненка.

Конечно, сыновья евреев — поскольку человеческие жертвоприношения были неприемлемы для Бога — тоже подлежали «выкупу». И это также служило воспитательным фактором в семье (сравните Исх 12:26−27; 13:8). Египетские перворожденные были убиты по суду Божиему, а израильские «первенцы» — либо убивались (животные), т. е. приносились в заместительную жертву, либо выкупались (сыновья). Как и праздник опресноков (стихи 7−9), посвящение первенца служило знаком или символом, напоминанием Израилю о его избавлении из Египта, совершенном крепкой рукою Божией (стих 16).

Исх 13:17−22. Кратчайший путь к земле Ханаанской, в направлении Биршевы и Негева, пролегал через территорию филистимлян. Он шел вдоль Средиземного моря и являлся военной дорогой египтян. Но Бог, желая избавить израильтян от возможных военных столкновений с египетскими пограничными отрядами, которые могли побудить народ вернуться в Египет, избрал другой путь, который вел на юго-восток, по направлению к Синаю.

Где в точности пролегала эта дорога в пустыне, неясно, но, возможно, она вела к Горьким озерам (карту «Возможный маршрут Исхода» — там, где толкование на Чис 33:1−5). И вышли… вооруженные, вероятно, скорее означает «подготовленные к длительному переходу», чем облаченные в доспехи, с луками и стрелами — на случай военных столкновений.

Моисей знал о просьбе Иосифа вынести его кости из Египта (Быт 50:25) и исполнил эту его просьбу. Позднее «кости» Иосифа были погребены в Сихеме (Деян 7:15−16; толкование на эти стихи).

Проведя некоторое время в Сокхофе, израильтяне направились в Ефам (карту «Возможный маршрут Исхода»). Ведомые сверхъестественной силой, т. е. Самим Господом, Который днем шел в столпе облачном… а ночью в столпе огненном, израильтяне каждый день проходили известное расстояние. Облако не только вело их, но, символизируя Божие присутствие, убеждало их в Его доброте и верности. (Заметьте, что это было одно и то же, а не два облака; сравните Исх 14:24). И так народ был приведен к краю пустыни (сравните Чис 33:6).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.