«Я сделаю так, что с неба вам станет падать хлеб, чтобы у вас была пища. Пусть люди каждый день выходят и собирают сколько нужно на день. Я совершу это знамение, чтобы проверить, будут ли они повиноваться Мне.
«Сегодня вы увидите, насколько велика сила Господняя, узнаете, что именно Он вывел вас из Египта.
«Вы жаловались, и Господь услышал ваши жалобы, поэтому сегодня ночью Господь даст вам мясо, а утром вы получите столько хлеба, сколько вам нужно. Вы жаловались на меня и Аарона, так может теперь нам будет покой. Помните, что ваши жалобы не на нас, а на Господа».
«Обратись ко всем людям народу Израиля и скажи им: „Предстаньте перед Господом, потому что Он услышал ваше недовольство”».
«Что это такое?»
, так как они не знали, что это было. Тогда Моисей сказал им:
«Это — хлеб, который вам посылает Господь.
«Так было угодно Богу, это случилось потому, что завтра суббота, особый день отдыха в честь Господа. Сегодня приготовьте столько еды, сколько надо, а то, что останется, сберегите до утра».
«Сегодня суббота, особый день отдыха в честь Господа, поэтому пусть никто из вас не выходит в поле. Ешьте то, что собрали вчера.
«Долго ли ещё вы будете отказываться следовать Моим наказам и наставлениям?
«Господь повелел: „Сохраните по восемь чашек этой еды для ваших потомков, и тогда они увидят, чем Я кормил вас в пустыне, когда вывел вас из Египта”».
«Возьми кувшин, насыпь туда восемь чашек манны, чтобы поставить её перед Господом и сохранить для наших потомков».
Толкование Далласской семинарии
б. Обеспечение народа пищей в пустыне Син (глава 16)
1) Обеспечение хлебом и мясом (16:1−20).
Исх 16:1−12. Из пустыни Сур (15:22) израильтяне месяц спустя (сравните 12:6) добрались до пустыни Сан… между Елимом и… Синаем. Поскольку народ продолжал идти по направлению к Синаю, Господь обеспечил его несколькими необходимыми вещами, включая «хлеб» (16:4) и мясо перепелов (стих 13; сравните стихи 8, 12). Так как их переход растягивался уже на недели, запасы хлеба (12:34) должны были подойти у них к концу. В результате избавленный народ вновь принялся роптать на Моисея (сравните 15:24).
Нехватка хлеба заставила их позабыть об ужасном своем положении в Египте, и теперь они вспоминали лишь о еде, которая была у них там (сравните Чис 11:5), и осуждали намерения и действия своего вождя. И так же, как в Мерре Господь в ответ на их жалобы дал им воду, так и здесь Он откликнулся немедленно, послав им хлеб с неба (который они стали называть «манной»; толкование на Исх 16:31).
Хлеб этот появлялся рано поутру (стихи 8, 12−13) — точнее, на протяжении ночи (Чис 11:9) — и таял при жарком свете дня (Исх 16:21). Каждый день народу следовало собирать его столько, сколько нужно было ему на данный день. Смысл этого состоял в том, чтобы научить их доверять Господу; верить в то, что Он даст им еду в утро каждого дня!
На шестой день им следовало собирать манны столько, чтоб хватило на два дня, так как им было сказано, что на седьмой день небесный хлеб не появится в пустыне (стих 5; сравните стих 26). Моисей и Аарон укоряли народ за то, что ропщет против них (стих 7) и Господа (стих 8) и вновь уверяли его в том, что Он позаботится об удовлетворении их нужд. И узнают они, что Он Господь, Бог их (стих 12).
Исх 16:13−20. В тот же самый вечер Бог чудесным образом наслал на стан, (лагерь) перепелов — в ответ на просьбы народа дать им мяса (стих 3; сравните Чис 11:31−32, где речь идет о другом случае; Пс 77:27−28; 104:40). По осени перепел подобно фазанам и куропаткам, мигрирует на юг — из Палестины и Аравии в Центральную Африку, а весной возвращается. На египетских фресках и на предметах изобразительного искусства можно увидеть людей, которые ловят перепелов в силки.
Хлеб (сравните Исх 16:4) явился с росой. Когда же роса сошла, мелкие крупинки покрывали пустыню. Никогда не видевшие их дотоле, люди спрашивали друг у друга: что это такое? (толкование на «манну», к стих 31). Псалмопевец Асаф называет манну «ангельским хлебом» (Пс 77:25), потому что она была послана с неба.
Бог повелел им собирать ее из расчета по одному гомору (около 2-х кварт; таблицу «Библейская система весов и мер» — перед комментариями на книгу Бытия) на человека… сколько у кого в шатре; евреи так и сделали (Исх 16:17). Но некоторые из них, ослушавшись этого нового указания, оставили часть ее до утра. И Бог сделал так, что оставленный ими хлеб зачервивел.
2). Забота о субботнем отдыхе для народа. 16:21−30. Это первое в Библии упоминание о субботе. После шести дней трудов по сотворению мира Бог на седьмой день отдыхал (Быт 2:2−3). По-еврейски слова «седьмой» и «отдыхал» («почил») звучат одинаково. Позднее повеление Бога евреям отдыхать в субботу вошло в Десятисловие (Исх 20:8−11).
Исполняя повеление Господа (16:4), большинство народа собирало хлеб только на одни день, но в шестой день недели они собирали его вдвое больше, потому что седьмой день должен был быть днем отдыха (стих 23; сравните стих 26), святой субботой Господней (сравните стих 26). В субботу пища им не давалась, но часть припасов от шестого дня следовало испечь или сварить в расчете на седьмой день.
Не посчитавшись с наставлениями Божиими (стих 23), кое-кто из народа вышел и на седьмой день, чтоб собирать «хлеб». В неудовольствии спросил Господь, долго ли будут они уклоняться от соблюдения Его заповедей… и законов?
3) В память о милости Божией в пустыне.
Исх 16:31−36. И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна (ман ху — «что это»? — сравните стих 15). Она представляла из себя «нечто мелкое, круповидное» (стих 14), белое… как кориандровое семя (род травы), по виду, словно капельки смолы (Чис 11 7; в русском тексте — «бдолах», слово, видимо, вышедшее из употребления; наверное, крупники эти были светлыми и липкими), а на вкус, как лепешка с медом. Говорится также (Чис 11:8), что манна имела привкус оливкового масла.
Затем Бог повелел Моисею сохранить один гомор манны (около 2-х кварт или десятую часть ефы — Исх 16:36) в сосуде — в память для будущих поколений о Божией милости. Манну следовало поместить пред ковчегом свидетельства (стих 34). «Свидетельством» или «откровением» называются две скрижали с текстом Закона на них (25:16; 31:18; 32:15; 34:29), помещенные в ковчег (25:16, 21), т. е. в самое святое место. Еврейское слово для «свидетельства» («откровения»), возможно, является специальным термином для обозначения условий завета. По поводу того, где должно было хранить манну — в ковчеге ли, как предполагается в Евр 9:4, или перед ним, толкование на 2-Пар 5:10.
Господь продолжал снабжать народ манной, пока он не пришел в Галгал, где стал есть продукты той земли (Нав 5:12). Так что манна в ковчеге была вечным напоминанием народу о верности ему со стороны Бога, Который заботился об удовлетворении его нужд.
Иисус Христос, напоминая евреям о манне (Ин 6:31, 49, 58) называл Себя «истинным (духовным) хлебом с небес» (Ин 6:32), «хлебом Божиим… с небес» (Ин 6:33), «хлебом жизни» (Ин 6:35, 48) и «хлебом живым… с небес» (Ин 6:51). Всякий, кто верует в Него, сказал Он, будет иметь жизнь вечную (Ин 6:33, 51, 58).