Исход 19 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 На третий месяц пути израильский народ добрался до Синайской пустыни.
2 Израильтяне двинулись из Рефидима в Синайскую пустыню и расположились станом неподалёку от горы.
3 Моисей поднялся на гору, чтобы встретиться с Богом, и Бог обратился к нему на горе с такими словами:
«Скажи израильскому народу, великому семейству Иакова:
4 „Вы видели, что Я могу сделать с Моими врагами, видели, что Я сделал с народом Египта, видели, как Я словно орёл вынес вас из Египта и принёс сюда ко Мне.
5 Теперь же Я говорю вам: исполняйте Мои заповеди, соблюдайте соглашение со Мной и будете Моим особым народом.
6 Вы будете особым народом — царством священников. Моисей, ты должен передать израильскому народу то, что Я сказал”».
7 Когда Моисей спустился с горы, он созвал всех старейшин народа и передал им всё, что повелел Господь.
8 И весь народ ответил в один голос:
«Мы исполним всё, что говорит Господь».
Тогда Моисей возвратился к Богу на гору и сказал, что люди будут послушны Ему.
9 Господь сказал Моисею:
«Я приду к тебе в густом облаке и буду говорить с тобой, чтобы народ услышал, как Я говорю с тобой, и поверил тебе навсегда».
И тогда Моисей поведал Богу обо всём, что говорили люди.
10 Затем Господь повелел Моисею:
«Сегодня и завтра ты должен подготовить народ к особой встрече. Пусть люди выстирают свои одежды
11 и на третий день пусть будут готовы к Моему появлению: на третий день Господь сойдёт на гору Синай, и весь народ увидит Меня.
12 Ты же должен сказать людям, чтобы они держались подальше от горы, проведи черту и не разрешай им пересекать её.
13 Всякий, кто прикоснётся к горе, будь то человек или животное, должен быть забит камнями или пронзён стрелами, и пусть никто не прикасается к нему. Израильтяне должны дождаться, пока прозвучит труба, только тогда они могут подняться на гору».
14 И вот Моисей спустился с горы, пошёл к народу, чтобы подготовить людей к особой встрече, и они выстирали свои одежды.
15 И сказал тогда Моисей народу:
«Подготовьтесь к встрече с Богом через три дня; до этого времени мужчины не должны прикасаться к женщинам».
16 На утро третьего дня на гору опустилось густое облако, гремел гром, сверкала молния, и раздавался оглушительный звук трубы, и испугался народ в стане.
17 Тогда Моисей вывел народ из стана к месту около горы для встречи с Богом.
18 Гора Синай была скрыта в дыму, который поднимался с её вершины словно дым из печи, так как Господь сошёл на гору в огне и вся гора сотрясалась.
19 Трубный звук становился всё громче и громче, и каждый раз, когда Моисей обращался к Богу, Бог отвечал ему громоподобным голосом.
20 Господь сошёл на гору Синай. Он сошёл с небес на вершину горы и призвал Моисея, чтобы тот поднялся к Нему на вершину, и Моисей взошёл на гору.
21 Господь сказал Моисею:
«Сойди вниз и предупреди израильтян, чтобы они не приближались и не смотрели на Меня, чтобы многим из них не умереть.
22 Скажи также священникам, которые приблизятся ко Мне, что они должны подготовиться к этой особой встрече, чтобы Я их не поразил».
23 «Но ведь народ не может подняться на гору, — сказал Моисей. — Ты ведь Сам предупредил нас, чтобы мы провели черту и не разрешали людям переступать через неё на святую землю».
24 «Спустись вниз к народу, — ответил ему Господь, — и приведи сюда Аарона. Народ же и священники пусть не подходят ко Мне, иначе Я накажу их, если они подойдут слишком близко».
25 Моисей спустился к народу и рассказал им всё это.

Толкование Далласской семинарии

II. Откровение Божиему народу на Синае (главы 19−40)

Израильтяне пришли к горе Синай, где и оставались, пока совершились все те события, которые описаны в Исх 19:1 — Чис 10:10. Они пробыли там 11 месяцев и 6 дней — с 15-го дня третьего месяца первого года их путешествия (сравните Исх 12:2, 6 с 19:1) до «20-го дня второго месяца второго года» путешествия (Чис 10:11). Там-то Моисей и получил от Бога Закон со многими содержащимися в нем наставлениями о том, как следует избавленному народу служить Ему.

А. Завет Бога с Его народом (главы 19−31)

Бог спас Свой народ из Египта, «дома рабства» (13:3, 14; 20:2; сравните толкование на Втор 5:6), посредством окропления кровью (Исх 12) и проведя его чудесным образом через Чермное море (Исх 14). И вот теперь Он привел их в Синай, где вступил в завет с ними. Закон сделался «конституцией» народа, данной ему для его теократического государства, контролируемого их великим Богом, Яхве.

Положения Моисеева завета в сопоставлении с договорами между сюзеренами и их вассалами.

На горе Синай В Транс-иордании В Ханаане
Преамбула Исх 20:2а Втор 1:1−4 Нав 24:1−2а
Исторический пролог Исх 20:26 Втор 1:5 — 4:43 Нав 24:2б−13
Общие условия Исх 20:3−17 Втор 4:44 — 11:32 Нав 24:14−15, 23
Особые условия Исх 20:22 — 23:33 Втор 12:1 — 26:15
Хранение и периодическое чтение Исх 25:16, 21 Втор 31:9−13, 26 Нав 24:25−26а
Призвание с свидетели Втор 30:19; 31:28 Нав 24:22, 26б−27
Проклятия и благословения Лев 26 Втор 27−28 Нав 24:19−20
«Вассальная» клятва верности Исх 24:3 Нав 24:16−18, 21, 24
Торжественная церемония Исх 24:4−11

I. ОБСТАНОВКА, В КОТОРОЙ БЫЛ ДАН ЗАКОН (ГЛ. 19).

Моисеев завет или договор — таков же по форме, какими были договоры, заключавшиеся ближневосточными правителями — сюзеренами с их вассалами. Многие из составных частей таких договоров были заключены и в Завет Бога с Его народом, данный Моисею. Видимо, это соответствовало общепринятой в те дни структуре юридических договоров.) Здесь Бог являлся абсолютным Владыкой, а Его народ был в положении вассала.

а. Стоянка у горы Синай (19:1−2)

Исх 19:1−2. Ровно через три месяца после исхода из Египта израильтяне вошли в пустыню Синайскую и расположились… станом у горы Синай.

Термин «пустыня» не всегда означает безводную пустынную землю: порой так называют никем не заселенные пастбищные земли. Точное месторасположение горы Синай не известно, но принято относить его к Джебел Мусе в южной части Синайского полуострова. Это-то же самое, что Божия гора (сравните 3:1; 4:27; 28:5; 24:13), называемая также Хоривом, где Бог явился Моисею в горящем кусте.

б. Привилегии вступающим в завет (19:3−6)

Исх 19:3−4. Как только израильтяне расположились станом у Синая, Моисей отправился на гору, и там Бог говорил с ним о «пакте», который Он заключит с народом (Иаков и Израиль — два имени-синонима еврейского народа).

Говоря о том, как Он спас народ из Египта и, переведя его через Чермное море, привел к Синаю, Бог сравнил это с тем, как если бы носил их на орлиных крыльях (сравните Втор 32:10−11). Когда орлята учатся летать, то мать-орлица летает под ними, готовясь подхватить их на свои распростертые крылья.

Исх 19:5−6. Предложения, сделанные Богом (завет Мой) поставили бы Израиля в особое положение среди народов — если бы Израиль принял к исполнению установления Божией праведности.

Бог обещал, если они примут условия и будут их соблюдать, сделать их Своим уделом (сравните Втор 7:6; 14:2; 26:18; Пс 134:4; Мал 3:17). Они стали бы Его народом, высоко ценимым Им и связанным с Ним особыми узами. Кроме того, они стали бы царством священников — это означает, что каждый представитель народа Царем которого является Бог, знал бы тайну доступа к нему и имел бы этот доступ, и каждый из них выступал бы в роли посредника за других, как это делали священники. Они были бы, народом святым, т. е. нравственно чистым и полностью посвященным служению Богу. Для того Бог и искупил Израиля, чтобы он мог пребывать в контакте с Ним, быть отделенным (от других народов) для Него.

в. Подготовка к заключению завета (19:7−25)

Исх 19:7−15. И тогда Моисей известил старейшин Израиля и весь народ о готовящемся Божием завете и о Его намерении владеть ими на особых основаниях. Народ горячо откликнулся и обещал строго соблюдать Его установления. В предверии принятия завета Бог повелел народу очистить себя от всякой нечистоты и быть готовым посвятить себя Ему. В трехдневный ритуал их очищения входило омытие всех их одежд и воздержание от физической близости.

Кроме того, на протяжении этих трех дней ни человек, ни животное не должны были восходить на гору под угрозой смерти. Такая особая подготовка подчеркивала значение события, которому предстояло совершиться… Бог небес готовился заключить завет со Своим народом. В отличие от языческих божеств, которые, видимо, обитали в горах, Бог Израиля спускался на горы с неба (1Цар 8:30, 49), чтобы говорить со своим народом. Лишь когда раздастся трубный звук (сравните Исх 19:16), можно будет людям подойти к горе (стих 13).

Исх 19:16−25. И вот на третий день Бог небесный спустился на гору Синай, являя силу Свою и величие. Бог демонстрировал Свою святость, вселял благоговейный ужас; не приходится удивляться, что люди дрожали, стоя у подножья горы (стих 16; сравните 20:18). Они слышали раскаты грома, затем протяжный трубный звук весьма сильный донесся до них (сравните 19:13); они видели вспышки молний, огонь и густые клубы дыма словно из раскаленной печи; они ощутили землетрясение: вся гора сильно колебалась. От черного облака дыма наступил мрак, небо сделалось темным (Втор 4:11; сравните Исх 20:21).

Лишь Моисею (19:20) и Аарону (стих 24) было позволено подняться на гору; священникам же и народу следовало оставаться у ее подножия. Если бы кто из них, побуждаемый любопытством, увидел бы Господа, то погиб бы (сравните толкование на 3:11, 20; Ин 1:18). Хотя священство из колена Левитова еще не было учреждено, в качестве священников служили старейшины (Исх 3:18) или кто-то из молодых людей (24:5). Моисей трижды всходил на вершину горы и затем спускался к народу (19:3, 7; стихи 8−9; стихи 20, 25). Все эти меры и наставления служили народу живым напоминанием о той неизмеримой пропасти, что разделяет Божественное и человеческое; они в то же время свидетельствовали ему о чуде Божиего откровения.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.