Исход 3 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Моисей пас овец у своего тестя, мадиамского священника по имени Иофор. Однажды он погнал овец на западную сторону пустыни и пришёл к Хориву, горе Божьей.
2 На этой горе Божьей, в горящем кусте, Моисей увидел Ангела Господнего. Он увидел куст, который горел, не сгорая.
3 Тогда Моисей решил подойти ближе и посмотреть, почему куст горит огнём, но не сгорает.
4 Господь увидел, что Моисей подходит посмотреть на куст, и позвал его:
«Моисей, Моисей!» «Да, Господи», — ответил Моисей.
5 «Не подходи ближе, — сказал Господь. — Сними сандалии, так как ты стоишь на святой земле.
6 Я — Бог твоих предков, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова!» Моисей закрыл лицо, потому что боялся смотреть на Бога.
7 Тогда Господь сказал:
«Я видел, какие великие невзгоды терпит Мой народ в Египте, и слышал, как стонет он от притеснений египтян; Я знаю о боли его.
8 Я снизойду и спасу Мой народ от египтян, выведу его из той земли и приведу в хорошую землю, где он избавится от невзгод. Та земля изобилует всяким добром. Много разных народов живёт в той земле: хананеи, хеттеи, аморреи, ферезеи, евеи и иевусеи.
9 Я слышал стенания израильского народа, видел, какой тяжкой сделали его жизнь египтяне.
10 И вот теперь Я посылаю тебя к фараону. Пойди и выведи из Египта Мой народ, народ Израиля!»
11 Но Моисей сказал Богу:
«Я — маленький человек! Кто я такой, чтобы идти к фараону и вывести народ Израиля из Египта?»
12 «Ты сможешь сделать это, потому что Я буду с тобой! — сказал Бог. — И вот свидетельство того, что Я посылаю тебя: после того как ты выведешь народ из Египта, вы придёте и совершите служение Мне на этой горе!»
13 Тогда Моисей спросил:
«Но, если я пойду и скажу израильскому народу: „Бог ваших предков послал меня”, а люди спросят: „Как имя Его?” — что я им скажу?»
14 Бог ответил Моисею:
«Я — Сущий. Когда пойдёшь к израильтянам, скажи им: „Сущий послал меня к вам”».
15 И ещё сказал Бог Моисею:
«Вот что ты должен сказать людям: „Иегова — Бог ваших предков, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моё имя всегда будет Иегова, и под этим именем Меня будет знать великое множество поколений!”
16 Иди и собери всех старейшин народа и скажи им: „Иегова, Бог ваших предков, явился мне. Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова говорил со мной. Вот что сказал Господь: „Я видел ваши невзгоды и всё, что с вами произошло в Египте,
17 и решил увести вас от страданий, которые вы терпите в Египте. Я приведу вас в землю, ныне принадлежащую многим народам: хананеям, хеттеям, аморреям, ферезеям, евеям и иевусеям — приведу вас в землю, изобилующую всяким добром”.
18 Старейшины послушают тебя и пойдут с тобой к египетскому царю, и вы скажете ему, что Иегова, Бог иудейского народа, явился нам и велел нам идти три дня по пустыне, а после того принести жертвы Иегове, Богу нашему.
19 Я знаю, что египетский царь не отпустит вас, и только великая сила заставит его это сделать.
20 Я явлю Свою великую силу и использую её против Египта; Я сделаю так, что удивительные события произойдут в той земле, и тогда фараон отпустит вас.
21 Я сделаю так, что египтяне будут по-доброму относиться к израильскому народу. Они принесут вашему народу множество даров, когда вы будете покидать Египет.
22 Все израильские женщины должны попросить подарки у своих соседей египтян и у тех египтянок, которые живут у них в домах. И египтянки дадут им подарки. Ваш народ получит золотые и серебряные вещи и нарядную одежду. Когда же вы будете покидать Египет, наденьте все эти подарки на ваших детей. Так вы унесёте с собой богатство Египта”».

Толкование Далласской семинарии

2) Призыв, обращенный к Моисею (3:1 — 4:17). Эти стихи, в которых запечатлен призыв Бога к Моисею на горе Хорив, могут быть поделены на пять частей: обстоятельства (3:1−3), непосредственная встреча (3:4−10), сильный испуг (3:11−15), наставления (3:16−22) и сетования, жалобы (4:1−17).

Исх 3:1−3. В этих стихах показаны: обстоятельства, в которых Бог призвал Моисея. После 40 лет обучения и совершенствования при дворе фараона Моисей приближался теперь к окончанию другого сорокалетнего периода в своей жизни, на протяжении которого был пастухом. Ведя стадо тестя своего на поиск тучных пастбищ, Моисей приблизился однажды к горе Хорив (одно из названий горы Синай; сравните 19:10−11 с Втор 4:10). Не вполне ясно, почему его тесть назван здесь Иофором, вместо Рагуила.

Может быть, Рагуил полагал, что удостоился особой чести, выдав дочь замуж за египтянина, воспитанного при царском дворе, и поэтому изменил свое имя на Иофор, что означает «изобилие» или «превосходство». То, что Моисей называет Хорив горой Божией (сравните 4:27; 18:5; 24:13), вероятно, объясняется его особо уважительным отношением к этой горе по причине событий, которые имели там место.

Интересно, что явление Бога Моисею (3:1−3) произошло на той же самой горе, где позднее Бог дал ему закон (19:20; 24:13−18; сравните 3:12). Именно там любопытство Моисея было привлечено кустом, который горел, но не сгорал. Огонь символизировал присутствие Божие; он был виден и позднее, когда Бог сошел на гору Синай (Исх 19:18).

Исх 3:4−10. При этой встрече с Моисеем Всевышний поручил ему освободить Его народ из Египта (стих 10). Сознавая, что это Бог взывал к нему, Моисей ответил: вот я. Такой же ответ был дан Богу Авраамом (Быт 22:11), Иаковом (Быт 46:2) и Самуилом (1Цар 3:4). Бог повелел Моисею снять обувь (сравните Нав 5:15) в знак преклонения перед Ним. Земля эта была святой не сама по себе, а из-за присутствия Бога. Когда Господь открыл Себя Моисею как Бога его предков (Авраама, Исаака и Иакова; сравните Исх 3:15−16; 4:5), Моисей закрыл лице свое, боясь взглянуть на Бога (сравните с комментариями на 33:11, 20; Ин 1:18).

Затем Бог сказал Моисею, что Ему известно о тяжелом положении Его народа (Исх 3:7, 9; сравните 2:24) и что Он намерен освободить их из Египта. Его обеспокоенность судьбой народа выражена в словах: иду избавить его (3:8). Бог решил а) вывести их из Египта и б) ввести в землю хорошую и пространную, совсем иную, чем Мадиамская пустыня.

Фраза где течет молоко означает, что Ханаан был отличным местом для кормежки скота — коз и коров. У коз, овец и коров, питаемых на тучных пастбищах, вымя будет переполнено молоком; земля, где течет мед, значит, что в этой земле — множество пчел, производящих мед. А от обилия молока и меда зависит процветание сельских жителей. В этом месте впервые встречаем ссылку, которых много в Ветхом Завете, на «землю, текущую молоком и медом» (сравните стих 17; 33:3; Лев 20:24; Чис 13:27; 14:8; 16:13−14; Втор 6:3; 11:9; 26:9, 15; 27:3; 31:20; Нав 5:6; Иер 11:5; 32:22; Иез 20:6, 15).

Земля же эта была заселена Хананеями, Хеттеями, Аморреями, Ферезеями, Евеями и Иевусеями (Исх 3:17; 13:5; 23:23; 33:2; 34:11).

В книге Бытия 10:15−18 перечислены все эти народы, за исключением Ферезеев, наряду с другими семью народами, которые вели начало от Ханаана, сына Хама и внука Ноя. Заключая завет с Авраамом (Быт 15:18−21), Бог упомянул пять из шести этнических групп, упомянутых в Исх 3:8, наряду с пятью другими группами (сравните с семью народами, перечисленными во Втор 7:1).

Хананеи — более широкоохватываюшее определение. Хеттеи, вероятно, соответствовали объединениям людей, пришедших с севера. Аморреи, о которых здесь говорится, — те же самые, что Аморреи из северной части Месопотамии (сравните с комментариями на Быт 14:13−16). Ферезеи были, возможно, земледельцами или кочевниками. Евеи могли жить в северной Палестине и за пределами ее (Нав 11:3; Суд 3:3). Иевусеи жили в гористой стране (Чис 13:29), которая называлась Иевус, и на подступах к ней; Иевус позднее стал известен как Иерусалим (Нав 15:8).

Затем Бог сказал Моисею, каким образом освободит Он Свой народ. Он воспользуется им, Моисеем, но не собственной силой станет действовать он, а, будучи уполномочен на то Богом. Бог сказал: Итак, пойди: Я пошлю тебя… Любопытно, что, обещая народу две вещи (освобождение из Египта и новую землю), Он поручил Моисею осуществление лишь первой задачи. Бог знал, что Моисей не войдет в Обетованную землю (Втор 32:48−52).

Исх 3:11−15. Моисей был потрясен словами Бога (стихи 7−10), это видно из того, как он испугался. Ему трудно было поверить в реальность этого распоряжения. И потому он тут же стал возражать Богу, ссылаясь на свои недостаточные способности (стих 11) и недостаточный авторитет (стих 13). Моисей сомневался в том, что в состоянии одержать победу в столкновении с новым фараоном (Аменхотепом II) и вывести народ… из Египта. Отвечая на это его возражение, Бог дал ему два обетования: Он заверил его в своем личном присутствии (Я буду с тобою, стих 12; сравните с комментариями на стих 14: Сущий послал меня к вам) и обещал Моисею, что вы (он сам и народ) совершите служение Богу на этой горе, т. с. на горе Хорив.

Целью освобождения было дать Израилю возможность «служить Богу». Об этой цели неоднократно говорится в книге Исхода (4:23; 7:16; 8:1, 20; 9:1, 13; 10:3, 7−8, 11, 24, 26; 12:31). Еврейское слово, означающее «служить Богу», «поклоняться Богу», имеет и другое значение — «быть рабом». Израильтяне были рабами в Египте («стране рабства», буквально «доме рабства», 13:3, 14; 20:2). Бывшие рабами у египтян, теперь сыны Израиля должны были служить Господу, поклоняясь Ему в качестве Его подвластных.

Второе возражение Моисея касалось того, что, как он полагал, израильтяне воспротивятся его утверждению, что Бог послал его, чтобы освободить их. И тогда Бог велел Моисею сказать им, что Он есть Сущий и что Сущий послал меня к вам. (стих 14). Он-то и сказал, что будет со Своим народом в трудное для него время.

Слово еще (Исх 3:15) указывает на ответ, данный на второе возражение Моисея (первый ответ содержался в стихе 14). Бог, Который был и есть всегда, в прошлом открыл Свой характер отцам (патриархам; сравните стихи 6, 16; 4:5) и явил им, что готовность от всего сердца прощать Свой народ неизменно присуща Ему. Вот имя Мое (Сущий) на веки. Помнить о Нем под этим именем следует всегда, вечно. Возможно, в представлении Моисея Господь был некиим далеким Властелином, а не таким вот неизменным в Своем характере Богом, Который заботится о Своих избранных и любит их.

Итак, на оба возражения Моисея (3:11, 13) было отвечено через преподанный ему урок относительно природы и характера Бога (стихи 12, 14−15).

Исх 3:16−22. После того, как Моисей был поставлен в известность о характере как порученной ему миссии (3:7−10), так и его Бога (3:11−15), он получил подробные разъяснения, каким образом надлежит исполнить ему поручение. Разъяснения эти касались старейшин (3:16−17), царя (3:18−20) и израильтян (3:21−22).

Бог повелел Моисею пойти к старейшинам (начальникам и советникам) Израилевым и сказать им об имевшей место теофании, т. е. о явлении Бога в горящем кусте, о Его словах, проникнутых заботой и сочувствием (Я… увидел, что делается с вами; сравните 2:24; 3:7) и о Его намерении вывести их от угнетения Египетского и землю Хананеев (сравните со стих 8 и комментарием на него). Вместе со старейшинами Моисею надлежало явиться к Аменхотепу II. Словами Господь, Бог Евреев Моисей воспользуется впоследствии, когда станет говорить с фараоном; они понятны были людям, исповедывавшим многобожие (сравните 5:3; 7. 16; 9:1, 13; 10:3).

Моисей и старейшины должны были просто обратиться за разрешением выйти из Египта в пустыню на три дня пути, чтобы принести жертву Богу. Он намеренно ничего не сказал об их возвращении назад.

Бог дал знать Моисею (3:19−20), что фараон не исполнит их просьбы, если не произойдет вмешательства свыше. (Божия крепкая рука, под которой понимаются твердость Его и сила, являемые на деле, упоминается также в 6:1 (дважды); 13:14, 16; 32:11; Втор 4:34; 5:15; 6:21; 7:8, 19; 9:26; 11:2; 26:8). Но, чтобы убедить фараона позволить Израилю выйти, Бог прибегает к чудесам (10 «казням»).

Казни, которые обрушатся на Египет, побудят египтян «любезно» обойтись с израильтянами, так что, когда те попросят, египтяне дадут вещей серебряных и вещей золотых, и одежд (сравните Быт 15:14б; Исх 12:35−36) израильским женщинам (и мужчинам, о чем упоминается в 11:2). Не с пустыми руками предстояло уйти Божиему народу; возможно, это явилось частичной компенсацией за 400 лет рабства. Впоследствии эти золотые и серебряные вещи будут использованы Израилем при возведении скинии (35:5, 22).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.